Заметила, что каждый год мне кажется, будто выбрать десятку книг будет делом десяти минут и книг не хватит, но как только открываю списки, понимаю, что процесс будет непростым. А уж если позвать детей, они стопками будут складывать в понравившееся. Поэтому в результате долгих дум и перекладываний родилось вот что. Сначала общий список на двоих:
Рассказывать о чтении я буду под аккомпанемент «Дедморозовки». Третий год подряд включать её в ТОП не буду, иначе она съест целое место, но без неё никак. Слушаем во все четыре времени года.
***
1. «Приключения Эмиля из Лённеберги», Астрид Линдгрен. Это одна из первых книг, которую я купила 7 лет назад по рекомендациям нашего сообщества. В детстве даже не слышала об этом мальчике. А зря. Детей полностью захватили эти истории (а мне очень понравилась мама). Несколько раз подряд слушали книгу и бесчисленное количество раз смотрели сериал, отлично снятый, кстати сказать.
- Мам, а если бы ты была мамой Эмиля, ты бы записывала в тетрадку его шалости?
- Конечно. А я и записываю. Про вас. Буду потом вам рассказывать. Когда станете большими.
- О нет! Только не это! Мама, не надо! )))
2. Серия книг о Волшебной стране, Александр Волков. А вот эти книги в детстве я обожала. У меня было всего две, остальные брала в библиотеке и даже подумать не могла о том, что можно попросить их купить. И купила их сама себе лет в 30 )) С огромным удовольствием перечитала и спрятала в дальний шкафчик, чтобы когда-нибудь прочитать с детьми. И летом этот момент настал. Читали, слушали аудио, по первой части слушали радиопостановку и что-то ещё, уже всего не вспомню.
На момент моей покупки не было книг с иллюстрациями Леонида Владимирского, но мне это было и не принципиально, потому что для меня Волшебная страна навсегда - с Александром Шурицем, Западно-Сибирского книжного издательства. А в магазине мне приглянулся Владимир Канивец, очень много иллюстраций, много на разворот с местом для текста.
Дети тоже очень любят все шесть частей. Когда я не могу читать сама, слушают аудио. Самостоятельно была прочитана полностью про Урфина Джюса и выдержки из других книг. А самое большое количество игр по «Тайне Заброшенного замка» с его пришельцами и космическим кораблём.
- Так, что у нас тут написано в учебнике? Чем интересен вот этот прямоугольник?
- Мам, он мне ничем не интересен.
- Ну как же?! Посмотри на его противоположные стороны…
- Ну они равны…
- Давай скажем это полным ответом «так-то и так-то».
*говорит не полностью.
- Попробуй еще раз полным ответом.
* говорит, переставляя слова, и после паузы добавляет:
- Мама, ты сейчас выглядишь как Урфин Джюс, когда он просил своих новых придворных говорить его титул!
(Если вы помните этот отрывок из второй книги, то поймёте, как я выглядела после этих слов.)
3.Серия книг про Чевостика. О, без Чевостика в машине никуда. И не только в машине. Если дети не слушают про Страшилу, значит слушают про Чевостика. Темы самые разные, нет определенной любимой. В некоторых аудио очень писклявый голос, а в некоторых очень даже ничего (или я просто уже привыкла). В книжном формате у нас дома 8 книг, из них что-то кусочками читала я, а самостоятельно была прочитана «Самолёты и авиация». И с осени наконец достали давно ждущие пластилиновые книги с Чевостиком.
4. «Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик», Анне-Катрине Вестли и её продолжения. Если бы продолжений было много, читали бы все, потому что рассказы про этих детей очень понравились, много вечеров мы провели в кругу этой многодетной семьи, с интересом наблюдая за их жизнью. Я даже задумалась, не купить ли мне еще книг этой замечательной писательницы, но понадеялась на библиотеки.
5. «Первобытные люди», Илья Носырев. Очень захватила книга. Не могу точно сказать чем, потому ее полностью читал детям папа, но рисунков по этой теме было сделано больше сотни. Думаю, что привлекла в целом атмосфера охоты, жилья в пещере, костров, природных мастерилок…
6. «Андрюша идёт в школу», Наталья Никитич. При покупке книга удивила своей толщиной. Сначала я очень переживала, что не успела прочитать эту книгу перед самым началом школы, потому что весь июль и август у нас были беспросветно во власти Волшебной страны. Но потом поняла, что это к лучшему. Потому что дети в конце сентября полностью понимали любые ситуации, случающиеся с героями этой книги, и поэтому очень близко её приняли. Она была не про какие-то абстрактные вещи, а именно про них. Ещё в книге понравилось то, что мальчик Андрюша - не отличник и пример во всём и не отпетый хулиган, а именно самый обычный мальчик с хорошими и плохими мыслями, хорошими и плохими поступками. Также очень понравился образ учителя в книге. Потом мы еще смотрели фильм «Первоклассница» по книге Евгения Шварца, там учительница мне понравилась меньше.
