А.Паломас "Сын"
подросткамКнига вызвала смешанные чувства
Прочитав первую главу, я подумала, что книга эта вполне могла бы подойти для "полосатой серии" Розового Жирафа. Но по мере продвижения вглубь идея эта казалась мне всё менее удачной. Я всё меньше верила персонажам и всё больше задумывалась, на какую же аудиторию рассчитывал автор.
В центре повествования - 9-летний Гилье. Он учится в начальной школе, мало общается со сверстниками (ну за исключением одной девочки, о которой скажу ниже), много читает, особенно сказки, особенно про Мэри Поппинс. Живет он с отцом, мама, по официальной версии, уехала на долгое время на заработки в ОАЭ (она стюардесса). Каждую неделю Гилье получает от мамы письма, только вот поговорить с нею не может, ведь она всегда звонит ночью, а ночью надо спать... В целом, мальчик производит впечатление вполне счастливого и довольного жизнью малыша. Однако что-то в его поведении, высказываниях, рисунках начинает настораживать классного руководителя Соню, и она просит поработать с ним школьного психолога. И вот тут раз за разом, сеанс за сеансом начинают открываться всё новые обстоятельства и появляться всё новые загадки, решения которых едва ли не повергают в шок даже опытного психолога.
Повествование ведется от лица разных персонажей:
самого Гилье
его классной руководительницы
отца мальчика
психолога
Также текст сопровождается рисунками Гилье, которые он рисует по просьбе психолога и от которых у нее постоянно бегают мурашки
Сеансы у психолога очень напоминают работу следователя, распутывающего сложное преступление. Всё новые "улики" оказываются в ее руках, а одновременно с этим возникают всё новые подозрения и страшные догадки. Где на самом деле мама Гилье? Правдивы ли все его рассказы или это обычные выдумки ребенка? И почему ему так важно именно до Рождества стать Мэри Поппинс, ну хотя бы сыграть ее роль на школьном концерте и обязательно-обязательно-обязательно произнести волшебные слова? И главный вопрос: кто кого оберегает в этой истории, взрослый ребенка или все-таки ребенок взрослого?
Кроме вот этой вот основной проблемы в сюжете есть еще одна ветка. Связана она с подругой Гилье. Назия - девочка из мусульманской семьи из Пакистана, и мало того, что ей запрещено ходить непокрытой и не очень одобряется общение с мальчиками, она оказывается помолвленной и в весьма скором времени должна выйти замуж за богатого взрослого пузатого дядьку. Узнать об этом учителю удается из тех же самых недоговоренностей и намеков Гилье, узнать и предотвратить. Если честно, я не очень поняла, зачем эта ветка здесь была нужна вообще.
Меня смутил конец. Вроде, всё случилось правильно и хорошо, отец и сын вновь обрели друг друга, поняли и приняли до конца и друг друга, и ситуацию, в которой они оказались. Но то, как это произошло, сама ситуация, когда мальчик, одетый не понять во что, начинает со сцены в микрофон вещать странные вещи, потом выходит отец, раздевает его догола (а мальчику, на минуточку, не 3 года), переодевает в платье Мэри Поппинс и уходит с ним вместе...ну немного слишком, мне кажется. Хотя, конечно, это Испания, там тепло)
И главное, чего я не поняла, это, как сказано в самом начале, целевая аудитория. Я не знаю, интересно ли будет читать эту вещь подросткам. Учителям, психологам, родителям - возможно, даже скорее всего, мне же было интересно)