Декабрьский дневник читающей мамы
дневник читателя
Очень хочется быть краткой. Но в декабре слишком много названий прочитанных книг. Именно названий, поскольку книги, в основном, маленькие+много аудиокниг.
Продолжаю историческую тематику. Пока еще в 18 веке.
Г.Данилевский. Княжна Тараканова.
Качественный такой, со старинным духом исторический роман. Как и положено историческому роману, здесь есть частичка большой Истории: Императрица Екатерина Великая и ее окружение, военные и дипломатические дела, невесть откуда взявшаяся якобы дочь почившей Елизаветы Петровны; есть и частная история, трогательная, с настоящей большой любовью и верностью до гроба; есть тайны разрешенные и до конца так и не раскрытые. Написано медленно и красиво, динамики вот мне не хватило. Но не было в литературе 19 века такой динамики, как сейчас.
Зато ее с избытком в очередном романе Бориса Акунина "Доброключения и рассуждения Луция Катина"
Книга о приключениях дворянина из России, волей судьбы побывавшего при дворе сначала Елизаветы, потом Екатерины Второй; поплывшего в Европу за образованием, а оказавшегося вместо этого в германский армии; поучаствовавшего в сражениях; прожившего долгое время в одном из маленьких германских государств, государь которого решил сделать из него центр Просвещения, земной Эдем; попытавшегося внедрить идеалы Просвещения на русской почве и...погибшего в результате во время пугачевского восстания. Книга, как всегда, захватывает. Но уже второй раз (после "Орехового Будды") остается смутное ощущение "чего-то не того", словно заигрался уважаемый автор немножко.
Но читать я его все равно не перестану, это точно. И в доказательство - еще одна книга, на этот раз, детектив, условно продолжающий цикл про Эраста Фандорина. Условно - потому что Фандорина больше нет в живых, а главным детективом является теперь его помощник Маса. Теперь уже "Просто Маса".
Книгу я слушала в аудиоформате. Очень, кстати, хорошая озвучка. Я в свое время и про Фандорина практически все книги слушала ушами)
Детектив интересный, как всегда, насыщенный событиями, тайнами и неожиданными открытиями. Герой, как любит Акунин и как мне нравится, далеко не из всех ситуаций выходит победителем, особенно в конце автор любит что-нибудь такое кааак бахнуть - и хоть плачь, хоть смейся. Действие происходит в разлюбезной акунинской Японии, японского здесь очень много, но оно всё к месту и хорошо играет на сюжет. В общем, понравилось, рекомендую)
Добралась, наконец-то, до вторых частей двух новых трилогий Лукьяненко.
"Предел" - продолжение космической эпопеи "Порог" о полёте совместного экипажа представителей разных космических рас (подавляющее большинство которого составляют земляне) к далекой звездной системе, которой грозит гибель по неизвестным причинам.
Космическую фантастику я люблю очень, поэтому это роман, конечно, понравился. Особенности разных цивилизаций (от гуманоидов, прямоходящих лошадей, кис, кротов, симбиоза гуманоидов с мозговыми червями - до совершенно невозможной цивилизации, включающей всего трех особей), сошедшие с ума и взбунтовавшиеся бортовые компьютеры, незапланированный контакт и сложные взаимоотношения представителей разных планет - и всепобеждающая любовь. В общем, круть. Ждем последнюю часть!
"Три дня Индиго" - продолжение нашумевшего буквально в августе романа "Семь дней мегиддо"
И снова приключения в лучших традициях Лукьяненко. Захватившие Землю пришельцы, оказавшиеся уже давно на Земле Прежние и Слуги, "гнёзда", в которых из неизлечимо больных детей делают переродившихся для войн в далеких галактиках; загадочное убийство, которое предстоит раскрыть ГГ, сильно мне напоминающему Антона Городецкого) Интересно, захватывающе и по уму. Всё, как я люблю. Почему стоит 18+, для меня загадка. По мне, самая что ни на есть подростковая фантастика, от 14 и старше.
Две книги о хороших людях)))
А.Строкина "Татьяна Маврина"
Милая, теплая, душевная книга-биография ни на кого не похожей художницы Татьяны Мавриной для детей. Прекрасно написанная, прекрасно проиллюстрированная. И хотя я не могу себя причислить к поклонникам ее творчества, после прочтения этой книги взглянула на иллюстрации Мавриной по-новому.
