Чтение вслух, обсуждение и отступления*
обсуждение прочитанногоУже пару недель у нас настоящая зима!
С рыхлым чистым снегом, а теперь еще и с грянувшими морозами!
И исключительно по этому поводу и в школе, и в библиотеке я читала вслух "" Ивана Сурикова.
(фото еще доковидной эпохи)
До мозолей на языке в каждом классе твердила про культурный код - о том, что отрывок из этого стихотворения знают все-все-все. Понимаете? ВСЕ! Уже 150 лет! И если вы дома скажете родителям или бабушке с дедом, или любому соседу: "Вот моя деревня"*, каждый из них продолжит: "Вот мой дом родной!"

Печаль-печаль - из наших новых учебников этот отрывочек исчез...
Поэтому просто своим долгом считаю везде и всюду читать эту книгу! Да еще в чудесных иллюстрациях Михаила Бычкова - таких подробных и скрупулезно точных, что просмотр книги сопоставим с экскурсией в этнографический музей. О чем тоже всем вещала (до мозолей на языке)
И о том, что автор стихотворения является еще и автором песен, давным-давно считающихся народными - "Степь да степь кругом"** и "Что стоишь, качаясь, тонкая рябина". Надо сказать, что на эти слова реагировали только учителя и родители в библиотеке, дети этих песен не знают, эти слова и строчки им незнакомы. На этой неделе буду читать в 3-4 классах, посмотрим, знают ли они.
А в библиотеке по субботам - подряд несколько клубов - дошкольники, младшие школьники, ребята постарше, а потом и взрослые.
И в первых двух снова читала "".
С теми же комментариями и отступлениями. И тут на мое "Вот моя деревня" родители как раз продолжали "Вот мой дом родной!" и оживлялись при упоминании "народных" песен.
На этом развороте Арсений недовольно и рассудительно сказал:
- Чего смеяться-то, лучше бы помогли ему встать!
Кстати, взрослые тоже слушали с интересом и удовольствием, продолжение знали не все.
А после "" мы читали сказку, героем которой представлял себя маленький Ваня Суриков.
Любовались иллюстрациями Кочергина.


Из зимних книжек выбирали что почитать дома.
Я пыталась соблазнить Ангелину историей Сэма Макбратни "Самый любимый мишка", но она выбрала "
Юля с мамой для чтения вслух взяли "Подарок для Снегурочки". Когда-то мы с пятилетними детьми читали ее зимой с большим удовольствием!
И попрактиковались в чтении так любимых многими БОБукв. 5-летняя Юля на одном дыхании прочла подряд четыре книжечки. Очень понравились!
С младшими школьниками тоже прочли "Детство" с теми же историями, фактами биографий, творчества автора и художника, места произведения в культуре.

Но, в отличие от младших, продолжили знакомство с творчеством художника - Михаила Бычкова. Полистали книги.

Прочли "Прыжок" из книги "Были" и "Море" Льва Толстого.
"Прыжок" дети помнят по хрестоматиям. Но здесь же иллюстрации! Практически картины! Очень впечатлились. Перелистали всю книгу, внимательно разглядывая.

Я очень люблю "Море", в котором практически нечего читать. Но в том и прелесть детских книг, что при минимуме слов из нескольких предложений возникает полноценный текст. А под рукой художника он оживает. Мне так нравится рассказ Бычкова о том, что текст этот нашла и предложила ему дочь.
И из этих нескольких строк родилась прекрасная книга-альбом по истории мореплавания, о которой можно столько рассказать!
Читал Ваня, а я рассказывала. Про греческие корабли и дракары викингов. Про галеры, триремы и китайские джонки. Про каравеллы Колумба и голландские пузатые флейты.
Про первые колесно-парусные пароходы и чайные клипера. Про крейсера и броненосцы.
Главное, что детям было интересно. Настя как раз читает Жюля Верна - "Дети капитана Гранта". Надо будет потом показать ей комикс. Но только когда дочитает до конца.
А с подростками мы уже вторую встречу обсуждаем "Рестарт" Кормана и сдается мне, что говорить о нем можно будет еще не один раз. Отличная книга для совместного чтения с последующим обсуждением. Она цепляет каждого, и дает массу тем для обсуждения. Столько зацепок, нюансов, столько похожего и абсолютно разного. В общем, говорили и о школе, и о кружках и клубах, и о спорте, и о семейных отношениях, и об отношениях учеников школы между собой и спортсменов в команде, и о съемках роликов и о занятиях музыкой. И об отношениях с законом, и о привязанностях вне семьи. О соответствии идеального и жизненного, о степени правдоподобности и жизненности многих эпизодов.
Фотографий нет, потому что все были слишком вовлечены в обсуждение )
_____________________________________________________
А теперь - отступления:
отступление первое:
*Вот моя деревня
Здесь очень хочется напомнить песню из телефильма с одноименным названием. Когда-то я уже ее здесь вспоминала в одном из флешмобов, но хочу напомнить снова. И фильм, и песню в титрах каждой серии.
отступление второе:
**Степь да степь кругом
Евгений ЕВТУШЕНКО
Э.Колмановскому
А что поют артисты джазовые
в интимном,
в собственном кругу
тугие бабочки развязывая?
Я это рассказать могу.
Я был в компании джазистов,
лихих, похожих на джигитов.
В тот бурный вечер первомайский
я пил с гитарою гавайской
и с черноусеньким,
удаленьким,
в брючишках узеньких
ударником…
Ребята были как ребята.
Одеты были небогато,
зато изысканно и стильно
и в общем выглядели сильно…
И вдруг,
и вдруг они запели,
как будто чем-то их задели,-
ямщицкую
тягучую,
текучую-текучую…
О чем они в тот вечер пели?
Что и могли, да не сумели,
но что нисколько не забыли
того, что знали и любили.
«Ты, товарищ мой,
не попомни зла.
Здесь, в степи глухой,
схорони меня…»
Лучший ответ