Читаю детям вслух. Июль
дневник читателяОпять довольно много читаю вслух детям разного возраста и в разных местах.
Начну с дошкольного чтения. Это мы начитали-наслушали с шестилетним Гошей.
Читаю я сейчас в основном небольшие книжечки с рассказами и сказками, нащупывая тематику, интересы и пристрастия. Пока особых страстных любовей не обнаружилось, слушает более-менее ровно, если что-то не идет, то зависит это, скорее, от сиюминутного настроения, чем от достоинств или недостатков книг. Между этими книжками читает Гоша - бобосказки, книжки из наборов Русситы, отдельные строки крупным или цветным шрифтом, заголовки. Читает неплохо, маленькие книжечки берет с любопытством и желанием, не отказывается, но запал проходит быстро. Что-то объемнее Русситы уже морально угнетает, поэтому не форсируем. Через некоторое время к нам подключается четырехлетняя Лиза, пришедшая из детсада. Если уже уставший к этому времени Гоша убегает пить/есть/что-то срочно показать и рассказать маме, то она слушает все подряд и ей все нравится. Вместе чтение идет похуже - дети отвлекаются, начинают разговаривать между собой, мне труднее удерживать их внимание. Но потихоньку притираемся.
На первую встречу я выбрала для чтения сказку О хитрой Лисичке и Золотой Рыбке - в ней очень красивые, привлекающие внимание, иллюстрации, простой сюжет, знакомый по множеству прочитанных ранее сказок. Писала на книжку отзыв.
После нее разложила веером сказки про лису.
Именно тут самым приемлемым, наглядным и "рабочим" оказывается вариант "одна сказка=одна книжка". Первой из них Гоша выбрал
Во всех прочитанных нами сказках лиса ведет себя как и положено хитрой обманщице в сложившейся сказочной традиции. И только в сказке Девочка и лиса она - положительный персонаж, который спасает заблудившуюся в лесу девочку. Эта сказка больше всех Гоше и понравилась.
Оказалось, что подробности сказки Пушкина о золотой рыбке он помнит смутно, и я решила в следующий раз двинуться в этом направлении. Заодно углубиться в морскую подводную тему...
Выбрала сказку с иллюстрациями Ращектаева - очень наглядными и красивыми.

Перебрала простенькое и яркое подводно-детское.
Короче, с Пушкиным я сильно промахнулась. Слушать длинную сказку с множеством непонятных слов Гоше было неинтересно. Единственное, что спасало - иллюстрации. Позадавал вопросы о дворянах, о секирах на плечах стражи, но корыта, неводы, избы и дворцы, как и характер старухи, были ему глубоко чужды и одинаково неинтересны.
И даже книга , которая по моему мнению просто не могла не заинтересовать любого ребенка, и на которую я возлагала большие надежды, его ничуть не задела.
Слушал невнимательно, никакого особого интереса не проявляя, поскольку не было в ней никакого пересечения с сониками и супергероями... Немного спасала ситуацию Лиза, которую привлекали яркие картинки.

Она даже нашла и показала мне в следующий раз черно-синюю мягкую рыбину, немного похожую на рыбу-хирурга.
Немного помог Эрик Карл, опять же благодаря Лизиному интересу к прозрачным страницам. Гоша поглядывал искоса или сверху, со шведской стенки, я конечно расстраивалась, хоть и не подавала виду, стараясь театрально читать на разные голоса. Но я привыкла к тому, что тема подводного мира у нас всегда была беспроигрышной, детям были интересны и сами обитатели морей и океанов, и необычное оформление книжечки-картонки - мы ее миллион раз на ура читали!
Но зато Гоша изъявил желание читать сам и прочел книжечку Русситы и книжку-малютку "Боб и рыбка"

