Мамино чтение
дневник читателяКак меня "Бестужевки" в не ту степь завели… или как я докатилась до детства Володи Ульянова.
""
Текст понравился, а иллюстрации нет. Такая интересная тема, и в сжатой форме отображены основные моменты становления Высших женских курсов в Петербурге. Авторы - молодцы! Курсы просуществовали 40 лет, многие выпускницы стали видными деятелями науки. Такое великое дело было затеяно только на энтузиазме. Сколько сил и энергии отдали основательницы курсов! Какие люди преподавали! Тема очень интересная!
А вот иллюстрации… Скажем так - в духе нашего времени (

А вот эта иллюстрация мне даже нравится ). Здание курсов в разрезе )
На этом я остановиться не смогла и прочитала "Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы. 1878-1918." Сборник статей.
"Она учила нас думать и больше всего ценила самостоятельную мысль." - это воспоминание о преподавателе древнего периода русской истории. Но судя по воспоминаниям, так можно сказать было почти о каждом преподавателе ВЖК.
Возможно я ошибаюсь, но авторы Бестужевок ознакомились с содержанием данной книги ). Здесь, конечно, намного более широкая картина. Мне было маловато быта и много революционных настроений, но что поделаешь?! Книга 1973 года.
Первая часть книги - это статьи об устройстве курсов, история основания, какие факультеты были в разные годы, кто преподавал. Много про революционную деятельность. Но вот обратила внимание на один момент - до 1917 года ВЖК - рассадник революционных идей, а с момента Революции - контрреволюционных…
Вторая часть - это воспоминания! О преподавателях, как проходили лекции, как проходили экзамены, как ходили в театр… В общем, всего по чуть-чуть. Написаны с теплотой и благодарностью. Когда я читала про химические лаборатории, как девочки во время Первой мировой войны готовили лекарства; как другие девочки после Революции спасали книги из библиотеки курсов; как курсистки бесплатно преподавали на вечерних курсах - нельзя не удивляться на них. Какие они молодцы!
Многие были связаны с революционерами. Но мне ближе такое воспоминание : "но кому было нужно посылать этих юных девушек, почти детей, на верную гибель, на дело, почти наверное обреченное на неудачу?" В 1906 году двух курсисток казнили, они были схвачены, когда провозили бомбу в Кронштадт. Девушкам было 19 и 17 лет.
Или из другого воспоминания: "помню налёт анархистов на билетную кассу и киоски. Они экспроприировали сбор для своей организации. Жаловаться не приходилось…" Девчонки организовывали благотворительные вечера, из средств которых поддерживали неимущих курсисток… но как видите, жаловаться не приходилось. Ибо ко всем "академисткам" относились нетерпимо. Академистки же выступали с лозунгом "На курсах только учиться!" и в этом "скрывалась реакционная сущность". Всё же сложное было время, странное, безумное, но какие они были деятельные, целеустремлённые, более яркие…
Рада, что прочитала данную книгу ). Она не может не вдохновлять!
Раз уж одной из студенток была Надежда Крупская, то возникло желание прочитать про неё. Курсы она не закончила, через год бросила. Поступила она в тот период, когда естественные науки исключили из программы физико-математического отделения.
Воскресенская "Надежка"
Ой, ну до чего хороша книжка ))).
Состоит она из 3 частей.
1 ЧАСТЬ. Детство и до окончания гимназии
Семья: сильный, умный и сочувствующий народу папа, любящая мама и улыба Надя!! Даже не буду думать правда - неправда ). Я всё-таки художественное произведение читаю. При этом в книге присутствуют все признаки книги того времени: антирелигиозность, при этом противостояние католиков и православных в Польше, батюшка -плут, буржуи и помещики во всей красе, борьба с царизмом, поддержка восставших… А родители - это очень идеальные люди. Иногда даже хотелось спросить - Вот настолько идеальные? Настолько правильные?