7. Серия «Хрюша и его друзья», Валерий Горбачёв. Давно уже мы читали эти книги, но этой осенью опять с удовольствием перечитали их все, в том числе самостоятельно. Хрюша - просто прелесть!
Как я удержалась от того, чтобы не купить еще штук пять таких книг, не знаю…Десятки закладочек в них говорят сами за себя… Хотя зачем закладки, если они почти на каждой фигурке… Если раньше я могла сказать, что книги вытесняют меня из дома, то теперь однозначно лего вытесняет меня из дома.
8.1 «Вредные советы», Григорий Остер. Самостоятельное чтение. Читает, веселится, зачитывает родителям и брату.
10.1 Последний номер, но совсем не последнее место для этих двух философских книг. «Старый дом» и «Жизнь одного корабля» известного иллюстратора Роберто Инноченти. Книги схожи сюжетом. Произвели на сына огромное впечатление своей мощью времени. Мне показалось, они оглушили его. Возможно, даже испугали. Долго сидел над ними, обдумывал, задавал массу вопросов.
Второй сын еще не оставил мечту стать художником. Но в этом году его выбор остановился не на красивых иллюстрациях, а на душевных переживаниях.
8.2 «Трудный вечер», Нина Артюхова. Весь февраль наше вечернее чтение начиналось обязательно с этой книги, потом уже читалось всё остальное. Тонкая тёмная книжечка со старыми чёрно-белыми иллюстрациями, но она способна вызывать сильные чувства в душе ребёнка.
9.2 «Дедушка Мазай и зайцы», Николай Некрасов. Всем с детства известная история о том, как дед спасал зайцев. У нас аж целых 4 тонких книжечки с этой историей. А читали мы букинистическую. Потом читали еще несколько раз, смотрели мультик. Сын каждый раз очень переживал за зайцев. Потом много с ним разговаривали и о проблемах других животных весной. Также очень любит книги о синичках и белочках.
10.2 Букинистические «Волшебные сказки» Шарля Перро с иллюстрациями Бориса Дехтерёва. Классические сказки - не частый гость в нашем чтении, но эта книга очень понравилась. Потом переслушал их все в аудио. Любимы все, но фаворит - Кот в сапогах.
Остались за кадром повествования: Дракоша, Великое открытие Эдварда, Я считаю всё, О хитрой куме лисе, У лукоморья, Минин и Пожарский, Басни Крылова.
Желаем всем в наступившем году много приятных поездок и книжных открытий!
Интересно у вас! Дочка на год младше, и я как раз запланировала читать Эмиля, Вестли, Андрюшу ближе к школе. Хрюша у нас 2 книжки, про зиму и путешествия. Недавно дочка прочитала, понравилось, посмотрим, захочет ли перечитать...
Какой замечательный топ, Оксана! Спасибо!
Кешку и Хрюшу младшая тоже очень любит.)
Про многодетную семью надо нам перечитать, уже подзабылись книги.)
С Эмилем познакомились в ноябре 2020 года, пошел на ура!
А Остера с его Вредными советами средняя дочь одно время, лет в 8, перечитывала частенько.)
Люба, спасибо! Рада совпадениям :)
У нас тоже многое из ранее читанного уже подзабылось, хоть заново начинай )) Особенно всякие сказки как начинаются в школе, мои дети ничего не помнят, хотя мы всё это читали, и не по разу.
Ох, и мне тоже эти прямоугольники ничем не интересны))) Про титулы Урфина Джюса помню, но у нас дальше второй книги пока дело не идёт у вани, не рвётся слушать. А все остальное, кроме лего тоже явно не из нашего топа. Удивительно разный мир, да?)
И это уже не первый такой прямоугольник ))
Жаль, я всегда за Волшебника огорчаюсь почему-то, сама сильно люблю...
Мир разный и удивительный, но всё равно везде прекрасный )
Оксана, неужели я вижу ваш ТОП?)). Как хорошо!) И какой он чудесный, чтение отличное у парней, совсем уже взрослое).