Ч.Болюнд "Неизвестная Астрид Линдгрен"
Книгу приятно было читать, но не поразила, не удивила и особо нового тоже не сообщила. В основном, в ней говорится о работе Линдгрен в качестве редактора. Стиль автора суховатый, текст, на мой взгляд, перенасыщен цифрами (доходы, расходы, размер премий и т.д.) А еще меня не в первый раз уже изумляет в книгах зарубежных авторов многократное повторение той или иной информации в разных местах книги. Создается ощущение, что читателей держат за растяп, которые не могут запомнить что-то с первого раза. В общем, книга из тех, которые не перечитывают.
Чисто подростковое, плавно переходящее в детское.
Новая книга Нины Дашевской "Поиск звука"
Про нее писала подробный отзыв. Книга неоднозначная, тревожная, немножко выбивающаяся из уютного мира Дашевской. Но, в конце концов, это еще одна грань любимого автора)
Луис Сашар "Мальчик, который потерял лицо"
Книга неплохая, но, скажем, не потрясла) Хорошо написанная, но достаточно проходная. Мальчик, чтобы котироваться в своей компании, участвует в очень некрасивом деле: они приходят к пожилой женщине, хулиганят и хамят там, а потом разбегаются. Эта женщина проклинает ГГ. И на него начинают валиться неприятности, как он думает, с ним случается всё то, что они натворили в ее доме. Да еще и бывшие приятели, и даже родной брат теперь презирают его и насмехаются. Но у него появляются новые друзья и первая любовь, хотя это жизнь только осложняет. Сюжет ровный, не провисающий, все линии доведены до конца, а в конце еще и сюрприз ждет читателя. Хорошая книга с хорошим посылом, но второй раз вряд ли будешь читать.
П.Ивушкина "Барбара Эр не умела летать"
Это по рекомендации Оли П. Она редко плохое посоветует. Да что там редко, никогда! Книжка совсем тонкая, но очень глубокая. Душевная. Волшебная. О том, как важно понимать своих детей и не просто любить их, а показывать им эту любовь. О том, откуда берутся все в мире "воспитательницы-домомучительницы" и все капризные и невоспитанные дети и как непросто им живется на самом деле. О том, что можно понимать без слов и летать без крыльев - и одновременно о том, что крылья есть у каждого. Я возмутилась было, что за имя у ГГ, неужели русское нельзя было дать! А Оля сказала очень мудрую вещь: "Эта история вне времени, вне стран и языков: общечеловеческая". Оля, ты чуешь, я уже тебя цитирую! В общем, неожиданно книга оказалась классной. Вот недаром я сразу на обложку запала)))
Очередной сборник рассказов "Волчка" - "Полное погружение"
В этом сборнике все рассказы нормальные, в смысле, ни один не вызвал отторжения. И все достаточно ровненькие, добротненькие такие.
На первое место я поставила бы рассказ В.Дегтевой "Желтый куб" про мальчика, которому после смерти прабабушки (с которой он не так уж и общался) она везде мерещилась; в конце концов он нашел окно в квартиру, где жила женщина, очень ее напоминавшая, и приходил просто посмотреть на нее, но оказалось, что похожа только издалека...
На втором месте в моем топе - рассказ Нины Дашевской "Бесконтактно". Неожиданно он фантастический (хотя на какой-то встрече Нина говорила, что никогда не будет писать фантастику, вот уж точно, "никогда не говори "никогда"), о первой любви - и невозможности ее по причине разбросанности во времени и пространстве. Чем-то напомнил рассказ К.Булычева "Снегурочка" (не тот, детский, про Алису, другой, взрослый) про любовь, возникшую между земным космонавтом и девушкой с планеты, атмосфера которой состоит из жидкого азота. Они были так похожи внешне, они могли смотреть друг на друга, но не могли даже дотронуться, потому что он от одного касания получил бы обморожение, а она - ожог. И конец там такой трогательный, грустный - и светлый. Прямо как у Дашевской в лучшем ее проявлении)
Не третье место претендуют 2 рассказа: "Дурдомпора" Д.Гербек и рассказ, давший название сборнику - "Полное погружение" Д.Артемкиной. Они совсем о разном, но оба дают повод задуматься о своих внезапных порывах и необдуманных поступках, результат которых потом будет скрести тебя очень долго, может быть, и всю жизнь.
