Аулия; Кьяра; Почти полночь
подросткамТри подростковые сказки, от которых ожидала большего
Тамар Михеева "Кьяра"
Вторая книга не дописанной пока еще серии "Семь прях". Первая, "Мия", мне понравилась очень. Вторая тоже понравилась, но оставила некоторые сомнения и легкое недоумение. Кстати, сюжетно они практически не связаны, хотя есть некоторые отсылки к предыдущей книге; в качестве второстепенной героини в какой-то момент появляется Мия; имеются общие сквозные герои из другого (судя по всему, нашего? мира, Саша и Кирилл).
О сюжете. Кьяра живет в государстве, где женщинам уготована особая роль. Они не имеют права работать, даже что-то изготавливать своими руками с целью продажи. Всех девочек и женщин до 30 лет ценят и оберегают, потому что они считаются принадлежащими королю. Раз в год он из их числа (от 14 до 30) выбирает себе одну, которая должна стать его "силой". Девушку забирают - и больше о ее судьбе никто ничего не знает. После 30 лет женщина становится более свободной, и хотя работать по-прежнему ей запрещено, она может выйти замуж. Никому не приходит в голову что-то оспаривать, и только Кьяре мама постоянно говорит, что она ни в коем случае не должна стать "силой короля". Неожиданно при странных обстоятельствах погибает отец Кьяры. Через некоторое время погибает и мама, и Кьяру забирают в так называемые Сады, где воспитываются сироты. В этом году "силой короля" становится лучшая подруга Кьяры. А еще через год выбор падает на нее саму. И тут она узнает, в чем же заключается обряд. Девушку раздевают, бреют наголо - и отдают королю, который поступает с ней как мужчина с женщиной. Попросту, насилует. После этого "опустошенную" отправляют на остров в море, где живет уже целая колония ставших "силой" этого короля и его предков, от старух до младенцев (поскольку после обряда многие попадают на остров беременными и рожают детей, называемых "следами короля"). Возрастной ценз книги 12+. Вот.
С Кьярой этот номер не проходит, она бросается в море, предпочитая смерть "опустошению", но оказывается спасенной неким морским чудовищем, считавшимся сказкой, которое безропотно слушается ее. Причину этого мы узнаем позже: Кьяра не такая, как все, она обладает даром разрушать и хранить миры, она - Пряха. Потенциальная)) Как и Мия, с которой позже ее свела судьба. Кьяра проходит много испытаний, теряет много дорогих людей и находит новых друзей. А главное - она верит, что может изменить этот несправедливый и жестокий мир, и ей это начинает удаваться...
Тамара Михеева - преданная ученица и последовательница Владислава Крапивина. Поэтому в ее произведениях очень часто можно различить "след командора" (и она, кстати, комплексует по этому поводу). Но бывает небольшой след (как, например, в "Асином лете" или в "Лысом острове"), а бывает и очень мощный. Из реалистических ее повестей наиболее близка Крапивину повесть "Две дороги - один путь" - здесь просто, не зная, кто автор, ни за что не подумаешь, что это не Крапивин. Вот и мир Кьяры, вообще вся эта книга очень и очень вписывается уже в фантастические миры Крапивина, причем поздние миры 90-х - 2000-х. Жесткий дух, сюжет, напряженная атмосфера, герои. Только вместо "крапивинских мальчиков" - "михеевские девочки". Если честно, они мне более симпатичны)
Я обязательно продолжу чтение этой серии. Мне интересны ее сюжеты, интересны героини, интересно, что там делают современные русские подростки (разведчики? координаторы?) и интересно, как всё это сплетется вместе. Но про возрастной ценз задумалась бы. Да и вообще, нужно ли было нанизывать сюжет подростковой сказки на то, на что он здесь нанизан.
Вероника Мургия "Аулия"
Новая, уже четвертая книга из исторической серии "Самоката". До этого в ней вышли: "Мим" (Средневековье), "Мирелла" (Средневековье, легенда о гамельнском крысолове) и "Царская дочь" (библейские времена, легенда о царе Соломоне). Все они мне понравились просто очень. "Аулия", к сожалению, выстрелила мимо. Практически.
