Чтение вслух. Подобие дневника
дневник читателяВроде бы так много вокруг самых разнообразных книг, а я всегда выбираю что почитать детям с душевными терзаниями. Очень хочется, чтоб всем понравилось! И чтоб уложиться в отведенное время (а в школе и библиотеке оно разное), и чтоб было не трудно, понятно, но и не слишком просто, чтоб не показалось продвинутым читателям чтением для малышей. Особенно трудно с этим в разновозрастных группах...
С самыми младшими проще с выбором литературы, но им все время нужны "пляски с бубнами", чтоб не скучали. А у нас выбор этих "плясок" небогат - словесные игры да раскраски-рисовалки. Поэтому выбор книг для чтения в библиотечных клубах упирается не столько в морализаторство, сколько в наличие игровых моментов. А в школе запрос другой. Хотя частенько я читаю и там и там одно и то же.
Сначала о библиотечном чтении.
Совсем недавно отлично прочиталась книжица Как поспорили две вороны.
Поскольку здесь вся интрига держится на придумывании и обыгрывании-сочинении историй из слов начинающихся на КАР- и КОР-, то тут и рисовать было некогда и незачем, нужно было слова записывать.
Две героини - вороны КАРкуша и КОРкуша спорили как же должны правильно разговаривать все вороны. Кот предложил рассказать им две истории в которых будет множество слов, начинающихся с "правильного" по их мнению слога. У кого в рассказе будет больше таких слов, та и победит.
Мы сначала сами придумали такие слова, а потом, читая рассказы ворон, вычеркивали повторяющиеся и радовались найденным своим, о которых не знали вороны. Тут у нас и родители включились - все подсказывали.


Здесь еще интересен и финал истории. Хоть мудрый коршун рассудил спор ворон справедливо, КОРкуша так переживала, что в конце состязания поседела. И это забавно объясняет детям смысл фразеологизма "белая ворона". Уверена, что им запомнится.
Еще одна забавная книжка-картинка Не хочу быть лягушкой, в которой чтения на один зубок, но зато она гарантированно поднимает настроение читателям.
Книга-помощница для родителей, вконец уставших и озверевших от бесконечных детских ХОЧУ, взятых порою просто "с потолка". Маленький лягушонок изводит на редкость терпеливую маму-лягушку желанием стать то зайцем, то свинкой, то совой.
Мама потрясающе методично и спокойно каждый раз объясняет ему почему это невозможно. Дети ей помогают, заодно читая слова, набранные увеличенным шрифтом.


Очень быстро и очень доходчиво все объясняет лягушонку злой и страшный серый волк, который в поросятах и в зайчатине знает толк.
И лягушонок моментально разбирается со своей идентификацией!
Книжка большая, яркие иллюстрации на мелованных страницах забавны, наглядны и очень понравились детям. Читать можно с двух лет. Но и первоклассникам тоже хорошо зашла ))
Вот Незнайка. Наверняка, почти все читали. Но все равно беру книгу для занятия. Даже если дети ее читали, есть у меня маленькая радость, сюрприз, знакомый далеко не всем. Это книжка стихов Николая Носова В траве сидел кузнечик.
Если здесь в сообществе ею мало кого удивишь, то на детей, даже школьников, она действует беспроигрышно. А вместе с нею наше чтение оживляет парочка простеньких заданий. Найти на рисунке всех персонажей, сожителей Незнайки по коммуне-общежитию на улице Колокольчиков. Я читаю, дети ищут.
Потом в процессе чтения, чтоб не вертелись и не отвлекались, раскрашивают сначала Незнайку по прочитанному описанию,
а потом портрет Гуньки, внешность которого Незнайка из дружеских чувств очень приукрасил. С фиолетовыми усами справились не все, но зато все подписали портрет печатными буквами без ошибок.
От души посмеявшись над палкой-селедкой, паклей-шмаклей-рваклей
и Торопыжкой, проглотившим холодный утюг,
дети с радостным ожиданием принимают и книжку со стихами, которые в основном произведении остались "за кадром", ведь коротышки просто запретили Незнайке читать оставшиеся написанные им опусы. А мы их - раз! И прочитали!
И никаких вам интриг, никакой незавершенности. А если стихи не блистательные, так и Незнайка пока еще - так себе поэт, начинающий, дилетант...
Зато как детям нравится! Больше и дольше всего смеются над Торопыжкой с утюгом на тарелке )) А вот про тормашки не поняли. Хотя нас когда-то они смешили ничуть не меньше утюга. Помнится, в юности был у нас в клубе курсант-планерист Таганашкин, его как раз дразнили, вставляя прекрасно рифмующуюся фамилию в этот стишок.Уходит выражение из языка...



