Дневник чтения январь 8,6
дневник читателяВ декабре я накупила много новых новогодних книг, хотела устроить книжный адвент. Но адвент, как обычно, не получился (хоть книжный, хоть не книжный), поэтому непрочитанные в декабре книги читали весь январь.
ЧАСТЬ 1. СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ
Одна из новинок Речи этого года от Ольги Фадеевой, которая традиционно вышла к Новому году - «Ро и космический Новый год». Хорошая, добрая история об энергии новогоднего волшебства, которая нужна для зарядки не только всем людям, но и роботам с далекой планеты.
Несмотря на парочку волнующих моментов (встреча со злыми подростками, пропажа робота), история гладкая, спокойная, необязательная. Сильнее всего детей привлекли фишечки с пёсиком:
В книге я обнаружила пару опечаток. Читать можно лет с 4. Нашими любимцами по-прежнему остаются Енот с Фросей и Котофеи.
Новинка от Нигмы - «Снежный ангел» Мэгги О`Фаррелл. Очень проникновенная книга, иногда до мурашек. По содержанию она простая, но я бы отнесла на возраст 6-9 лет (тем более, что в ней отличный крупный шрифт).
В ней рассказывается история знакомства девочки со своим Снежным ангелом, которого она создала сама случайно, играя в снегу.
Ангел очень удивился, узнав, что девочка считает его волшебным. И рассказал примерную схему взаимодействия ангелов и людей. Девочка часто пыталась вызвать его самостоятельно, идя на риск, но … ангелы на то и ангелы, чтобы видеть всё. Но однажды девочке всё-таки удаётся поговорить с ним ещё раз и рассказать своё заветное желание о счастье других людей.
Книга получилась очень нарядная, зимняя, атмосферная.
Алёна Кашура «Спешили пони сквозь метель» - ещё одна новогодняя книга от Нигмы. О том, как старые карусельные пони, которых собирались выкинуть на свалку, решили изменить свою судьбу и отправиться к Деду Морозу. Я бы тоже отнесла эту сказку на старший дошкольный - младший школьный возраст.
Очень много трогательных слов о служении детям, о детском смехе, о смысле жизни карусельных лошадок.
« - А ты, Буцефал, помнишь кого-нибудь? - Попрыгун обернулся к золотистому коньку.
Тот не ответил - хотя, конечно, помнил ребят, которых катал. Все они прочно сидели у него в памяти… И смешной пухлый малыш, крепко обнимавший его за шею. И бойкая девочка, визжавшая от восторга. И близнецы, не желавшие расставаться даже на карусели. И многие другие… А главное - мальчик, подаривший ему имя.
«Ты будешь мой боевой конь Буцефал! - шептал он на ухо пони. - Потому что я - Сашка! Сашка Македонский!» Мальчик приходил кататься и садился только на Буцефала.»
Меня больше всего расстрогал момент, когда случайно сложилась встреча Буцефала и выросшего Сашки.
В книге нашлось место и подвигу маленького снегирька, и козням старухи Метели. Всё это представлено милыми приятными иллюстрациями Ольги Базелян. Из всех трех перечисленных книг эта понравилась детям больше всего.
Не новинка, но тоже новогодняя книга от Нигмы, которую я не купила в прошлом году - «Подарок для Деда Мороза» Натальи Песочинской. Добрая сказка для малышей о том, как лисёнок придумал подарить Деду Морозу подарок и все остальные зверюшки его поддержали.
Весь год лисёнок трудился над элементами подарков, готовил также фотоальбом, чтобы показать Деду Морозу другие времена года. Мама и папа тоже ему помогали. И затея удалась на славу. Рекомендую книжку лет с трёх.
Зимняя книга на серьёзную тему. Радий Погодин «Шутка». Начала её распечатывать еще в прошлом феврале, но закончились чернила, поэтому прошёл целый год до момента распечатки.
Книга о том, как ребята-первоклассники решили пошутить в очень серьёзный момент в северных условиях. Я бы рекомендовала книгу для школьного внеклассного чтения или даже для урока «Родная литература», который сейчас у многих начался со второго полугодия.
Дети, конечно, с трудом представили себе все эти зимовки, полярные станции, но вопросы позадавали, рассказ им понравился.
ЧАСТЬ 2. ШКОЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Думала, включать ли этот раздел в описание, но поскольку иногда встречаются интересные моменты, решила включить.
Проходили очередные стихотворения Чуковского (в 1 классе тоже были)
По «Федориному горю» делали большой разбор произведения. Всё-таки домашнее чтение - это одно, тем более, что я очень не люблю обсуждать книги дома, за редким исключением. А вопросы по произведению в школе - это совсем другое, совсем не считаю их лишними, даже по тем книгам, которые принято читать в два года.
