"Мозг человека" (отзыв от учителя биологии)))
отзывыХочу рассказать о новинке, вышедшей в издательстве "Фолиант": Пабло Барречегурен "Мозг человека".
Когда я узнала, что у "Фолианта" выходит такая книжка, то сразу захотела её почитать. Потому что тема непростая, в школьном курсе изучается на уроках биологии в 8-м классе (а теперь и вовсе в 9-м будет изучаться). И вообще интересная тема, как устроен наш главный "компьютер".
Сразу хочу сказать, что книга не для дошкольников, в ней много сложных для дошколят терминов. А вот для учеников средней школы, которые интересуются биологией, анатомией, возможно планируют в будущем связать свою жизнь с медициной, и хотят не только повторить уже полученные знания, но и заглянуть за страницы школьного учебника - эта книжка будет полезна и интересна.
Сначала кратко рассказывается о том, как формируется наш мозг и вообще вся нервная система:
Показаны все три зародышевых листка, указано какие органы из них формируются - эта информация пригодится школьнику и в 11 классе, если соберется сдавать ЕГЭ по биологии. Для себя я взяла на заметку образное изображение гаструляции при помощи слабо надутого воздушного шарика. Раньше я детям на уроках это объясняла, приводя в пример полусдутый резиновый мячик, который легко вгибается "сам в себя", но почему-то современные дети мало имеют дело с резиновыми мячиками, и с трудом понимают что я имею в виду))) Так что беру на вооружение шарик.
Понравился раздел, отвечающий на вопрос "Правда ли, что чем больше мозг, тем организм умнее?". Умственный уровень связан с количеством нервных клеток (нейронов). И хорошая иллюстрация, показывающая чем количество нейронов у большинства млекопитающих отличается от таковых у приматов:
Очень сложный момент, связанный с передачей нервного импульса от одного нейрона к другому, показан очень наглядно и приведена интересная аналогия - переброска записки с одной парты на другую:
Вообще для меня книга оказалась прямо кладезем идей для урока на эту тему! Например, предлагается сделать бумажную модель коры головного мозга, которая помогает понять почему кора мозга имеет складки - борозды и извилины (раньше я на уроке это демонстрировала в виде шелкового платка, который в расправленном виде занимает почти квадратный метр, а если его собрать складками, то помещается в кулак. Но ведь сложить модель коры самому - это интереснее, чем посмотреть демонстрацию учителя, правда?)
Так же в книге рассказывается о некоторых ученых, получивших Нобелевскую премию за работы по изучению мозга. Рассеивается широко известное заблуждение, что нервные клетки не восстанавливаются. А еще наглядно рассматриваются такие вопросы, как заболевания мозга (болезнь Альцгеймера), что такое сон, явление синестезии, о проприорецепторах (тоже изучаем в курсе анатомии, не все дети понимают четко что это за рецепторы, и тоже предложен отличный наглядный пример, беру и его на заметку).
Я очень рада, что у меня появилась эта книжка. Но есть один недостаток, о котором так же мне могу умолчать - книга написала разными шрифтами, и вот в одном из таких шрифтов крайне неудачная буква Б - она больше на цифру 6 похожа, и автоматически читается как В. Вот здесь, например:
Технические характеристики:
Книга квадратного формата, твердый ламинированный перелет, мелованная бумага. Возрастная маркировка 6+. На нахзаце есть информация об авторе (среди прочего указано, что он написал книгу о влиянии видеоигр на мозг, очень любопытно)и об иллюстраторе.
Лучший ответ