И еще один сборник рассказов, о котором писала Настя, - "На живую нитку" Ники Свестен. Рукопись без обложки, из короткого списка Книгуру этого года. Обложку я сама сваяла.
Мне понравился первый рассказ, "Певчий", о мальчике с прекрасным голосом, который находится в поиске себя, того места, где не он будет собственностью голоса, а голос его будет звучать там, где считает нужным герой.
Очень понравился второй рассказ, "Пассажирка". Это рассказ, как и книга про Барбару Эр, вне времени и практически вне пространства. Он просто как ветер, который летит за поездом и легко приоткрывает ненадолго то одно окно памяти, то другое, ни разу не открывая их до конца, не давая рассмотреть как следует ни героев, ни обстоятельства. Здесь только обрывки слов и воспоминаний, только недосказанности. И неожиданный Новый год - праздник, который, оказывается, можно устроить в совершенно любое время, просто когда душа этого просит)
И не очень понравился последний рассказ, "На живую нитку", про мальчика-десятиклассника, страдающего эпилепсией. И много про что еще. Вот это "много про что еще" всё портит, потому что его чрезмерно много, причем ни одна линия (а их неприлично много для небольшого рассказа) до нормального финала не доведена. И очень жаль. Потому что мне нравится, как пишет Ника Свестен. У нее просто отличный язык, красивый, продуманный, глубокий. Совершенно не жалею, что прочитала этот сборник, получила массу положительных эмоций.
"Печенье счастья"
Слушала аудиокнигу. Причем чисто за рождественскую тематику. Не зацепила совершенно. Сюжет банальный и довольно затянутый. Мальчика Оскара, у которого достаточно экстравагантные родители (и он их часто стесняется), девочка угощает печеньем, внутри которого он находит записку, согласно которой его самое сокровенное желание может исполнится, и он загадывает быть более похожим с родителями. Но не родители становятся на него похожи, а он на них, совершая часто странные поступки. Однако постепенно он понимает, что становится другим, самим собой, не подстраивающимся под чужое мнение, а делающим то, что считает должным и правильным. Шутки глупые. То он туалетной бумагой обмотался, то пукнул, то бабушка вместо "пицца" говорит "писса", вообще большинство "смешных" ситуаций основана на тугоухости бабушки, которая перевирает слова. Абсолютно проходная и не очень умная книга, хоть и с хорошим посылом.
С. Пеннипакер "Клементина и ее ужасная неделя"
Их сейчас удивительно много, книг про младших школьников, переводных и отечественных. Но не все одинаково хороши. Вернее, таких, чтобы всё понравилось и всего хватило, без оговорок, практически и нет. Вот в этой книге мне понравилось буквально всё и хватило абсолютно всего. Здесь есть, над чем посмеяться, и при этом ни разу ни одной пошлости, ни одной глупости, ни одной шутки ниже пояса; здесь есть, над чем задуматься, о чем погрустить и чему искренне порадоваться; здесь есть то, что трогает (но не долбит по голове, как это сейчас любят!), и есть твердая уверенность: мир прекрасен, детство - это чудесно, всё у всех будет всегда хорошо! Просто отличная книга.
То, что давно собиралась прочитать - Т.Теллеген "Неужели никто не рассердится"
Книгу эту я купила сто лет назад, после встречи с Игорем Олейниковым. По большей части, из-за иллюстраций. Ну иллюстраций здесь оказалось негусто. А сказки-притчи достаточно странные. Своеобразные такие сказки, типа "Ежика в тумане", но еще чуднЕе (или чУднее, уж не знаю, куда поставить ударение). Но что-то в них есть. Зачитывала дочке, она сначала смеялась, а потом отправила меня восвояси. Просто сцена из "Самой обаятельной и привлекательной" получилась: "Володя, а ты любишь громко петь в бане?" - "Слушай, Клюева, отстань, а?" Ну вот как-то так...
Ну раз начала про сказки, про них и продолжу.
Нет, передумала. Сначала про взрослое прослушанное, потом про сказки, на закуску.
Прослушала несколько аудиокниг.