Волшебник Соней очень тоже был любим, но остановились на Семи подземных королях. А сейчас даже не вспоминает). И совершенно равнодушна к Чевостику... А Старый дом я сама так хотела, потом забыла..., в общем, так и не купила, жаль...
Интересно, почему же ребёнок отказывается слушать про свои шалости?)))) А я бы с удовольствием). И действительно, чем может быть интересен нормальному ребёнку прямоугольник?)))))
А, ещё Остер же. Соня его одно время обожала, как-то ушла к подружке в гости и, оказывается, захватила с собой в рюкзаке этот "кирпичик" с вредными советами. Мама подружки потом рассказывала, что они весь вечер только и делали, что читали и хохотали во всё горло. "Софийка просит себе такую же книжку, но боюсь наша бабушка её не одобрит" - заключила с улыбкой мама))).
Очень рада твоему посту. Правильно Марина говорит, у тебя они (посты) все такие вдумчивые и детальные - читать одно удовольствие! Пиши чаще).
Да, Наташ, и даже старый Новый год еще не наступил ))) Спасибо!
Моим так жаль было расставаться с Элли... А потом еще жальче с Энни, потому что уже знали, что это точно последняя книга. (И у меня каждый раз в конце шестой части щемит в груди, как будто расстаюсь с дорогими друзьями.) Кто-то из детей даже хотел писать продолжение...
Старый дом я очень долго хотела, цена пугала, потом купила и очень рада.
Я думаю, это сейчас отказываются слушать про шалости, а потом очень даже не против будут )) А в учебниках иногда очень странные вопросы, я в парочку задачек для первого класса въехала только раза с пятого.
Бабушки на страже морали )))) Думаю, наша тоже не одобрила бы )))
Я боюсь опять пообещать, но пообещаю :)
Привет!! Совсем тебя не вижу в ДК. Хороший у вас ТОП. Опять увидела Андрюшу и думаю, может скачать почитать Коле или уже перерос? Надо было наверное в прошлом году читать. Про 8 детей у меня только в планах, мало читаем последнее время.
Привет, Оль! Да, я периодически теряюсь... Я думаю, что перерос уже "Андрюшу". Там прям самые школьные азы. 8 детей можно и самостоятельно, но она из тех, что и вместе тоже хорошо ) так что летом у вас есть шанс ))
Да, видимо перерос, он уже в теме всех этих дел)) 8 детей мой вряд ли сам сядет читать... А твои читают? Интересно посмотреть на их дневник самостоятельного чтения
А ты знаешь, я его даже не веду, за редким исключением, он весьма хаотичный. Одному вообще пока достаточно моего чтения, второй читает кусками всё подряд, на что глаз упадёт, по главе, по полглавы, по странице, целиком прочитанных книг единицы. Какое чтение, если брат играть зовёт )) Из того, что я помню, за осень прочитал полностью Урфина, Чевостика-самолёты, Великое открытие Эдварда, Пёс Макси-Фик, В лесу родилась ёлочка сборник, всех Хрюш, Вредные советы, Праздник в джунглях, Я считаю всё (от Пешком в историю). Так что дневником тут и не пахнет ))
Отличный топ!
Из пересечений Эмиль и Андрюша (ну и Дедморозовка, конечно).
Еще не доставала ВИГ, вредные советы и книги Вестли.
Мне тоже очень понравились иллюстрации Канивца, но успела купить одну книгу с иллюстрациями Власовых и еще две с Владимирским... в начальной школе ВИЗ был моей наилюбимейшей книгой, у нас первые три части были в одной книге со страшненькими иллюстрациями, Элли там - весьма упитанная толстушка.
Инна, спасибо, что читаете! Вредные советы у нас как-то сами с полки достались, практически прыгнули в руки )) Я помню одно из самых страшных изданий Волшебника - в 90-е годы моей сестре подарили первую часть. Я обрадовалась, что теперь у меня будет часть, которую всегда приходилось брать в библиотеке, но она оказалось просто ужасной - на совершенно серой газетной тонкой бумаге, с иллюстрациями "под раскраску", журнального формата; при всей моей любви мне было неприятно её читать. Как хорошо, что у наших детей есть такой прекрасный выбор книг.
Нашим детям повезло, согласна.
Поискала свою книгу, но не нашла пока. Бумага была газетная, иллюстраций очень мало, а Элли полная и в очках, мне кажется. За неимением другого эту книгу я обожала.