"Труд, порядок - это главное. Без любви к труду и дисциплины не может вырасти полезный обществу человек" - принцип воспитания Нади от мамы
"самая большая болезнь, которую можно привить ребенку, - это заставить его стать настолько послушным, что он отвыкнет самостоятельно мыслить" - воспитание от папы.
Не могу не оставить пару выдержек из текста про литературу:
" - Знаешь, русская проза прекрасна и страшна. Она чаще всего повествует о горестях, к которым не можешь остаться равнодушным. Автор увлекает тебя за собой и заставляет постигать то, что ты еще не готов постигнуть, что тебе не под силу, но он завладел тобой, твоими мыслями, ты попадаешь в плен, и деваться некуда, - говорил Константин Игнатьевич.
- Да, - согласилась Елизавета Васильевна. - Если нам начать читать Достоевского, то можно сойти с ума."
"Надя возненавидела стихотворение Пушкина «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь...» - стихотворение, которое она знала с трехлетнего возраста и каждый первый снег встречала словами этого стихотворения. Учитель требовал ответить на вопросы: почему торжествует крестьянин; почему лошадка плетется как-нибудь; нужно было объяснить, что такое «пушистые бразды». От такого грубого вторжения пропадала музыка стиха, сама поэзия рассыпалась, исчезал аромат снега, оголялась кочковатая, промерзшая земля, стихотворение становилось скучным."
2 ЧАСТЬ. Начало рабочего пути. Преподавание в вечерней школе. Знакомство с учением Карла Маркса. Встреча с Лениным. Агитационная работа.
Читать было интересно. На самом деле интересно, только надо понимать КОГДА это написано. Без романтизации и идеализации, конечно, не обошлось. Я поняла, что почти ничего не знала о Крупской, только как о жене и соратнице Ленина. А девушка то целеустремлённая была.
"Я просто решила отдать все свои знания, всю себя делу рабочего класса, его освобождению. Очень хочу дожить до того дня, когда восставший пролетариат сметет власть экспроприаторов" - главная цель
3 ЧАСТЬ. Тут уже политика, подпольная работа, тюремное заключение и т.д. Тут же предложение Владимира Ильича выйти замуж за него и покупка в Петербурге лампы, которую Надежда Константиновна повезёт с собой в ссылку…
Какая же у них была вера!!!
Что я больше всего не ожидала от книги- что она мне настолько понравится ). Начинала читать больше из интереса, зацепившись что Крупская была студенткой ВЖК. В итоге про ВЖК страничка от всего объёма… Книжка носила для меня больше познавательный характер, но и стиль написания у Воскресенской замечательный. Ей веришь! Насколько это возможно, исторические события то не отменить.
Ну а теперь и до Ленина добрались )
"В доме Ульяновых"
Еще одна хорошая детская книжка. Теперь про детство Володи Ульянова. Я достаточно долго с предубеждением относилась к книгам о детстве Ленина (думала, ну зачем моим детям идеализированный дедушка Ленин?). Прошлым летом прочитала "Так было" Кассиля и так мне было "сладко", аж брррр… До чего там Ленин и Крупская показаны "сахарными"…
И вот "В доме Ульяновых". Да, в ней тоже написано под правильным углом, но всё так гармонично смотрится… Пример образцовой семьи ). Идеологию можно и не подключать. Да и сама книжка очень хорошо иллюстрирована, так и располагает к себе ). Как не крути, а Ленин - наша история.
Единственное, что меня смущает это покушение на Александра III и казнь старшего брата. Владимир внутренне негодует, как так могли поступить с Сашей, что Саша выбрал не тот способ борьбы, что необходимы другие методы.. Помню как мы это проходили в школе, этакая романтизация террористов во имя высшей цели. Но обсуждать с детьми пока этот вопрос не хочется, хотя книжка как раз на младшеклассников рассчитана.
Теперь мне стало мало семьи Ульяновых…
Воскресенская "Сердце матери. Рассказы из жизни Марии Александровны Ульяновой"
Знакомимся мы с семьёй Ульяновых, когда Володе 5 лет. Идеальная семья )).
