Звериное пополнение
дошкольникамНовые книги в "звериной" коллекции моей детской библиотеки.
ЖИЛ НА СВЕТЕ БАРСУК, про которого как только я узнала, взглянув на иллюстрации в анонсах новинок и прочитав аннотацию, как тут же возжелала его пылко и страстно.
Потому что иллюстрации привлекали морскими приключениями, аннотация обещала юмор и философский смысл, текст на сканах читался легко, а что еще надо в компанию к давно прочитанным Капитану Борщу, храброму юнге Тиму, мышонку Свену, путешествующей Камчатке и Настоящему Кораблику. Особенно, если на полке имеется "Зверский детектив" с барсуком на обложке. И я вожделенно потирала лапки, вспоминая домик над морем, лодку с парусом и гигантского сома с извивающимися усами, плывущего рядом с нарвалом.
И он приехал!
Книга небольшая по объему - обычная-привычная книжка-картинка для малышей или детей постарше, начинающих читать.
Чудесное начало - дом старого барсука, одиноко живущего на маленьком острове. Очень благоустроенный уютный дом с садом и лодкой у причала - ведь барсук бывший капитан. Он следит за изменениями погоды, за порядком на острове и по многолетней привычке все-все записывает в свой журнал. Отличная идея для детей - такой журнал-дневник с зарисовками того, что видно из окна. А из окна однажды утром ему видно что-то непонятное, которое он приносит домой...



Обсохнув у камина, это непонятное оказывается энергичным зверьком, шныряющим по дому. Настолько энергичным, что барсук решает его прогнать, и тут начинается действие - неожиданный шторм, барсук бросается спасать свою лодку и в результате они со зверьком оказываются в лодке неизвестно где посреди моря. И они решают плыть на восток "встречь солнцу" - искать потерянный дом.




Решили - и поплыли, попутно увеличивая команду, что почему-то не всегда отражалось в тексте.