У меня Волшебник был именно такой, из 90-х. Может, поэтому я его и не полюбила, прочитала один раз и все. В этом году читали с дочкой, понравилось, но не до восторгов.
Спасибо за пост!
Люблю ваши рассказы, как некий взгляд в будущее - моим мальчикам 6.6 - впереди школа, Волшебника пробовали раньше, не пошёл, предложу в этом году.
Эмиль в наших сердцах, такой же, как у вас и еще покупала тоненькую про Иду.
Лего - такие же две книги - оценили, первым делом собрали для драже автомат и футбол, правда, маленький, на большой деталей не хватило.
Ольга, не поверите, но самая первая поделка по этой книге была именно автомат по выдаче драже )) Уже два года стоит на кухне, и эмэндэмсы мы едим только из него! :))
И у вас тоже есть?, здОрово! ))) А может и сам! Мой вот сделал динозавра самого первого, ну копия с картинки, а книги в то время он точно нигде не мог видеть. Так что фантазия детей может быть безгранична ))
Ольга, рада, что мои записи пригождаются :)
Про Иду у нас тоже есть от Махаона (ее краешек на фото тоже виднеется). Волшебника я дарила на ДР, как раз летом. Так что эта прекрасная серия еще вас всех порадует, я уверена!
С удовольствием почитала, полюбовалась! Снежинки какие классные вы сделали! А как делали, которые где Хрюша?)
Лего мне понравились,,наверно, нам тоже надо)
Лен, и вас настигла любовь к лего? ))
Эти снежинки из книжки с заготовками. Там и ангелочки, и звёздочки, и еще куча каких-то штук. Сейчас не под рукой, я тебе попозже вышлю обложку.
Про старшую я помню, ага, но ей эти книжки уже маловаты, наверное.
Я думаю, вам бы для семейного сбора понравилась вот такая (сейчас покажу).
У нас тоже почти все конструкторы любимые, с флагманом лего ))
Оксана, я твои вдумчивые дневники чтения, ТОПы и отзывы как книги читаю! Так их люблю. Восхищаюсь всеми подмеченными нюансами, твоей выдержкой, тем, как вовремя книги входят в жизнь твоих сыновей - именно тогда, когда им будет понятно и близко все-все-все. Как ты права в отзыве про Андрюшу! Именно в начале 1 класса ее и надо читать. Длинная, спокойная, семейная. В чем-то даже терапевтическая. А для чтения перед школой есть Сахарова - Чудеса в решете. Очень своевременно.
Посмеялась и ушла читать про титулы Урфина Джюса, после чего уже заржала в голос ) Я ведь только первую книгу читала с дочкой, да в детстве Семь подземных королей, но ничего уже не помню. Урфина дочь по-моему больше всего из цикла перечитывала.
Чевостик меня сильно раздражает писклявостью (( А вот лего очень впечатлило. Вестли я скупила все. Люблю, если случайно открываю, шарясь на полках - все, пропадаю, оторваться не могу. Такое доброе, такое мое )
Порадовалась, что взяла Хрюшу на распродажах.
Спасибо Оксан, за чудесно проведенное время чтения твоего топа! Успехов юным читателям и изобретателям! Почаще рассказывай об их творчестве.
Марина, спасибо!
Терапевтическая - очень верно про "Андрюшу", она очень нам помогала в обсуждении налаживающегося школьного быта. С титулами Урфина - один из моих любимейших отрывков, и вот так вот меня им же и обозвали... ))) Лего меня впечатляет уже в обратную сторону. Его явно слишком много (хотя понимаю, что лего много не бывает) и оно мешает всему остальному. Вестли на личных полках - это здорово. Потому что огромный плюс библиотек - бесплатность - сводится к нулю из-за того, что книги нет под рукой в нужное время именно сейчас. Хрюша прост, но чрезвычайно мил, и по объему как раз для начинающих. Юные изобретатели сейчас немного отвлеклись от лего и строят деревянные срубы-дворцы )) Я уже и списки чтения за прошлые годы подготовила, но опять не написала...
Как ты права насчет библиотек. Я так ценю вот "под рукой в нужный момент", что закрываю глаза на расходы, место в квартире и прочие неудобства.
А списки чтения буду ждать. Хотя у меня самой куча ненаписанных постов по спискам чтения с детьми, хотя все запротоколировано (((
Единственное, на что я не могу закрыть глаза - это место в квартире :( Его катастрофически нет. Дети попросили в этом году у дедушки Мороза квартиру побольше...
Главное, что всё запротоколировано ))