В "подскажи рифму" дети всегда серьезно играют, стараются, думают, радуются удачным находкам.

Мы читаем тонкие книжечки с избранными начальными главами в иллюстрациях Ольги Зобниной. Они большего формата, а значит, и наглядней, и иллюстрации те же, что в маленькой книжке стихов. То есть явное и наглядное продолжение. И повторюсь, хоть уже не раз говорила, что есть к этим книгам еще одно продолжение - рассказы о Незнайке авторства внука писателя Игоря Носова в тех же иллюстрациях. Это давно проверенный, выверенный в многократных чтениях оптимальный дошкольный вариант, работающий как с любителями чтения, так и с абсолютными нелюбителями.
Вообще же из разных вариантов иллюстраций к Незнайке мой фаворит - Вадим Челак. Именно в его оформлении с его рисунками книга намного легче читается с дошкольниками. Есть достаточный опыт принятия и чтения его изданий после того, как были отвергнуты книги с другими иллюстраторами. Именно не единичный случай. Поэтому советую.


Не сдает своих позиций в групповом чтении серия Орловой про грузовик и прицеп.
Что удивительно - от нее в восторге даже довольно бегло и выразительно читающие первоклассники и второклассники.


Про новогоднюю елку читали даже дважды - по просьбам детей, которые пропустили предпраздничное чтение по болезням, занятости или же лентяйству.
Недавно прочли новую книгу серии Грузовик, а где прицеп?
Здесь тема как раз воспитательная, как поступать в ситуациях с незнакомцами, предлагающими тебе соблазнительные удовольствия.

Совсем простенький малышовый Голубой грузовичок пошел прицепом к основному обыгрываемому заданиями, рисованием или разговорами чтению, буквально как букварные странички-расчитайки с картинками. Конечно, книжка уже только для того, чтоб перелистать ее ради иллюстраций да для прочтения кому нескольких строф, кому предложений, кому слов-звукоподражаний.
А вот для малышей 2-3-х лет книжка хороша, она для них не просто повествовательная, но даже есть из-за чего переживать. Тут в сюжете и знакомство с домашними животными, и поведение на дороге, и оказание помощи при попадании в беду, и дружба, и совместные усилия, и даже жаба, сыгравшая ту же роль, что и мышка в "Репке" - последняя капля, последний толчок. И вообще книжечка симпатичная - мелованные страницы с крупными и яркими иллюстрациями. И моя любовь и главное достоинство - крупный читабельный шрифт.



Как хорошо, что в библиотеке есть книги про Мулле Мека!
Пусть не вся серия, но даже ее часть - это так замечательно, когда после занятия можно посоветовать взять домой для чтения такие книги. С ролью завлекалок для мальчишек они справляются на отлично, вы это и лучше меня знаете. Но у нас в городе среди большинства взрослых - родителей и бабушек книги практически неизвестны. Поэтому рекламирую снова и снова.
Находкой стала книжка Штука-дрюка
Читали с огромным удовольствием, веселились, придумывали слова. Книжка сама по себе забавная, дающая тему-задание для занятия, которую можно эксплуатировать бесконечно - называть все вокруг, писать все названия на бумажках и лепить слова на названные предметы, называть признаки предметов, опять же записывая все на бумаге, сравнивать, уточнять.



Да еще читали ее в паре с беспроигрышной раскладушкой про крокодила Это не лягушка, которая всегда и всюду читается и разглядывается на УРА.
Всегда после первого чтения всем обязательно надо было многократно разложить и снова ее сложить. И перечитать. Всегда производила феерическое впечатление на читателей от 2 до 12 лет. На редкость удачная покупка, которую я нещадно эксплуатирую при чтении во всех детских коллективах. За право ее перелистать и даже прочесть самостоятельно готовы были вступать в честную и нечестную борьбу самые отъявленные нечитатели. Гундели и ссорились с уверенными читателями, которым было невмоготу пережидать их спотыкания в каждом слове. Чуть не по рукам приходилось бить всем, кто лез к книжке и торопил читающего.
Вот здесь видно, что детям раскладушки интереснее, чем праздничное представление, музыка, танцы, песни и ростовые куклы.
Брала для чтения уже проверенную сказку О хитрой Лисичке и Золотой Рыбке
Учитывая прошлые ошибки, не стала читать вслух Пушкина, только перелистала, чтобы показать красивые иллюстрации, быстренько в двух словах пересказала сказку и сразу перешла к обитателям подводного мира.
И правильно сделала, потому что в этот раз у нас куда лучше прочитался Морской звездочет.