Д.Оруэлл "1984"
Книгу я помнила достаточно хорошо, но прослушала еще раз, потому что купила графический роман (всё пытаюсь открыть их для себя и не то, чтобы полюбить, но хоть ценность осознать). Нет, не осознала. Роман суперский, в комментариях не нуждается. На все времена. И на нынешнее тоже. Графический роман тоже хороший, но для меня что он есть-что нет.
Раньше не читала. И снова улётная вещь. Так всё точно - и так безысходно, что даже страшно.
О.Хаксли "О дивный новый мир"
Понимаю, что классика, что фундамент. Понимаю, что жанр антиутопии шагнул с тех пор далеко вперед. Но не скажу, что сильно впечатлил. Да, много узнаваемого, предсказанного, воплотившегося сейчас, спустя годы, в жизнь. Но... Не моё. И финал дурацкий.
К.Кизи "Над кукушкиным гнездом"
Когда-то пыталась начать читать, но бросала. Думаю, сейчас тоже не осилила бы. Спасла аудиоверсия. Надо ж было пробел в образовании закрыть) Вот здесь я ценность книги осознала. Но она мне просто тупо не понравилась. Несмотря на глубокие мысли, заложенные в ней, на продуманную композицию, на проработку образов, на ГГ, на великолепно написанный финал. Мне кажется, эта книга просто мужская. Такое бывает)
И еще одна аудиокнига, совершенно неожиданно возникшая в планах на прослушивание. Д.Харрис "Пять четвертинок апельсина"
Книга впечатлила, вызвала много разных мыслей, чем-то возмутила, где-то растрогала, а где-то просто взбесила. В общем, равнодушной не оставила) История, где переплелось начало 90-х с 1942 годом в небольшой французской деревне, оккупированной фашистами. Временем, когда произошли события, которые и теперь 65-летняя Буаз не может вспоминать без страха быть узнанной и разоблаченной. События, которые автор выдает нам малыми порциями, постепенно складывая пазл, который соединяется в полную картину только в самом конце книги. Картину того, что произошло тогда. И одновременно происходят перемены в самой Буаз, отпустившей наконец-то прошлое - и вернувшейся к себе самой. Оказывается, для этого нужно совсем немного: "Только перестань сопротивляться - и река принесет тебя домой".
А вот теперь сказки.
Взрослая сказка "Вслед за змеями". И опять вторая часть (слава богу, последняя)) - продолжение сказки про Финиста-ясна сокола "Иди через темный лес"
И насколько мне понравилась первая книга, настолько же разочаровала вторая. В первой части за основу взяты русские народные сказки, переосмысленные, переработанные, но переработанные очень круто, определенные моменты были просто шикарны (особенно переход из мира живых в мир мертвых через избушку бабы Яги - просто до мурашек). Во второй части за основу автор взял уральские сказы про Хозяйку Медной горы, Великого Полоза и т.д. Слишком много, на мой взгляд, накручено, много странного, сомнительного и попросту неприятного. Все так называемые тайны одна за другой превращаются в пшики, как в совершенный пшик превратилась главная интрига первой книги: почему ГГ ни разу не назвали по имени, что за имя у нее и что за загадка с ним связана. А обычное у нее имя - Аня, и ни с чем оно не связано, просто сначала не называли, а потом назвали.
Ну справедливости ради скажу, что концовка неплохая, хоть и не идеальная.
Вневозрастная сказка Ж.-К.Мурлева "Похождения Мемека-музыканта"
Ну я вообще люблю Мурлева, хотя он нравится далеко не всем. Скажем, это не то произведение, которое меня поразило, но сказка весьма неплоха. Про маленького звереныша, которого неожиданно для себя пришлось растить и оберегать молодому одинокому козлу Мемеку, о любви и ответственности, о том, как часто, мечтая о чем-то практически недостижимом, мы не замечаем счастья, которое всегда было рядом, о долгой дороге из дома - и долгой дороге домой, к себе самому. История полна необычных ситуаций, неожиданных встреч и доброго юмора.