Иногда изучаемая тема вдохновляет детей на рисунки, так сын решил нарисовать «Зимнее Федорино горе» со свисающими сосульками и снежными шапочками:
«Тараканище» не проходили, но я случайно стала обладательницей этой книжечки с иллюстрациями Владимира Гальбы, и мы с интересом их поразглядывали, они там весьма забавные:
Например, заяц, вливающий в бегемота валериано-капли из большого ведёрка:
Или рентген-аппарат, который показывает проглоченную жабу:
«Путаницу» тоже разбирали на уроке, а я наконец привела в порядок книгу на английском, которая мне досталась вся растрепанная, разлезшаяся, скрепленная древними скобами совсем не в нужном порядке. Пришлось даже дорисовывать рисунок по всему сгибу. Похоже так получилось, но уже заклеив, обнаружила, что забыла нарисовать пуделю хвост (тут смайлик с рукой на глазах).
Почитала детям отрывки на английском. Конечно, никто ничего не понял, хотя звучание понравилось, но зато у меня случился инсайт, я теперь знаю, как переводится песня «Russian lullaby», помните этот зажигательный шведский еврденс из 90-х?
Ещё было домашнее задание подготовить маленькое сообщение по биографии Корнея Ивановича. С одним сыном выбрали сообщение о «Чукоккале», просмотрели в сети фотографии этого альманаха, поговорили о разных знаменитостях, которые оставляли там свои записи. Со вторым сыном выбрали написание книги «От двух до пяти», он потом два дня подряд ходил за нами тенью и зачитывал разные детские смешинки. И повеселились над своими смешными словами, которые я извлекла из недр своей памяти, например, в 4 года вместо «рубить дрова» дети говорили «топорить».
Затем проходили Маршака. Под это дело я не могла не подсунуть пару котово-мышиных книжечек, которые читались в далеком детстве и уже забытых - «Усатый-полосатый» и «Сказка о глупом мышонке», тем более, что там такие иллюстрации Лебедева!
А изучаемым в школе стихотворением было «Лодыри». Оно у нас в моей старенькой книжечке (у половины класса учебники, в которых это стихотворение есть, у половины - нет). Вообще эта книжечка для меня особенная. Во-первых, в ней совершенно необычные иллюстрации Марины Успенской - серые с коралловым.
Во-вторых, в этом сборнике такие стихи… как будто они приглашают во взрослую жизнь, в которой будут и проблемы, и тревоги, но всё сложится хорошо. Конечно же, это выражено не прямыми словами, это было моё детское ощущение от совокупности всех слов и смыслов, но я очень постаралась передать это ощущение детям.
Потом проходили Агнию Барто.
Спасибо школе, наконец-то мы прочитали стихотворение «Верёвочка», которое затерялось среди десятков наших скрепок. Честно говоря, скакалка и в мое время была уже не очень популярна, мы больше прыгали в резиночку, но в стихотворении очень здорово показаны разные стихотворные приёмы. Заодно я освежила в памяти детей некоторые самые их любимые детские стихотворения: «Я знаю, что надо придумать», «Мы не заметили жука», «Раковина», «Кораблик», «Помощница», «Дело было в январе», «Вот так защитник». Один сын даже весь вечер просидел с этой книжкой, читая стихи и даже парочку запомнил наизусть. Как всё-таки приятно встретиться с детством даже в 8 лет ))
Потом уже не помню каким путём, но мы вышли на стихотворение «Дом переехал». Мне кажется, в раннем детстве оно было воспринято как-то абстрактно, а сейчас возник именно технический интерес. Я обнаружила, что это стихотворение и эта тема рассматривалась даже в журнале «Наука и жизнь» (кому интересно, номер 11/2018):
Взяла этот номер в библиотеке. Статья содержит много технических подробностей, поэтому я прочитала её детям в упрощённом виде, но они прям прониклись, что многие московские дома (некоторые из которых мы видели живьём), оказывается, переезжали. В статье приведены фото этих домов. И общая схема:
ЧАСТЬ 3. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Сначала расскажу о чтении нечитайки, один сын у меня категорически не любит читать, поэтому я скупаю всякие книжки-расчитайки с интересными иллюстрациями.
Жюстин де Лагози, Рафаэль Мартин «Я считаю всё». Эта книга у нас уже несколько лет и она очень долгоиграющая. Не проходит и квартала, чтобы кто-нибудь не взял её в руки и не просмотрел десяток страниц.
Там собраны разнообразные факты, от природных до технических. Недавно даже в каком-то упражнении по русскому языку использовали эти сведения.
В декабре после многочисленных постов об этих милых книгах, которые я не купила три-четыре года назад, я всё-таки их купила ))) Интересные весёлые книжки, эту серию Мелик-Пашаева я вообще обожаю, а две другие взяла из-за крупного текста и милых иллюстраций.
