Книжный Салон 26 мая, эпизод 1
мероприятияКогда в Петербурге жара, пыль пытается воспарить, полетать, покружить, прилипнуть ко всем слизистым оболочкам, пусть даже к давно пересохшим.
Живительный питерский дождичек выявляет красоту города, прохожим придаёт осанку (чтоб из-под зонта ничего не высовывалось), а движениям грацию (чтоб не подскользнуться). И голову следует держать правильно - нос задрать на уровень второго этажа.
Сравните сами: вот вы идёте встречаться с книгами с правильно поднятым носом.
А вот вы нос опустили: поэзия осталась вверху, а внизу - лужи, машины, ряженые Петры-Катерины... Срочно задираем нос!
А что это за белый шатёр в арке Генштаба?
Взглянем с другой стороны. Это первый пропускной пункт на нашем пути к книгам.
Скользим вальсом, не задерживаемся - тушку прямо, мобильник вправо, поклажу влево (зонтик в руках! зонтик на ленту не класть!). Собрались всеми своими запчастями в единый трансформер, повернули направо, открыли дверь в здание Генштаба.
Здесь скользим медленней, старательно шаркаем - впускают порционно, охранник определяет порцию на глаз - человек 8-10.
Затем продолжаем ритуальный танец во славу безопасности - сами прямо, мобильник вправо, поклажа влево (зонтик на ленту, вместе с вещами!)
Говорю же, ритуальное действо, в нём есть порядок, а не смысл.
Вновь собрали себя воедино, щёлкнули для надёжности сочленениями, двинулись в кассу.
Посещение бесплатно, но билет - бесплатный - нужен. Нужен, но не на все мероприятия. Билеты тоже порционно, стойте, ждите, когда будет новая порция. Мне пришлось ждать 30 минут - не знаю, много это или мало.
За кассами проходов 5, турникетов чуть больше, но всегда есть один тайный, не перекрытый турникетами проход - гуляй не хочу!
За турникетами - Малый Атриум. А вот там - представление книги "Война и мир в отдельно взятой школе".
Список авторов книги как страница классного журнала, их 24 (!) ("Двадцатеро нас в ночь ушло..."), а на запланированное мероприятие - презентацию - явились трое. Остальным прошу отметить неявку. Особенно Драгунскому, застрельщику проекта - нет, он его не застрелил, он хлопнул первой главой как стартовым пистолетом и понеслась эстафета!
Опоздавшая к началу Строкина назвала текст неровным, но философичным - ой!
Она внесла интригу в повествование, в её главе подростки по маркам догадались, что они брат и сестра. (Не спрашивайте, как это. Всё, что мне вспоминается: "Сын, ты уже вырос, и я открою тебе страшную тайну - ты мне не сын! Ты мне дочь!")
Сюжет, как упомянули участники встречи, похож на "Для пользы дела" Солженицына, только без советской лакировки - ещё раз ой. Что же в книге такое, что по сравнению с ней Солженицын - советский лакировщик?
Сюжет похож - детки пишут роман, чтобы защитить свою школу, обречённую на снос под элитную застройку.
Быков высказался с обычным добродушием: "Один не очень умный критик, а точнее говоря, дурак, сделал обо мне доклад, что основной способ моего творчества - паразитизм на русской классике. Чтобы сделать приятное дураку, я участвую во всех проектах по русской классике" Аудитория посмеялась и похлопала. Мдааа...
Паразитизм - потребление ресурсов другого, не давая ничего полезного этому другому взамен. Что же полезное Быков дал русской классике? Подведём предварительные итоги лет через 20.
Он же: "В одиночку нельзя работать в физике, математике... Коллективный роман был неизбежен."
Ну какой же это коллективный роман?
Антон Соя (первый справа на фото): "Это странный проект, не соавторство. Пишущие вместе люди выбирают соавторов сами, а нас просто набрали в проект."
Каждый писал свой кусочек, с другими никак не взаимодействовал - сейчас довольно часто встречаемый расклад при написании книг.
По сути книга - частый бредень (сеть такая, а не больной поток сознания, хотя книгу не читала, не поручусь), заброшенный на кошельки доверчивых читателей: авось клюнут хоть на какое-то имя в общем списке.
Быкова модератор воспринимала как приглашённую звезду, что, в общем-то, справедливо - кто больше всех работал в медиа, кто самое узнаваемое лицо? Уже есть поколение, что смотрит на современную и классическую литературу его глазами. Вот и схожесть этого проекта с солженицынской повестью он воспринимает как "положительную тенденцию - автор после неё оказался на Западе". Аудитория вновь посмеялась и похлопала: вера в то, что там рай, а здесь ад, непоколебима.
Хм, Дмитрий Львович уверен, что ему тоже предоставят вермонтское поместье? Помнится, он говорил, что западные издательства предлагали такие гонорары, что он однажды, не выдержав, предложил им издать его роман бесплатно, в подарок.
Модератор Т.Стоянова, взглянув на длинный список участников проекта, нашла другое возражение: "Тут сложно всех авторов отправить на Запад."