С.Иванов "Зимняя девочка"
В этом сборнике сначала идут рассказы, в основном, про природу. Очень красивые рассказы, хорошие, трогательные, простые - и глубокие. Я еще подумала, вот что эти все современные авторы всё сводят к социальной тематике? Почему вот это, доставшееся в наследство от Паустовского и Коваля, осталось сейчас у кого только? У Востокова? Вот такие, простые, без морали, без выводов, часто зарисовки - и сами думайте, о чём же рассказ. А лучше - закройте глаза и ... "Вот так лежишь - один, среди садов, среди неба - и смотришь и слушаешь: то звезда упадет, то яблоко. То опять яблоко, то звезда..."
А потом - повесть-сказка про Снегурочку, временно живущую в обычном городе, с обычной бабушкой, учащуюся в обычном втором классе, общающуюся с обычными мальчишками. Только вот сама она очень необычная... И повесть необычная. В ней - завывание холодных ветров среди полярных торосов, ожидание и предчувствие чего-то волнующего, немного пугающего и неизбежного, звоночки приближающихся 90-х - и вечные ценности, дружба, верность, справедливость, чувство ответственности, которые останутся всегда, которым никакие 90-е не страшны. Я читала эту повесть, когда она впервые была опубликована в журнале "Пионер" (мне кажется, это примерно 1989-1990 год), сейчас нашла свои сшитые листочки с нею. Сравнила. Слова все те же, но в некоторых местах нашла разницу не в пользу нового издания (или просто мне так кажется, что не в пользу)). Например, Таня обращается к бабушке: "Бабушк!" (сейчас - "бабушка"). Согласитесь, разница! Выделение определенных слов ("Огонёк не собак, а собака - собачья то есть девочка") - в современном издании выделения нет. Или вот знаки препинания. Вроде, всё правильно расставлено в новом издании: "И стало ей обидно за солнце, которое смотрит на северный мир печальными раскосыми глазами и что-то хочет сказать - и не может..." - и в этой фразе, с этой пунктуацией всё правильно, спокойно и неторопливо. А вот в журнале: "И стало ей обидно за солнце, которое смотрит на северный мир печальными раскосыми глазами, и что-то хочет сказать, и не может..." - а здесь - движение, непокой, смятение. Или это уже мои жирные тараканы)))
А.Усачев и М.Мокиенко "Вечная сказка"
Про эту историю, мне кажется, все знают. Мне очень понравилась. Лёгкая, новогодняя, со смыслом, с интересным сюжетом, с юмором. Именно такой должна быть "сказка на новый лад".
О.Фадеева "Фрося - ель обыкновенная"
Хорошая новогодняя история без особых изысков, но теплая и душевная. Впечатление сильно подпортило огромное число ошибок в тексте. Ощущение, что корректор вовсе не работал с этой книгой. Не ожидала от "Речи" такой безалаберности. Ведь книга подходит для самостоятельного чтения. В смысле, подходила бы. Я, наверное, ненормальная, но когда встречаю в книге хотя бы 2 явные ошибки, дальше начинаю читать так, как будто проверяю с красной ручкой в руках. И всё. Прощай, текст книги, здравствуй, текст диктанта! Странно, но с электронными книгами это не срабатывает.
Вооот. Пока писала, уже 31 декабря наступило. Значит, пора заканчивать. А в конце хочу поблагодарить моих дорогих сообщниц и со-читательниц, от которых получила новогодние и деньрожденские сюрпризы)
Любушка-голубушка, спасибище! Закладка с поездом в Хогвартс - хит хитовский)))
Олька из Подольска! Она хочет, чтобы я не только читала, но и писала, и не только в сообщество, а и в книгу, специально для записей предназначенную. Для записей кулинарных рецептов! Оля, я надеюсь оправдать твое доверие. А пузыречки с эфирными маслами уже все перенюхала, и теперь хожу вся занюханная)))) Спасибо тебе огромное!
Драгоценная моя собеседница Оля из Питера! Даже не знаю, куда б я без тебя) А с тобой - хоть куда! Еще раз спасибо за прекрасный сюрприз ко дню рождения. Поверь, я заценила Кушнера в полной мере! Вообще-то, в подарке было еще много сладкого, но мы его уже слопали)
А сейчас я вам покажу то, чего вы никогда не видели. У нас в детской областной больнице дед Мороз вот так поздравил вчера ребят:
Всех с наступающим Новым годом! Пусть уже никто не болеет, пусть уже откроют все границы и снимут все ограничения! Пусть уже!!!!
Лучший ответ