Юлия Иванова «Не будите спящего дракона» - простенькая, но занимательная история о том, как однажды дракон заснул, а гномы не просто стали использовать его в своей жизни, а стали о нём заботиться: мыли его, чистили, связали шапку с одеялком. И когда дракон проснулся…. он не стал возражать.
Кристина Андрес «Как приручить волков». Ожидаемый эффект произвела фраза «Супа… Наелись… Давным-давно…», теперь мы тоже так говорим )) А в эти милые хвостики просто невозможно не влюбиться. Так и представляешь, как гладишь не просто какой-то волчий хвост, а что-то тёплое, с подшёрстком, мягко-упругое, как хвост щеночка кавказской овчарки.
Следующая книга, где мало текста, но много иллюстраций - «Морской звездочёт» Галины Ильиной. Цветная, приятно-яркая, среднего квадратного формата.
В ней содержатся, во-первых, стихи про каждую из рыб с необычным названием (рыба-коробка, рыба-гусь, рыба-лист, рыба-лиса, рыба-лягушка, рыба-кабан и так далее, их там очень много названий). А во-вторых, кратенькое описание каждой рыбы.
Сын носил книгу в школу, там она произвела фурор, потому что диковинных названий рыб действительно очень много. Учитель даже показывала её коллегам.
Чтение второго сына в январе было ожидаемо.
Третья часть детективного кошачьего агентства Ольги Лукас «Кошки идут по снегу». Книгу подарил Дед Мороз. Была встречена с большой радостью, как давно уже не встречались даримые книги, но … положена на полку. И лишь в конце каникул проглочена за два дня.
«Тату и Пату, пора обедать!». Очередная книга о двух забавных персонажах, их книги просто невозможно читать без улыбки. В этой части рассказывается о различных свойствах продуктов, которые иногда разливаются, размазываются или, о, ужас, разбрызгиваются. О проблемах при изготовлении различных блюд. О признаках большого мешалочника. И даже приведены несколько рецептов, посмеявшись над которыми, ваши дети, возможно, и решат отведать какую-нибудь брокколи.
«Школа фокусов Гудини» - продолжил декабрьское чтение этой книги, развлёк нас очередными выученными фокусами.
Григорий Остер «Вредные советы». Мне кажется, я пишу об этой книге каждый раз уже второй год, но на сей раз это другое издание, которое нам случайно досталось от друзей, поэтому было встречено с новой волной энтузиазма. В ней другие рисунки - Андрея Мартынова, что тоже придало новую прелесть даже уже сторазпрочитанным стишкам. Честно говоря, не знаю, как бы я отнеслась к таким иллюстрациям сегодня, но мне они знакомы с детства, этого художника часто печатали в «Пионере», поэтому человечки привычны и не кажутся ужасными.
Ещё одно большое спасибо школьной программе, мои дети наконец в курсе произведения «Кошкин дом». Мне, конечно, стыдно, что эта книга с прекрасными иллюстрациями Васнецова, классика детской литературы, шесть лет простояла на нашей полке, и у меня так и не дошли до неё руки… Но теперь всё прочитано))
А разговор про неё начался, как ни странно, не на литературе, а на окружающем мире, когда учитель с детьми вспоминала, какие произведения на тему огня и пожара они знают. Услышав про Кошкин дом, я сразу вытащила её и положила на диван, ребенок увидел и прочитал, потом делился со мной своими мыслями насчёт котят, которые оказались такими добрыми.
Яков Тайц «Дед Мороз» прочитана по своему желанию, случайно достал с полки. Насколько я помню, это былинно-сказочное изложение разных историй про Деда Мороза, его подготовку к Новому году (упоминается даже Соловей Разбойник). А в конце дедушка даже заботливо возвращает ёлочку на место в лесу, примораживая её обратно к пеньку.
ЧАСТЬ 4. ФИЛЬМЫ
Тут я тоже восполняю пробелы. Ни разу за всё детство не смотрела Старика Хоттабыча. Поскольку читать я её с детьми не планировала, то посмотрела вместе с ними фильм.
В детстве любила я «Приключения неуловимых». Посмотрели все три серии. Две первых, где больше погонь и приключений, зашли лучше. Я думаю, никогда еще в Сидора Лютого и штабс-капитана Овечкина не палили из пистолетов и маузеров Лего (кстати, они действительно стреляют, и пребольно, а эти патроны потом обнаруживаются в самых неожиданных местах квартиры).
В третьей части самым весёлым было окончание, когда «князь» Нарышкин всё-таки спёр корону. Во время фильма дети задали кучу вопросов: кто, почему, зачем, куда, очень сложно было отвечать. Больше всего им понравился Валерка.
На этом январь заканчиваю.
Всем спасибо, кто добрался до конца!