Опять же, учитывая прошлую неудачу, стала читать не все подряд, а выборочно, чтоб дети не заскучали. В ней ведь нет сюжета, просто набор четверостиший и коротеньких информационных сообщений о каждом морском обитателе с необычным "сухопутным" названием. Она интересна именно подбором таких героев. Очень удачная книжка - иллюстрации забавные, приятные, нестрашные, небольшие блоки текста на белых заплатках-облаках, шрифт хороший, читается легко, комфортно - и технически, и психологически, особенно неожиданные интригующие и смешные названия-заголовки стихов. О многих я и не слышала, что это за рыба-коробка, кукушка, лапша? Зато продвинутым читателям не хватило рыбы-пилы и акулы-молота. Мне понадобились еще морской петух, морской заяц, рыба-собачка и скат - морская лисица, одной рыбки-лисы оказалось мало.


В конце книги разворот, на котором изображены все рыбы, упомянутые на страницах, и можно проверить себя и других - кто что запомнил.
Еще и Морского конька Эрика Карла быстренько прочитали.
И совершенно неожиданно, без всякой предварительной договоренности Арсений принес на занятие игрушечного осьминога.
Поэтому мы прочли и книгу про осьминога Чернильника, которую я читать не планировала, а просто выложила на стол несколько экземпляров как "тематическое чтение" и хотела порекламировать родителям, чтоб взяли детям для самостоятельного чтения домой. Ну и заодно сфотографировала осьминога вместе с посвященным ему произведением.
Красивая отлично изданная книга, очень хорошие иллюстрации, реалистично изображающие не только интерьеры и героев, но и эмоции, если бы про эмоции осьминогов можно было сказать словом "реалистично". Плюс приятная цветовая гамма. Это стихотворный рассказ о реальной истории побега реально существовавшего осьминога по имени Чернильник, который сбежал из Национального аквариума Новой Зеландии. Вы знали что он может просочиться даже в небольшое отверстие или щель? На последних страницах книги кратенькая информационная заметка об этом происшествии и такие же маленькие сообщения о других осьминогах. Перевод стихотворения слабоват, хотя читается без спотыканий. Но для таких иллюстраций и такого прототипа лично мне хотелось бы шедевра. Впечатляет и эмблема Всемирного фонда дикой природы на обложке, совместно с которым издается серия книг, и часть средств от их продажи перечисляется в WWF.
А вот и портрет Чернильника готов.
При чтении к 8 марта
сначала я читала коротенький рассказ из любимого букинистического советского сборника с названием МАМА. В нем собрано все, что мы помним с детства - Вот какая мама, Посидим в тишине, А что у вас? Бабушка-забота, Мамин троллейбус, Огонек, Секрет, главы из книг про Внучка Ваню, Гугуцэ, из Ясочкиной книжки.
Да, опять букинистика, хоть и есть что почитать на библиотечных полках - те же знакомые с детства Мамин день Екатерины Серовой, Дорогая наша мама О. Высотской, Бабушка Дина Носова и целая куча феминистических переводных сборников об известных за рубежом женщинах. Но я сначала читаю из сборника совсем коротенький рассказ о мамах - докторе и пекаре, которые пахнут лекарством и хлебом. А уж потом, после чтения Бабушки Дины, пока дети рисуют традиционные портреты мам и букеты для мам, переходим к современному.
Фантастические женщины, которые изменили историю
Это книжка, которая оформлена именно так, как я больше всего не люблю - карикатурные рисуночки, разномастные прыгающие шрифты заголовков и подписей, слава богу, что большая их часть читабельна, как и хорош шрифт основного текста. Подбор героинь неплох - разные времена и культуры. Конечно, я читала о Терешковой, а все остальное пусть читают с родителями, если заинтересуются, тем более, что я с трудом выношу разглядывание рисунков, изображающих героических женщин. Детям нравится, их первая реакция - смех, веселье. Не, я не мазохист, не мизантроп и даже не пессимист, но все же мне кажется, что первой реакцией здесь уместнее было бы уважение, удивление, восхищение. Или я не права? Как библиотечная книга она очень даже подойдет, чтоб дети прочли хоть что-то. Чисто для знакомства, чтоб может быть осталось в голове имя. Сведения о Терешковой очень поверхностные, о других более содержательны.