Надо признать, что я отчасти восхищаюсь той работой, которую проделали наши авторы того времени! Они создали настолько светлый и при этом настолько сильный образ Ленина в детской литературе!!!
Вот почти уверена, если книжка была не об Ульяновых, а о какой-то воображаемой семье в дореволюционной период, то её бы уже переиздали и хвалили направо и налево… Написано замечательно.
В книжке о ВЖК есть упоминание, что одна из бестужевок стала прототипом одной из героинь Андреева
"Рассказ о семи повешенных"
Завязка - раскрывается заговор террористов, которые готовили покушение на министра. Ребят приговаривают к смертной казни.
Пересказывать сюжет здесь смысла нет. Семь человек, из них 5 политических. Их мысли, их чувства, поведение с момента приговора до казни. Рассказ держит в напряжении, меня немного потрясывало. Сильная литература.
И немного других книг, которые я читала параллельно:
Рэй Брэдбери. "" и ""
Совершенно две разные книги по настроению. Если Хроники я просто проглотила, то "" читала очень медленно... Согласитесь, как можно продолжать сразу читать после рассказа о изобретении машины счастья? Надо остановится )). Или после Лебедушки? Настолько грустно и так при этом сентиментально ). Несмотря на то, что главные герои - дети (точнее, дети - "проводники" по книге), я бы в подростковом возрасте не оценила (. Да и тема смерти тут поднимается несколько раз. Всё же до этого надо дорасти. Не исключаю, что многим книга нравится со школы…
"" это была вторая книга автора, где сжигают книги ("451° по Фаренгейту" читала пару месяцев назад) . О Блюстителях Нравственного Климата можно много поразмышлять. Но вот что "неведение пагубно" сложно не согласиться. Книга состоит как бы из небольших рассказов, объединеных темой колонизации.
Не знаю, кто мне больше нравится Брэдбери "из одуванчиков" или Брэдбери - фантаст.
Короленко "В голодный год" и рассказ Андреева "Ангелочек".
А вот здесь две совершенно разные книги не только по настроению. Настроение от них как раз одинаковое - очень тягостное и удручающее. Они разные во всем : объёмом, местом действия, стилем написания. Всем. Объединяет их, пожалуй, вот это - "Россия, которую мы потеряли". Уж поверьте, вам не захочется в то прошлое. А честно, пыталась написать о Короленко. Но у меня нет таких слов или точнее они точно не для ДК. Кому интересна история конца 19 в. предлагаю набраться храбрости и почитать, а то мы порой идеализируем "Россию, которую мы потеряли". Это очерки о голоде в Поволжье в 1892 году.
В "Ангелочке" главный герой - мальчик-подросток. Действие происходит на Рождество. Но вот в рождественские сборники я бы не стала его включать (, настроения радости и ожидания счастья у вас не появится. Я пыталась сравнивать с "Девочкой со спичками". И знаете, у меня более тягостное впечатление от Андреева, хотя в данном рассказе никто не умирает. При этом почитать, однозначно, стоит. Возможно даже с детьми лет с 12-ти
Спаркс ""
Вспомнила, как лет 20 назад я любила этот фильм… Решила ознакомиться с книгой. К сожалению, ничего нового книга мне не дала, фильм снят очень близко, какого-то особого раскрытия характеров нет. Это история любви 17-летних подростков: богатый мальчик (почти классический "плохой" парень, но в пределах допустимого) и девочка с богатым внутренним миром, которой осталось жить меньше года (классическая "белая ворона"). Если выбирать книгу или фильм, то я за фильм )
Паустовский ""
Когда-то я писала, что не оценила данный рассказ. Признаю - я была не в себе! Паустовского проходила дочка по школьной программе. Разбирали они Корзину неделю наверное. За это время мама успела два раза перечитать, поучаствовать в составлении плана, в составлении словаря, поискать олицетворения и эпитеты в тексте, почитать биографию Грига, послушать музыку… Вы же понимаете, после такого погружения, невозможно не оценить язык Паустовского). Я оценила!!!
Спасибо.
С праздником, девочки!!!
Лучший ответ
