Дневники смолянки.
отзывы
Я так поняла, что это кусок из мемуаров Водовозовой ( "На заре жизни") не переработанных для детской версии ( "История одного детства"). Для меня же получился как расширенный вариант глав о Смольном из Истории детства. И сейчас и тогда главным героем книги для меня стал Ушинский! Ты вроде знаешь уже историю, а вроде нет.


И вот теперь я снова там, столько чувств негодования поднимается, и так жалко этих девочек, которые постоянно голодают и мёрзнут. И одна существенная их отрада - это лазарет, где спать можно в тепле и есть более сытно. А отношение классных дам это что-то с чем-то (. Автор пытается объяснить, чтобы мы поняли и может посочувствовали им, но не уверена, что она им сочувствует и понимает.
Но для меня главное в этой истории - это роль Ушинского! Как он смог за три года преобразовать институт, но даже это не главное. Как он смог поменять направление мыслей девушек 15-16 лет, заставил их задуматься над ценностями и образованием. Очень было жаль, что только три года он был инспектором Смольного.
Плюсом данного издания ,конечно, являются иллюстрации, но качество их хромает очень сильно.


Хочу предложить вам прочитать небольшой отрезок из речи Ушинского к воспитанницам : "Все в жизни может обмануть, все мечты могут оказаться пустыми иллюзиями, только умственный труд, один он никогда никого не обманывает: отдаваясь ему, всегда приносишь пользу и себе и другим. Постоянно расширяя умственный кругозор, он мало-помалу будет, открывать вам все новый и новый интерес к жизни, заставит все больше любить ее не ради эгоистических наслаждений и светских утех… Постоянный умственный труд разовьет в душе вашей чистейшую, возвышенную любовь к ближнему, а только такая любовь дает честное, благородное и истинное счастье. И этого может и должен добиваться каждый, если он не фразер и не болтун, если у него не дряблая натуришка, если в груди его бьется человеческое сердце, способное любить не одного себя. Добиться этого величайшего на земле счастья может каждый, следовательно, человека можно считать кузнецом своего счастья."
Может это кажется слишком напыщенно, но Водовозова пишет, что именно эти разговоры остались с ней навсегда, именно они помогли ей пересмотреть отношение к многим вещам. В тот период, когда Смольный был закрытым заведением, и всё общение с внешним миром заключалась только в свиданиях с родными под надзором классных дам и в переписке, которую чаще всего тоже перечитывали они же, девочки жили очень оторванно от реальности. Все было направленно на внешнее нравственное воспитание, практических же знаний институт давал очень мало. До прихода Ушинского у них не было даже библиотеки. Учитель читал какие-то отрывки произведений и высказывал свои мысли. И так почти в каждом предмете.
А теперь заключение как в детском отзыве для внеклассного чтения ) : эта история мне очень понравилась! Она интересная и поучительная! Я рекомендую прочитать её всем девочкам лет с 14-ти.
Спасибо за внимание!