Книга переносит нас в восточное Средневековье, где в затерянном в песках пустыни небольшом селении живет хромая девочка Аулия. Она - изгой среди сверстников, на нее с неодобрением и опаской посматривают взрослые. Хромая и бесполезная, с их точки зрения, пастушка коз, она еще и дождь умеет предсказывать, да и вообще странная. В то же время в красивом торговом городе живет сын купца. У него есть всё, но он грезит о нездешнем и далеком, его тянет в путешествие. Вам ничего это начало не напомнило? Мне - так очень даже. "Алые паруса". Отверженная, непохожая девчонка из маленького селения - и знатный юноша, который стремится вырваться из этого замкнутого для него круга. Но дальше всё случается совсем по-другому. Понимающий отец отпускает сына с караваном, а тот по пути сталкивается с ожившими сказками "1001 ночи" и, смертельно раненный джинном, оказывается в пустынном поселении, где Аулия начинает за ним ухаживать, слушая его рассказы о далеких городах и море, в существование которого в их деревне никто не верит, и видя одни с ним сны. Но юноша умирает, а Аулия меняется. Она начинает больше прислушиваться к окружающему - и узнавать его, мир начинает говорить с нею не только через звуки, но и через запахи, вкус, осязание. Ей удается найти общий язык со зверями и птицами, даже со скорпионом. Но жители деревни, сочтя Аулию колдуньей, одержимой злым духом, изгоняют ее. И она идет через раскаленную пустыню к своей мечте - к морю.
Очень красиво всё было до этого места. А дальше начинается что-то странное и непонятное. Долгий путь, потом смерть - и превращение...в тушканчика! Путь вместе с другими тушканчиками - и новое перевоплощение обратно в девушку. Встреча с джинном и планируемая свадьба с ним, которая сорвалась благодаря тому самому умершему юноше, пришедшему ей на помощь. А потом она дошла до моря и утопилась (грубо сказано, по суть такая). И в деревне, которая когда-то изгнала Аулию, забили целебные ключи.
Книга очень красиво написана, она тянется, как песня, практически погружая в транс. Но мне мало формы, я хочу определенного содержания, пусть не совсем, но хоть чуть-чуть логичного, и ответов на вопросы почему? и для чего? Я не поняла смысла книги. Путь к себе? Поиск себя? Скорее всего. Но слишком много тогда вокруг этого ненужной шелухи, непонятных отступлений и невыстреливших ружей. Сказки восточные, что ли, почитать? Возможно, тогда проникнусь?)
А.И. Котбрексель "Почти полночь"
1889 год. Париж. Всемирная выставка. Эйфелева башня. Это экспозиция))
В центре Парижа в маленькой лачуге живут 6 беспризорников, сбежавших пару лет назад из приюта, с характерными кличками: Обрубок (потерял одну руку, теперь вместо нее крюк), Сопля (вечно простуженный), Заика (имеет соответствующий дефект речи, без запинок может произнести только одно слово - "гильотина"), Хромой (понятно, почему), Спичка (худая и высокая, с огненно-рыжими волосами и вспыльчивым характером девушка, любившая в детстве играть в спички) и Плакса (самая маленькая и часто капризная). Промышляют они воровством, и однажды становятся обладателями украденных у странного господина часов, которые, как оказалось, могут возвращать в прошлое, стоит только перевести стрелки на нужное количество минут назад. С этого момента и начинаются их смертельно опасные приключения, в которые оказываются втянуты жуткие роботы - ворклоксы, чей хозяин решил завоевать весь мир, а людей либо перебить, либо подчинить себе; удивительный изобретатель Жорж Убри и самая настоящая колдунья Сивилла - последняя дряхлая колдунья, доживающая свои последние дни.
Сюжет интересный, вернее, задумка сюжета. Сам он нещадно провисает то там, то тут, оставляя ощущение недоработанности. Поворотный момент (откуда вообще вся эта нечисть попёрла) до жути напоминает идеи Грин де Вальда из "Фантастических тварей": волшебники не должны прятаться от людей, они лучше и выше, поэтому должны взять власть в свои руки, а людей подчинить. Не понравилось зашкаливающее количество жестокостей, убитых и покалеченных (с подробным описанием), сцен сражений. Не очень убедил конец. В общем, из хорошей идеи вышла весьма посредственная история.
И что хочется сказать в заключение. Три истории, три сказки разных писателей из разных стран. Прочитаны без всякой системы и связи друг с другом. Во всех трех - невероятное скопление жестокости в сочетании с невероятным количеством подробных натуралистических сцен, от описания родов - до сцен пыток. И это всё для вас, подростки. Тенденция прослеживается слишком четко и начинает слегка пугать.
Лучший ответ