Книги Сергея Иванова
подросткамСовершенно случайно попали в руки одна за другой. Начала читать - и, как водится, не смогла остановиться
Оказывается, он писал для детей и подростков с начала 70-х до конца 90-х. Оказывается, он придумал "Бюро находок" и "Падал прошлогодний снег". Оказывается, он трагически погиб в 1999, в 58 лет. Оказывается, он оставил после себя огромное количество школьных повестей и рассказов, некоторые из которых (как повесть "Его среди нас нет") заслужили государственную премию, а повесть "Зимняя девочка" - диплом премии Андерсена.
Именно с "Зимней девочки", давным-давно напечатанной в журнале "Пионер" и переизданной сейчас в ИДМ, началось моё знакомство с автором. Вот фото из "Пионера":




Но сегодня - о других произведениях.
Повесть "Его среди нас нет"
Это повесть о взрослении шестиклассника Сережи Крамского, большую роль в котором сыграли практически детективные события, случившиеся в его родном классе.
Ещё летом Сережа познакомился с очень необычной девочкой Таней, которая решила стать настоящим сыщиком и упорно работала над собой: училась меткости, наблюдательности и т.д. Неожиданно 1 сентября Сережа узнает, что эта таинственная девчонка учится теперь в его классе. Более того, она выбирает Сережу своим "Ватсоном" и начинает "работать" теперь уже над ним. И тут, незадолго до окончания 1 четверти, случается ЧП: пропадает классный журнал их 6 "А". Естественно, Таня сразу ухватывается за это дело. И в процессе их с Сережей расследования всплывает ох как много всего...
Здесь и первая любовь (причем не одна)), и противостояние внутриклассных группировок, и стремление к лидерству любой ценой, и страх выделиться, высказав свое мнение. Их, подростковые, еще не до конца сформировавшиеся нравственные ориентиры проверяются, что называется, боем. Кто-то в этом бою оказывается на высоте, кто-то молча идет за толпой ("Эх, честные люди, честные люди! Что же иной раз вы боитесь быть честными? Не бойтесь вы! Иначе из-за вашего молчания такое может произойти... И кстати, уж происходило неоднократно!"), кто-то становится подлецом, а кто-то считает себя вправе идти по головам ради достижения своих личных целей, не считаясь ни с чем и ни с кем. И главное, что автор не берется никого обличать и клеймить. Просто все разные. "Такое от рождения имелось у него... как сказать? Свойство души, что ли? Он умел представлять себя на месте того, кто попал в беду. А Таня не умела. Она шла к намеченной цели без лишних сомнений. Тоже такое свойство души".
Здесь есть взрослые (родители, бабушка), в большинстве, хорошие, понимающие. Очень понравилась характеристика бабушки Сережи: "Она была филологом, то есть изучала литературу не только в школе, но всю жизнь после. Кому-то, возможно, это могло показаться полной каторгой, но бабушке очень нравилось". Но все эти взрослые не воспринимаются подростками как мудрые друзья. Гениальная, по-моему, фраза: "Сережа вырос из бабушки, как из прошлогоднего костюмчика [...] А снова до бабушки еще не дорос". Да и взрослые, что там говорить, не всегда всерьез воспринимают всю глубину подростковых проблем. "Так часто бывает. Взрослые говорят: "Детям этого знать не надо!" А ребята думают в каком-то важном деле: "Только бы взрослые не узнали!" Эх, побольше бы мы доверяли друг другу, попроще было бы и жить!"
И есть замечательная молодая учительница Алёна Робертовна, только ищущая себя, вся такая воздушно-мечтательная, которая тоже взрослеет и матереет в течение этой истории, понимая свое предназначение: "У кого-то самое главное в жизни - растить пшеницу твердых сортов, у кого-то - писать новые книги, у кого-то - прокладывать в тайге километры железной дороги. А у нее было вот это... Вырастить как можно больше хороших людей". И не могу не вставить такую цитату: "Учительницы, я замечал, вообще плачут редко. И совсем не оттого, что жизнь их воздушна и легка, а оттого только, что у них нет времени побыть маленькими! Настоящая учительница (и в классе, и не в классе) чувствует себя взрослой. Кстати, не такое уж легкое это дело"
Но самое главное, к чему подводит автор, - надо уметь прощать, надо уметь ставить себя на место другого, понимать его мотивы - и прощать, не мстить, не преследовать, а отпускать, давая человеку самому понять нелицеприятность его поступков. Потому что жестокость может породить только новую жестокость. "Таня вела себя неожиданно, начальственно, жестоко. И все первое время перед ней терялись. Но ведь жестокости научиться нетрудно. Жестокость - это не то что доброта..."
Проблемы добра и зла, нравственного выбора, взаимоотношений в подростковом коллективе поднимаются и в сборнике рассказов об учениках другого шестого класса.
"В бесконечном лесу" - так называется первый рассказ в сборнике, и, думаю, не просто так это название переползло на обложку. Ведь кажется, что взросление и связанный с ним поиск всё тех же нравственных ориентиров - просто бесконечный лес какой-то! И хорошо, когда рядом есть спутник, с которым в этом лесу не страшно, и здорово, когда, поплутав, не раз ошибившись, выходишь наконец на верную дорогу.
Героями рассказов становится то целая группа ребят из 6 "В", то лишь один ученик. Но в каждом случае перед ними стоит довольно сложный выбор. И они справляются с ним. И неожиданно нелепый и, кажется, недалёкий новенький становится самым надежным товарищем для классной "королевы"; маленькая зашуганная двоечница - настоящим спасением для запустившей учебу шестиклассницы; ничего, на первый взгляд, не добившаяся в жизни старушка - примером и идеалом для амбициозной отличницы. И что-то не позволит ни смухлевать с металлоломом ради первого места и премии, предназначенной для по-настоящему святого дела, ни погубить собаку ради спасения человека. Потому что до каждого из них рано или поздно доходит "очень простая истина. Ты хочешь сделать добро? Отлично. Только оглядись кругом: не окажется ли твое добро для кого-нибудь большим злом? И если окажется - остановись! Не делай." А еще - что "у каждого есть в жизни две задачи. Внутренняя и внешняя. Внешняя задача - это то, чего человек должен или может добиться в жизни, в мире, среди людей. [...] А внутренняя для всех людей одна: быть добрым, честным, верным, быть спокойным и мужественным, поступать так, чтобы из-за твоих дел не страдали другие".
Книга написана давно, аж в 1978 году. В ней есть и пионерские сборы, и тимуровцы, и самостоятельно путешествующие в другой город 12-летние дети. Но как же современно эти рассказы звучат, просто удивительно...


Думаю, буду знакомиться с произведениями автора и дальше. Потому что, выражаясь его же словами, "маловато будет!"