"Мы играли с огнём"
подросткамКнига о сёстрах Фокс, с которых началось ни много ни мало целое движение спиритуализм, основанная на реальных событиях их жизни. Скажем, необычненько)
Действие разворачивается в 1848 году в США, где живут наши главные героини, 15-летняя Мэгги и 12-летняя Кейт Фокс. Девочки проделывают всякие штуки (стучат, двигают, роняют какие-то тяжелые вещи), чтобы убедить родителей, что в доме есть дух. Но потом проявляется действительно что-то потустороннее (словно они его разбудили своими фокусами), и теперь уже стуки и т.п. раздаются помимо воли сестер. Эти паранормальные явления привлекают к их дому соседей и даже журналистов, а потом появляется целая брошюра со свидетельствами очевидцев. Их взрослая 30-летняя сестра Лия решает сыграть на этом интересе. Пригласив сестер к себе, она начинает организовывать спиритические сеансы с их участием сначала для знакомых, потом всё расширяя круг, пока они не добираются аж до Нью-Йорка, где уже на постоянной основе проводят до трех сеансов в день. В основном всё, что они делают, - просто трюки (падение зеркала или портрета, которые дергают за ниточку; звон колокольчика; странные звуки, которые сестры издают, хрустя суставами пальцев ног и т.д.), но временами Мэгги и Кейт действительно ощущают присутствие духов, и духи эти часто настроены враждебно и даже агрессивно.
Мы узнаем, что полгода назад Мэгги обвинили в нанесении серьезных травм маленькой девочке, но на самом деле ее покалечил дух мужчины, появившийся из-за сноса кладбища, на месте которого строится новая школа. Мэгги тогда никто не поверил, и теперь она занимается всем вот этим, чтобы доказать, что она была права, что потусторонний мир существует: "Я хочу, чтобы люди знали. Просто хочу, чтобы знали: что-то такое есть. Не хочу знать это одна". Кейт просто интересно. А Лия зарабатывает деньги, ведь сеансы стоят прилично: "Почему нет? Все в стране работают ради денег, и я тебя уверяю, мы приносим побольше радости, чем алкоголь"
Сестры сталкиваются и с искренне верящими им, благодарными людьми, для которых они стали утешением после потери близких. И со скептиками, считающими их мошенницами. И с открытой агрессией тех, кто рассматривает их как порождение дьявола. И через их окружение перед нами раскрываются проблемы американского общества середины 19 века: движение против рабства, борьба за права женщин, стремление к кардинальным переменам, против которых выступает церковь и консервативная власть. И эти девчонки, не такие, как все, ломающие привычные представления о жизни, оказываются для многих как кость в горле. Но "когда взрослые мужчины гневаются на маленьких девочек, сразу ясно, что их власть под угрозой".
Девочки проходят через множество сомнений и искушений. Они теряют близкого человека, и эта потеря едва не ломает Мэгги. Перед ними всегда стоит вопрос, хорошо ли то, чем они занимаются. Душевные метания Мэгги очень хорошо переданы автором. И главное, что однозначных выводов в книге нет, всё отдается на суд читателя. Кроме уверенности: "Невозможно поверить, что после смерти тела душа просто сгорает, как утренняя дымка под солнцем. Душа куда сильнее"
А в самом конце есть послесловие автора, где рассказано о том, что из описанного было на самом деле, а что предположено и додумано писательницей.