NON/FICTIO№23 - 3 декабря 2021, пятница
мероприятияНу, вот еще чуточку мирной жизни - пару лет достаточно, и станет NON/FICTIO№ снова традицией. Задатки есть. "Кость хорошая" ;=))
Выставка гораздо более камерная, чем былая Non/fiction, где не экономили на буквах, пространстве, зарубежных гостях...
Но здесь можно тихо посидеть с книгой.
И здесь.
И здесь...
Это, конечно, не стена с камином, которые милые дети обрушили на мое кресло в каком-то лохматом году в ЦДХ. Кресло, кстати, выстояло и меня прикрыло от килотонного удара.
Нет ни камина, ни антикаминного кресла, ждем-с.
Сейчас чем развлечь детей - личная забота издательств. Работа это трудная, и без участия организаторов ярмарки выходит как у "Почты России"
или у "Сбера", столь же незатейливо. Но стоит сказать спасибо - здесь догадались, что к детским книгам придут ... нежданчик! .... - дети! И им надо сделать интересно.
Катастрофически не хватает былого квеста, накрепко связывавшего воедино всю детскую часть выставки. Без остального можно обойтись, не страдая.
Это подросткам интересно поговорить, поучаствовать в баттлах. Младшим детям нужна движуха с каким-то понятным смыслом.
Взрослые выслушают-посмотрят, как идут детские программы по искусству в оранжереях Царицына. Задумаются, где ж взять свободного малолетку для такого интересного дела? Или предподростка - таких приглашают пройти квест в Эрмитаже, заманчиво!
А чем заняться самим малолеткам, предподросткам во время таких встреч на ярмарке?
Художница Варвара Помидор подписывает именной пригласительный на квест в Эрмитаже:=)) Я уже наметила, кому подарю, пока он не спрятался. Или нет, сначала "Путешествия по Эрмитажу" на себе попробую))
Сказали, в Эрмитаже нэцке исстрадались от одиночества - может, зайти, погладить каждую ласковым взглядом?
Или на доспехи взглянуть, вообразить себя князем серебряным - от макушки до пят отливающей серебристым металлом. QR-код на груди, билетный штрих-код по краешку - красииииииво!
Как сказал Кипнис: "Зачем люди раз в год снимают пиджак и джинсы? Зачем облачаются в доспехи? Чтобы побыть естественным человеком." Вот и побуду. Ладно, не побуду, помечтаю.
Борис Григорьевич представляет свою новую книгу о Суворове. Памятник на Марсовом поле не даст соврать - человек Суворов облачен вполне естественно:=)) Вводят в ступор ламеллярные штанишки? Нууу, эээ..., а давайте вернемся на ярмарку!
Интересно было послушать, вы тоже можете приобщиться - беседы Кипниса о Суворове в "Цифровой истории" на ютубе даже информативнее, рекомендую.
Народ внимал питерскому гостю в полной тишине, вопросы задавали, на аплодисменты не решились - вдруг это по-питерски моветон?
В свободное время бродила среди миллиона книг, радовалась - как же много я хочу! Но об этом после.
А пока о том, как в Зоне семинаров послушала новых (ну, почти) писателей (-ек? -ельш?): Орлова, Симбирская, Строкина, Линде - о сложных темах в детлите.
Сложных тем (смерть, ЛГБТ, буллинг) набралось столько, что возник вопрос: а есть ли простые темы? Борис Кузнецов засвидетельствовал: Есть! Ему лично присылают мегатонны рукописей на ооочень простые темы.
Анастасия Строкина упомянула о новосибирском Музее смерти и о том, что взрослых он напрягает, а детей нет. Предположила, что мы перекладываем на детей свои страхи. Конечно, а как же, "сгнобят тебя отец и мать" и т.д.
Интересно, насколько дети понимали, в музей чего они пришли? Жаль, тема не получила развития.
Аудитория печалилась об отсутствии примера для подражания. Анастасия согласилась, что да, все размыто. Какой-то случившийся в эту минуту на встрече мудрец Соломон выдвинул мысль, что ничто не ново под луной, и эпоха идеалов сменяется эпохой фиксации реальности. Пока фиксируем.
Мне показалось, однобоко фиксируем: героям книг очень трудно живется - буллинг, непризнание ЛГБТ... При этом они все такие сытенькие, воздухом питаются, в туман одеваются... Нет у них вопросов, на что жить, учиться, есть, одеваться. И крайне редко герой думает - а зачем это все делать? Во многих книгах априори (т.е. необдуманно))) считается, что незачем.
ГГ требуют "свободы от" - от гнета норм, и не догадываются, что "свобода для" важнее. Все, что они могут сделать, достигнув свободы - полетать над городом в зеленых трусах или улететь... Не помню, куда там улетали в "Улыбке химеры"?
После достижения "свободы от" книги обычно заканчиваются и до вопроса "свобода для ... чего?" не добираются... То, против чего бились, обрисовано более-менее подробно, а за что - пусть читатели думают, автору уже неинтересно.
Как у Высоцкого: "Мне вчера дали свободу,
Что я с ней делать буду?"
Но рано или поздно читатель войдет в возраст Ослика Иа и, прочитав книгу, спросит: "И какой из этого следует вывод?"
Или, судя по очередям за автографами фантастов и создателей фэнтези, не спросит - навевают сон золотой и ладно.