Заблудившийся автобус
Обзоры (подборки книг на определённую тематику)и еще две книги, в которых герои получают шанс на вторую молодость...
"Если б молодость знала, если б старость могла..." Это типа эпиграфа))
Этот "
Итак, что у нас имеется в самом начале?
Имеется у нас известный детский писатель Вадим Рокотов, достигший пика своей известности и признания. Его печатают огромными тиражами, приглашают на встречи и в жюри конкурсов. Кстати, и конкурсы уже его именем называют. И, в общем-то, он жизнью-то доволен. Еще бы, пробился сам, поднялся на такие высоты! Вот только... Ну сколько можно перепечатывать его старые вещи? У него же и нового много! А новое ли оно? Он ведь и сам видит, что просто перепевает на новый лад уже написанное, самоплагиат, так сказать. Неужели всё? Его писательское время истекло - и осталось только почивать на лаврах?
И тут неожиданно Вадим получает предложение от своего старого друга-биолога. Лаборатория, в которой он работает, создала небывалое. Пройдя определенные процедуры, человек может помолодеть, оказавшись на пике юношеской активности. Правда, эффект длится всего 3 года, после чего происходит быстрый возврат в реальный возраст. Можно пройти повторную процедуру, но стоит она бешеных денег. И есть еще одна возможность: если ты сможешь за эти 3 года создать что-то значительное, добиться каких-то великих успехов, повторную процедуру тебе сделают бесплатно. Поэтому и для эксперимента привлекаются яркие и талантливые люди, которые уже один раз смогли достичь больших высот.
Естественно, герой соглашается. И через несколько месяцев из знаменитого литературного мастодонта превращается в никому не известного начинающего поэта Вадима Денисова, которому чуть за 20. Новый ритм жизни, новые друзья, новая любовь. Желание создать что-то новое и в литературе, пробуксовка на старом, наработанном годами мастерстве, мучительное желание расстаться с ним, развести в разные стороны Вадима Рокотова и Вадима Денисова. Легкость и бесшабашность этой второй молодости, театр, книжные фестивали, поэтические посиделки с ребятами, которых никто пока не знает, и поэтому они способны творить что хотят, без оглядки, без тормозов опыта и мнений критиков.
Книга отличная, насыщенная литературой, писательством, стихами.
Но вот конец истории показался мне довольно предсказуемым, немного скомканным и, как выразился один хороший человек (Оля, я про тебя)), сиропным. Я бы предпочла открытый финал. Но тут уж не нам решать)
Но основная мысль предельно ясна и четко сформулирована в конце самим Вадимом Рокотовым: "В этом и есть чудо и магия юности - в том, что она конечна. каким бы молодым ни чувствовал себя человек, он знает, что это чудо закончится - и скоро".
И вот эта основная мысль напомнила мне еще о двух произведениях, написанных уже давно, в 70-х, Киром Булычевым.
"Чужая память"
История ученого-биолога Сергея Ржевского, который тоже омолодился, только не сам, а с помощью создания своего 20-летнего клона, унаследовавшего все его знания, всю его память. И создан он был, чтобы продолжать дело своего отца, его научные разработки. Вот только получилось всё не совсем так, как предполагал Ржевский. Ведь вместе с научными знаниями Иван стал обладателем всех воспоминаний отца, в том числе, глубоко личных, тех, о которых Сергей предпочел забыть, потому что вызванное ими чувство вины и непоправимости когда-то совершенного способны просто раздавить человека.
Но Иван начинает бороться, получается, с самим собой. Да, он молод, но, во-первых, он был лишен детства, а во-вторых, на нем висит весь груз жизненного опыта мужчины в возрасте. "Сын - это продолжение, а ты стремился к повторению. [...]Нельзя жить вместе с самим собой. Дай нам разойтись...подальше". Та же мысль, что в "Заблудившемся автобусе": нельзя дважды пройти по одному жизненному пути, надо постоянно искать что-то новое, что-то совершенно другое. "В каждом человеке заложено несколько разных людей. И до самого конца жизни нельзя сказать, кто взял верх", - говорит старый друг Сергея. Иван смог разобраться с чужой памятью и добился права искать свой путь самостоятельно. И как мне нравится это финал, в котором он говорит: "Я еще ничего не решил".
И, совсем уже близко к "Заблудившемуся автобусу", - "Марсианское зелье"
Повесть о целой компании людей, которые получили шанс, приняв инопланетное зелье, снова стать 20-летними. Вот только всем ли оказалась нужна эта вторая молодость? Не иллюзия ли это? И как теперь ею распорядиться?
Погрязший в бытовых проблемах гениальный и творческий ученый-самоучка Саша Грубин "осознавал, что преступно предоставить жизни течь по старому руслу. Если жизнь дается человеку дважды, надо начать ее сызнова. И начать красиво, гордо, с учетом всех совершенных когда-то ошибок. И подняться до высот"
Но это творческая личность, по сути, не состоявшаяся в жизни. А нужна ли вторая молодость тем, кто всего добился, у кого есть почет и признание, как у директора стройконторы Корнелия Удалова
директора универмага Ванды Казимировны или ее мужа Никиты Савича
"...превращение, происшедшее с ними, - обман. Не очевидный, но все-таки самый настоящий обман. Ведь никто из них, за исключением, может быть, старухи Милицы, почти впавшей в детство и потерявшей память,
не стал молодым. Осталась память о прошлом, остались привычки, накопленные за много лет, остались разочарования, горести и радости - и никуда от них не деться. [...] Если сорок лет назад можно было сидеть вдвоем на лавочке, удивляться необыкновенности и новизне мира и своих чувств, то теперь этого сделать будет нельзя. Как ни обманывай себя, не избавишься от спрятанного под личиной юноши тучного, тяжело дышащего провизора..." Так рассуждает Елена Сергеевна, бывший директор музея.
И какой классный эпизод, работающий на эту же мысль: Удалов видит ноги Саши Грубина, лежащего под машиной, и думает, "что ботинки у Грубина старые, а ноги новые. Как будто новый Грубин у старого отобрал ботинки".
Книга Булычева более грустная и философская, чем снятый по ней замечательный фильм "Шанс", кадры из которого я прикрепила
И основная мысль ее, сформулированная главным героем Алмазом Битым,
практически один в один повторяет слова Вадима Рокотова из "Заблудившегося автобуса": "Настоящая молодость бывает только один раз. Пока ты не знаешь, что последует за ней".
Книга