Прочла я ее мигом, и... И...
И думаю-думаю-думаю... Я удивилась в отзыве Ани этим словам - "задумалась", над чем там можно задуматься? А теперь сама сижу, оглушенно хлопая глазами "что это было?" Такое же ощущение у меня было после прочтения "Невероятной истории о гигантской груше". Нечто похожее случилось и здесь.
Подзаголовок на обложке и правда заставляет задуматься. Потому что многое, заявленное в аннотации и подзаголовке требует размышлений, поскольку напрямую из текста не очень считывается. Маленькому ребенку такие философские умозаключения еще недоступны, он способен лишь следить за сюжетной линией, которая описана очень кратко. Значит, с ним читаем и рассматриваем картинки.
С ребенком постарше читать надо совсем по-другому. Книга напоминает этакую журналистскую "рыбу" - заготовку, из которой нужно сделать материал. Это очень похоже на чтение комикса, где огромный пласт информации не прописан в тексте, а считывается визуально. Озвучить, перевести в речь все видимое автор по умолчанию предлагает нам самим. И не только озвучить, но и объяснить. Себе и остальным. Поэтому книга может прочитаться очень и очень по-разному в зависимости от предпочтений и креативности читателя. Для ведущих детских читательских клубов, для занятий с детьми по технологии ТРИЗ, да просто для любых развивающих занятий книга просто замечательна! Потому что она вообще не отвечает ни на какие вопросы, а только их задает. Причем, массу. И безумно любопытно узнать как ответят на них дети! Потому что у меня (видимо, в силу возраста) есть только одно объяснение, зато разом отвечающее на все вопросы - Альцгеймер проклятый ))
Тогда становится понятным почему избороздивший весь мир и столько всего повидавший старый морской волк не опознал "нечто", выкинутое морем на берег, не сумел сориентироваться по звездам и солнцу и определить свое местоположение после шторма, и направление куда им надо плыть, чтоб найти свой дом, почему, узнав только тюленя, он никак не называет остальную свою команду, и почему, пройдя столько морей и океанов, в конце он проплывает мимо острова...
Но это было бы слишком просто, и читателю предлагается задуматься, пофилософствовать, хотя в пользу моей версии в тексте есть прямые указания )
На шведском книга называется "Путешествие барсука". И открытый конец ясно заявляет о продолжении приключений звериной команды, которой можно только только позавидовать...
Обещанного юмора я не уловила, видимо, слишком тонкий.
Рекомендовать всем подряд не решусь, но любителям красивой книжной иллюстрации, чтения небольших философских историй вроде серии Бенджи Дэвиса про дружбу мальчика Ника и кита, любителям порассуждать над книгой вместе с ребенком - очень даже.
Я полазила по сети:
Сесилия Хейккиля - шведский иллюстратор, часто работает с детскими книгами. Иногда пишет их сама. «Жил на свете Барсук» - первая книга, которую Сесилия написала сама. Любит путешествовать.
Свободное от поездок время обычно проводит в собственной художественной студии с ее любимыми корги, обязательно за чашкой кофе. Сесилия любит животных, ручки, бумагу и запах новых книг. Считает, что к людям и животным следует относиться одинаково. Животные, а также природа вообще, часто становятся главными темами ее творчества.
***
Один из детских садов Швеции выбрал книгу про барсука для работы с детьми в течение года. Вот это я понимаю! Работы там - поля непаханные ))
Ах, как хотелось бы мне послушать, что дети будут рассказывать про этого морского змея! Я думаю, что это, наверное, сельдяной король. Жаль, что барсук в книге про него вообще ничего не думает...
Еще герои и сюжет используются для обоев в детских комнатах.
А увидев еще одну картинку, я обрадовалась, что есть, наверное, уже продолжение, где барсук возвращается-таки домой, но картинка оказалась страницей адвент-календаря, выпущенного в декабре 2019.
Но все равно буду надеяться, что продолжение все-таки следует.
_____________________________________________________
Из многочисленных сериальных книг про пушистых милых зверушек я выбрала Тильду. Меня отпугивало количество книг в сериях про кроликов Юрье, про Ежевичную поляну Барклем и 14 лесных мышей Самоката. Я решила обойтись "малой кровью", взяв одну толстенькую книгу. Но за ней последовала вторая, затем третья, да еще появились книжки-картинки для начального чтения, так что теперь остается лишь цитировать: "коготок увяз, всей птичке пропасть" )
Вторая "звериная" история после первой читается на "ура!"
В ней все понятно, в ней давно знакомые герои в давно известной нам деревеньке с уютным домиком возле церкви в Шиповниковом переулке. В ней все описано и прописано понятными словами - все, что происходит, с подробными дополнениями, обстоятельствами, определениями, с эпитетами, пояснениями, уточнениями и рисуночками. Прописаны все диалоги, кто что хотел, о чем подумал, что начал делать и что из этого вышло. Никаких умолчаний. Можно читать вслух на автопилоте )
Такими и должны быть книги для маленьких детей на которых ребенок учится быть слушателем, погружаться в повествование, чувствовать язык. Отличный вариант первого лонгрида - длинного чтения по главам. Каждая главка - законченная история, можно читать по одной, можно несколько подряд. Книга из разряда тех, что ищут многие современные родители, где главное - положительные герои, доброжелательное взаимодействие, готовность помочь, организовать, принести пользу обществу )

Это снова уютный деревенский мир с запахом выпечки, корицы, яичницы, какао и шиповника, это салфеточки, занавесочки, свежее постельное белье, букетики в вазочках - я периодически ловлю себя на мысли - а это точно мужчина писал? Настолько точно описанный им мир до самых мельчайших деталей показывает именно женский взгляд рачительной хозяйки на организацию домашнего быта. Я даже начинаю чувствовать угрызения совести - настолько я равнодушна к самореализации через самые вкусные завтраки, самые уютные комнатки и наведение абсолютного блеска во вверенном хозяйстве )))

Но не подумайте, что книга "девочковая" - в ней много чисто мальчишеских интересов, которые обеспечивают друзья и соседи мышки Тильды - ежик Руперт, бельчата Бенни и Билли и даже летучий верверёк Хэмфрик.


В этой книге истории мне показались подинамичней, чем в первых.
К тому же здесь уже более сложный социальный мир - дети знакомятся с правами на собственность, обязанностями, даже с законодательством звериного социума. Описывается предпринимательская деятельность героев - мышки с белкой организовывают гостиничный бизнес, сталкиваются с конкуренцией. Бельчата идут в школу.
В общем - мир героев расширяется, как расширяется и мир подрастающего ребенка, входящего в социум.


_________________
Другие книги серии "Тильда Яблочное Семечко"
Чудесные истории из переулка, где растет шиповник
__________________
Всем хороших книг!