Отважные принцессы со всего света - эта книга мне больше нравится своим оформлением, выполненным в едином стиле. В ней девять сказок о принцессах, живущих в самых разных уголках нашего огромного мира. Тем, кто любит и ищет подобные сказки, потому что уже нет сил читать по кругу одно и то же - Золушку, Спящую Красавицу, Принцессу на горошине и Белоснежку, книга станет хорошим дополнением. Сказать, что из двух сфотографированных рядом книг, я отдам предпочтение этой, будет нечестно и неправильно, потому что книги совершенно разные и выбирать из них, это все равно, что выбирать между меховым и соленым. Могу только сказать, что чисто визуально она для меня более комфортна. Читать самостоятельно дети ее берут редко - по-моему пугает размерами и объемом. Все же на странице книги такого формата для детей многовато текста, помню, что уже очень хорошо и бегло читающая дочь опасалась книг большого формата со страницами сплошного текста, куда охотнее читала обычные-привычные.
Сами же сказки - хорошие интересные с феями, принцессами, королями, рыцарями, ведьмами, волшебством, смекалкой и отвагой. И всем прочим, что должно быть в сказках. Очень в духе канонических сказок. Но здесь сказки современные. Не в том смысле, что все происходит в современном мире, нет. Все происходит в привычной нам сказочной реальности, но героини - юные принцессы ведут себя совершенно по-современному, они воспитаны свободными самостоятельными и именно отважными личностями. Думаю, что на востоке и сейчас немного таких найдется, там совсем по-другому воспитывают девочек. А читать сказочные приключения интересно. И перевод хороший.
Ада Байрон Лавлейс - первый программист
Обзорно упоминая и рассказывая об этой книге, наверное, из природной вредности не могла не рассказать детям о Софье Ковалевской.
А книгу про Амелию Эрхарт не стала выкладывать на стол, раз нет в библиотеке ни одной книги с упоминанием наших знаменитых летчиц. Понимаю, что не права, но ничего поделать с собой не могу. Была бы - положила бы обе книги, рассказала бы про всех.
Дети рисовали.

А потом мы читали про снеговиков, хоть уже и весна на дворе...
А почему бы не почитать?
Ну во-первых, весна и март - отличный повод прочесть стихотворение "Зима возвращается" из сборника Елены Ярышевской (подробно показывала тут) о том, как забывчивая зима, упаковавшая к марту в большой чемодан метели и сугробы и отправившаяся на север, забыла свой самый лучший мороз, вот и приходится ей в марте за ним возвращаться. Мороз не мороз, а снег у нас на неделе выпал...
Во-вторых, недавно показанная книжка Зартайской Когда я был снеговиком настраивает всех на лирический лад, и вздохнувшие "жааалко" при виде растаявшего снеговика дети, оживляются на страничке с облаком - ведь теперь снеговик может исполнить свое желание - и облететь в таком своем воплощении весь белый свет.
А в-третьих, для развлечения и удовольствия под дорисовывание "в тему" разномастных снеговиков дополнительно читается глава из бессменного хита всех времен и народов - Дедморозовки Андрея Усачева и придумываются новые фамилии снеговичкАм и снеговИчкам.
Это задание очень вдохновляет и увлекает детей. Мне самой было весело слушать про Майкиных, Валенкиных, Пельмешкиных и других.


Ну теперь с зимой окончательно распрощались и переходим к весеннему чтению.
Весеннее чтение началось с рассказов о празднике Наурыз, знакомства с традициями проведения, символами и праздничным меню ) А в нашем читательском клубном "меню" - рассказы и презентации, сказки и стихи, раскрашивание и рисование. И разговоры, конечно!
После о молодильных яблоках из прекрасного небесного сада, куда может долететь только волшебная птица самрук, свившая свое гнездо в ветвях тополя мира, мы слушаем поэтическую классику Ивана Никитина:
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
Его сменяет Георгий Ладонщиков стихотворениями о весне, о споре скворца с воробьем за место жительства.


И снова сказка, теперь уже про орла, пожелавшего заслонить собою солнце и поплатившегося за свою гордыню, и снова разговоры о простом, обыденном - о приметах весны, о перелетных птицах, о тюльпанах, о прочитанных книгах, о школе и каникулах.
Про Сказки деда Даута писала отзыв. Ладонщикова всегда читали в двух сборниках, кроме Спора на скворечне еще Солнце землю радует
Сложней всего мне с ребятами 8-11 лет. Тут такой разброс в технике чтения, читаемых объемах и жанрах, что я всегда немного паникую - попробуй-ка найти то, что всем будет интересно. Но об этом уже следующим постом...
Всех с праздником весны!
Лучший ответ
Ника1313, у нас проводят мастер-класс в одной из библиотек по книгам о Мулле Мека - собирают самолёт по чертежам Мулле, я весь интернет "перерыла", но не могу нигде их найти и скачать. Авторы точно их не сами рисовали. Они Вам не встречались случайно?
У меня на этот случай гусеница) но я с малышами от года до 6 работала. Хотя она еще всю начальную школу детям то там,то сям пригождалась.