Рыбку Молли я даже доставать не стала... Останется на потом.
В следующий раз, закрывая лисье-сказочную тему он прочел Дом для лис, ну и продолжили эту тему звериных домов и ночлегов другими тонкими книжками.
После Бианки Гоша опять читал сам одну из бобосказок. Отлично пошла капризная Маша, поссорившаяся с подушкой. Это моя беспроигрышная завлекалка, осечек пока еще ни с кем не было. Сработала и в этот раз.
А вот
Фурор произвел Маршак со стихотворением Где обедал воробей? Я всегда, еще задолго до появления лабиринтовского издания, считала это произведение шедевром для привлечения внимания ребенка к чтению и книге, настолько удачно через каждую пару строк следуют повороты сюжета и меняются декорации. Правда, мне всегда чудилась некая незавершенность, не хватало еще пары строк заключительного послесловия. Но в лабиринтовской картонке с ощерившейся зубастой пастью эти строки совершенно не нужны! И книжка становится именно детским законченным шедевром! Мы прочли ее три раза подряд, когда таращили глаза на картинки оба, а клевала зерно с воробьем Лиза, потом Гоша, потом опять Лиза, а мы с Гошей по очереди читали развороты. Где по одной строке, читал он, где строк побольше - я.
Тут на волне успеха и интереса к крокодилам я достала Ма-Тари-Кари, которая тоже ВСЕГДА у нас выстреливала без осечек. Но Гоша слушать ее не стал...
Лизе же длинная сказка тоже очень понравилась. Я всегда читаю ее с огромным удовольствием, так нравится мне текст со всякими авторскими ремарками "ты, конечно, знаешь" и "никогда, пожалуйста, так не делай"
Она ее дослушала, пожалела крокодила и снова попросила прочитать Маршака. И я прочитала еще пару раз,
после чего она побежала показывать книжку маме, чтоб попугать ее крокодильей пастью, и прочитали еще с мамой.
В общем, в раздумьях я продолжала пробовать разное. Пока с интересом читались бобосказки и маленькие книжечки, подбирала книги к ним. Какие-то сказки вроде Репки и Курочки Рябы не столько читались, сколько просто просматривались после чтения бобосказок, а Петушок и чудо-меленка вместе с Горшком каши понравились очень! Эти были прочитаны дважды, сначала с Гошей, а когда из детсада пришла Лиза, уже и с нею. Горшок каши в иллюстрациях Конашевича вместе с маленькой книжкой про бобы на ура читается в библиотеке, поэтому на фото его нет.
При чтении с Гошей чаще вызывает интерес какая-то интерактивность, поэтому взяла свою тонкую любимицу от "Речи" - Вот что с буквами случилось.
В детской у детей есть магнитная доска, но нужных букв не хватило, поэтому я их рисовала и отрезала, лишних танцев с бубнами и персонажами не было, просто читала, как и раньше, без инсценировок с персонажами. История была принята благосклонно, правда без особого ажиотажа. Но Гоша охотно отозвался на задание в конце придумать слова с буквой А. Даже сам их на листке бумаги писал и ничего не имел против исправления ошибок.
Лизе ОЧЕНЬ понравился "". Гоша изо всех сил показывал, что он уже взрослый.
И, конечно, не мог девочке Лизе не понравиться
После Маши с подушкой принесла еще парочку наших любимых Маш.
Маша-растеряша была встречена прохладно, а Могилевскую Гоша слушать вообще не стал, хотя Лиза слушала внимательно, эмоционально и чувствовалось, что история ее захватила. Я огорчилась. Обычно приключенческо-переживательный сюжет этой книги привлекал НЕчитателей.
Потом согласился самостоятельно прочесть картонку с клапанами Именно за интригующую идею, которая практически всегда срабатывает с нечитателями и неслушателями я люблю и ценю подобные дорогущие книжки. Потому что это действительно дорогого стоит. Вот и выходит, что "дорогого" во всех смыслах - и прямом, и переносном. Картонка очень качественная из ламинированного антивандального картона. И очень впечатлила обоих детей.



