"Здесь, в реальном мире"
подросткамПрочитала 2 книги Сары Пеннипакер. Обе понравились. Долго думала, один на двоих отзыв написать или все-таки поделить. Решила поделить. Очень уж они разные.
Первой я читала повесть "
Это рассказ об 11-летнем мальчике Варе. Мальчике - махровом интроверте, который большую часть времени проводит в своем выдуманном мире, где царит справедливость, где смелые рыцари всегда придут на защиту слабых, где нет неразрешимых проблем. Но уж зато в мире реальном Вару ох как проблематично. Ему сложно общаться с людьми. Да они ему, в общем-то, и не нужны. Он обожает свою комнату, где может остаться один, где прочные стены и дверь, где так хорошо уйти в себя, разглядывая на потолке гипсовые завитки в форме знака бесконечности. Бесконечность на бесконечности внутри бесконечности... И наступившее лето, которое Вар собирается провести у бабушки, обещает стать просто замечательным: никто не будет мешать его одиночеству и мечтам. Но случается беда, бабушка попадает в больницу. А очень занятые именно в это время работой родители не могут быть спокойны, если их "странный" ребенок будет целыми днями предоставлен сам себе. И тогда мама записывает Вара в летний лагерь, где он займется "осмысленным социальным взаимодействием". Для Вара это настоящая трагедия...
Но в первый же день, покинув лагерь, он оказывается на развалинах старой церкви, где встречает не менее странную, чем он сам, девочку Джолин. Подумать только, она решила прямо здесь, в церковном дворе, выращивать папайи, целый сад! И начинается их общее лето. Лето, где они работают, занимаясь каждый своим делом (Джолин - будущим садом, а Вар - постройкой настоящего замка) или объединяя свои усилия, когда это необходимо. Они то спорят, то просто молчат. Но оба начинают меняться. Мы узнаем, что больше всего в жизни мучает Вара: он считает, что родители хотели бы другого ребенка, "нормального", что они разочарованы в нём, он хочет измениться, переродиться, сделать что угодно, только бы стать таким, каким его хотят видеть. Постепенно Вар решается признаться Джолин: "Мои родители хотели бы, чтобы у них был не такой ребенок, как я". И слышит в ответ: "Моя тётя хотела бы, чтобы у неё не было вообще никакого ребёнка". Вот и всё. Вот каков он, оказывается, реальный мир, в несправедливость которого не устает тыкать его носом Джолин. Но, несмотря на это, Вар теперь не старается уйти в себя от проблем. Ему теперь уже не стыдно за свою "непохожесть".Он всё больше задается вопросом, как перебросить мостик между своим воображаемым миром и миром действительным, как встроиться в него. Теперь уже "гипсовые завитки не казались ему знаками бесконечности. Теперь они напоминали вопросительные знаки. Вопросы на вопросах внутри вопросов".
А этот реальный мир всё активнее вторгается в жизнь Вара. Возникают проблемы, разрешить которые кажется невозможным. Как же можно в этом мире, полном несправедливости, существовать? Ответ приходит с неожиданной стороны. Мама говорит Вару: "Отыщи тот кусочек, с которым можно что-то сделать. Хорошенько осмотри проблему со всех сторон. Особенно края. И вокруг. Всегда можно что-то найти". И Вар находит тот маленький кусочек большой проблемы, с которым и он может справиться. Он не сдастся, не согласится с Джолин, в отчаянии говорящей: "Ничего. Хорошего. Никогда. Не будет. Вот так устроен реальный мир. Теперь ты понял?" Он понял нечто гораздо более важное: "В реальном мире случается много плохого. Но всё, что мы делаем, чтобы это исправить, - это тоже реальный мир. Мы сами - это тоже реальный мир". Под мир не надо прогибаться, ломать себя в угоду ему. От мира не надо уходить в неосуществимые фантазии. Надо просто оставаться собой и стараться сделать реальный мир хоть чуточку лучше. И тогда он примет тебя, а ты найдешь в нем свое место. И тогда ты услышишь от человека, который давно уже стал твоим другом, хотя ты этого и не заметил: "Только не проси сделать тебя нормальным. Ты уже в сто раз лучше, чем нормальный".
"Вар лежал в кровати, рассматривая гипсовые завитки на потолке. Теперь они были похожи на улыбки. Улыбки на улыбках внутри улыбок".
Книга достаточно толстая, но читается на одном дыхании, к тому же, в ней крупный удобный шрифт. Иллюстраций нет, только заставочка в виде папайи перед каждой главой.
Под суперобложкой прячется вот что
и форзац - в тон зеленому оформлению обложки (на фото не очень видно, но цвет практически такой же)
Единственный минус этого издания - это цена. Причем не очень понятна политика издательства к удорожания и так дорогих книг (я сейчас о суперобложке, так ли уж она тут была нужна?)
Издание получилось стильное, причем составляет замечательную пару с другой книгой Сары Пеннипакер. О ней я тоже напишу, но чуть позже.
P.S. Крик души. Пост переписываю с нуля второй раз. Первый (полностью написанный!) просто исчез, оставив на память огрызок названия. Просто безобразие эта новая версия!!!