Сара Пеннипакер "Пакс"
подросткам
Мальчик и его лис. Или Лис и его мальчик? Кто кого приручил? Кто за кого в ответе? И как им теперь научиться жить врозь?
Я не люблю книги и фильмы о животных. Не люблю с детства. Потому что они всегда грустные. Потому что животные в них всегда страдают. Потому что они, несмотря на наличие когтей и зубов, всегда оказываются слабее, беспомощнее, простодушнее самого страшного зверя - человека, хитрого и беспощадного.
Я с опаской поэтому бралась за эту книгу. Но, на удивление, она не оставила у меня чувства безнадёги и тоски. Возможно, потому, что прирученными, а потом брошенными оказались здесь оба героя: и лис, и мальчик. Даже не брошенными, а отпущенными и отпустившими. И потому что это книга не только о взаимоотношениях животных с людьми...
Сюжет на первый взгляд удивительно прост. Питер нашел маленького лисенка, который без него просто погиб бы, выкормил и вырастил его. Лис стал для него не просто другом. Он стал совершенно необходимой частью его жизни. И такой же необходимой частью жизни стал Питер для Пакса. Но неожиданно всё изменилось. Отец Питера уходит на войну, мальчик переселяется к деду, лис теперь - помеха, и отец настаивает на том, чтобы выпустить Пакса на волю. Они вывозят лиса в лес и уезжают.

И с этого момента начинаются 2 пути: путь Пакса к Питеру и путь Питера, понявшего, что он совершил ужасную ошибку, поддавшись требованиям отца, к Паксу.
Главы по очереди рассказывают о том, что происходит с Питером

и о том, что в то же время происходит с его лисом

Пакс, никогда не добывавший себе сам пищу, совершенно не умеющий выживать на воле, постепенно встраивается в эту жизнь, учится общаться с другими лисами, понимать законы дикой природы. Он с другой стороны узнает людей, хоть и не теряет веры в своего мальчика и верности ему. Сталкивается с первой несправедливостью, испытывает первые трагедии и первое настоящее отчаяние, учится помогать и быть ответственным за других, а если надо - поступаться своими интересами, жертвовать собой ради кого-то более слабого. Из веселого беззаботного лисенка-подростка всего за несколько недель он становится взрослым молодым лисом, умеющим постоять за себя и близких, принимать решения и брать на себя ответственность.
Примерно то же самое происходит и с Питером. Он тоже взрослеет за эти несколько недель. Он проделывает огромный опасный путь. Учится преодолевать трудности и боль, как душевную, так и самую настоящую, физическую. Он тоже узнает людей с другой стороны. Даже своего отца. И тоже учится жертвовать собой и задвигать на задний план свои желания ради счастья и спокойствия других. И ради своего лиса в том числе. Хотя от этого ему "было плохо и больно, так больно, что он задохнулся, как от удара в сердце".
Лисицы - их повадки, подробное описание их привычек и поведения, жилищ, охоты, общения - один из главных крючков, которым цепляет книга.
Проблема взросления двух подростков - человека и зверя - взросления слишком быстрого, а потому очень сложного, порой мучительного - крючок второй.
И есть здесь еще одна тема, крайне важная. Важная, к сожалению, во все времена. Война. Где каждый думает, что сражается за правое дело, а в действительности даже непонятно, кто здесь и с кем воюет, зачем и за что. "Больные войной" - вот как называют животные военных. Ведь сами они никогда не будут убивать и калечить просто так... И самый, пожалуй, пронзительный образ этой книги - Вола, у которой некоторое время вынужден был находиться Питер. Бывшая военная, постепенно выздоравливающая от войны, открывшая Питеру с беспощадной прямотой самую ее суть: "Какую бы ерунду они тебе ни впаривали насчет приобретения специальности и раскрытия твоего потенциала, ты идешь на войну, чтобы убивать людей. Убивать или быть убитым". И кем ты становишься, научившись убивать? "Когда девочка, которая любила персики и наблюдала за светлячками, превращается в женщину-убийцу, как ее назвать?А? Та девочка скорее дала бы отрубить себе руку, чем причинила вред одному-единственному светлячку, - но проходит несколько лет, и она убивает абсолютного незнакомца. Я бы назвала ее оружием. Непредсказуемым и смертоносным".
Имя "Пакс" обозначает "мир". Пусть и назван так лис был по другой причине. И он действительно становится словно другим полюсом, к которому стремятся Питер, Вола - все те, кто больше не болен войной. Финал открыт. Он больше определен для Пакса, намечен пунктиром для Волы и открыт нараспашку для Питера. Как всегда будет открыта нараспашку его душа и дверь на его веранде в ожидании лиса...
А теперь безэмоционально. Немного про оформление. В книге комфортный крупный шрифт, плотные шершавые листы. Каждая глава начинается с новой страницы и предваряется либо силуэтом головы лиса, либо мальчика. Есть редкие черно-белые иллюстрации.


в суперобложке. Под ней - стильная обложка

и форзацы в тон

Вместе с книгой "Здесь, в реальном мире" смотрится серийно