Когда начались последние события, нервотрепка и паника, когда заговорили о разорванных контрактах с иностранными издательствами и возможных грядущих проблемах книгоиздания, я плюнула на все и решила скупить свои давние хотелки в картоне и с красивыми иллюстрациями на меловке именно иностранного авторства. Эта картонка из недавних приобретений.
И снова печаль...
Сказки о царе Колбаске, которые так веселили и радовали многих, не пошли. Гоша еще прослушал первую историю и сдулся в самом начале второй. Вообще не заинтересовало. Как и Тигр, оставивший равнодушной не только его, но и Лизу.
А вот книги Дональдсон слушали хорошо.
Лиза побаивалась читать Груффало при виде обложки, но согласилась сидеть под боком, набравшись храбрости. Я пообещала, что если ей будет страшно, то чтение прервем. Прерывать ничего не пришлось, дочитали до конца. Слушали с интересом, но понравился больше.
Особенно повторяющийся рефрен "Отставить сопли-вопли!"
Гоша любит "Стойкого оловянного солдатика", у них толстый сборник самых известных европейских сказок с яркими компьютерными иллюстрациями. Я решила дождаться и отловить в библиотеке книгу с иллюстрациями Линча, чтоб принести ее потом вместе с Ломаевым, а пока прочитать "".
Красивая книга, которую дети любили рассматривать практически как виммельбух. Сказку Гоша слушал, к иллюстрациям отнесся равнодушно, принял как должное, ничем не выделяя - ну картинки, да и картинки, хотя посмотрел, даже что-то спросил, но по тексту.

В общем-то он вообще очень спокойно относится к иллюстрациям, не отдавая предпочтения ничему. Может слушать на расстоянии, не заглядывая в книгу, даже если я изо всех сил пытаюсь его соблазнить именно рисунками. Если текст не вызывает интереса, он моментально охладевает к книге. Как это было с
Он посмотрел на глобусе, специально купленном родителями для наших чтений, на Южную Америку и Бразилию, заинтересовался носухой, приняв к сведению, что "в солнечной Бразилии, Бразилии моей большое изобилие невиданных зверей", порасспрашивал про носух, но мы еще не успели дочитать до знакомства Коати с Тириком, как отошел от дивана, где я сидела с книгой, и уселся рисовать за письменный стол.
И никакие красивые иллюстрации его уже не привлекли. По-моему, ему не понравился воспитательный посыл, ведь почти с первых строк речь пошла о капризах и непослушании. Книгу пока отложила. Жаль, очень красивая!
Не пошла и моя последняя любовь - Синенький и желтенький, которая так понравилась детям в библиотеке!
Причем разновозрастным детям! От четырех и до десяти лет. Мы ее и читали, и играли - столько кружочков-кусочков нарезали!

А понравилась книга Грузовик и прицеп.
Читали вместе. Я - текст, Гоша разные Бах! Бабах! Трах! и Би-би-биии!
И карта на форзаце ему очень приглянулась, долго разглядывал, пальцем водил, по ней быстренько, кратенько книжку пересказали.
Вторая книга про командировку читалась сложней, в два приема, но все равно понравилась.
После чего я полезла вытаскивать из коробок книги про Миссис Бампс, которые тоже отлично зашли, а корявенькие иллюстрации в процессе чтения были внимательно рассмотрены.


После демонстрации мне однорукого робота из лего, я принесла .
Тут мои надежды оправдались, книга заинтересовала, охотно читал все надписи и реплики, набранные крупным шрифтом.
Вторую книгу пока придерживаю для гарантированного принятия в случае неожиданных проколов и неудач.
При ответах на мои вопросы о драконах никакого энтузиазма или хотя бы оживления не заметила, но, тем не менее, книжка Не будите спящего дракона понравилась обоим детям.
Лиза перед чтением снова заколебалась - может, стоило бы забояться? Но поверила моим словам, что бояться в книжке нечего, а процесс мытья чешуек у дракона, катание с него и укутывание-укрывание дракона вязаными вещами ее подкупило окончательно.
Где дракон? - моя тяжелая артиллерия, резерв главного командования.
Результат отличный! Была прочитана сначала с Гошей. Трогали, щупали, гладили, искали и считали драконов, уточняли детали. Потом еще раз читали с Лизой. Теперь она уже не боялась, тоже трогала щупала, комментировала, вообще дети сами обратили внимание на множество разных деталей. Потом Гоша побежал показывать книгу папе.
Это прочел сам. Очень ценит книжки с юмором. Поэтому Руссита ему нравится, хотя наборы "четыре буквы" для него уже слишком просты. Поэтому читает вперемешку "четыре" и "шесть".
На очереди у нас масса книг.
О чтении в библиотеке расскажу отдельно.
Лучший ответ