Моё чтение июнь-июль
дневник читателяВ конце июня и в июле опять получилось "тематическое чтение" - три книги, объединенные одной темой - генетикой. А именно судьбой генетики и ученых - генетиков в СССР. Для тех, кто не знает, или не помнит, чуть-чуть напомню: после революции генетика в России развивается стремительными темпами. Но в 30-е годы на научную сцену выходит такой персонаж, как Трофим Лысенко, любимец Сталина. И он пропагандирует взгляды, согласно которым никаких законов наследования не существует, растения и животные могут менять свои признаки в результате влияния окружающей среды, и передавать эти признаки потомкам. То есть тот или иной сорт можно получить путем "воспитания", влияния на организм, не учитывая наследственности. И новые виды в природе образуются точно так же - на сосне может сама по себе вырасти ветка ели, а у мухоловки среди обычных детей может родиться кукушонок. В результате "лысенковщины" многие ученые-генетики вынуждены были делать выбор: или публично отречься от своих научных взглядов и перестать заниматься генетическими исследованиями, или оказаться уволенными (в лучшем случае), либо арестованными и объявленными врагами народа. После войны, в 1948 году на печально известной сессии ВАСХНИЛ Лысенко объявил генетику лженаукой, стоящей на службе у фашистской евгеники и расизма. И гонения на генетику и ученых усилились, и продолжались до 1964 года. По этой причине генетика в России очень отстала от генетики мировой. Сейчас догоняем, но пока не догнали...
И вот впервые я читала книгу, которая показывает "взгляд с той стороны" на эту ситуацию. Вот такая книжка попалась мне Е. Успенская "Наше лето":
В книгах тех годов часто в самом начале бывает красивая иллюстрация, которая как бы вводит читателя в атмосферу книги (жаль, что она обычно только одна, больше иллюстраций нет):
Дело происходит летом 1948 года. Студенты биофака МГУ и несколько их профессоров выезжают на практику на биологическую станцию института. Конечно, там где молодежь, ест и любовь, и шутки, и интересные дела, и знакомства с местными ребятами. Но есть "неприятные личности", которые вставляют палки в колеса, мешают, вместо того, чтобы поддерживать молодые начинания сидят в своих кабинетах и считают хромосомы у мушек-дрозофил. Догадались? Это генетики. Изображены они очень неприглядно, так и характеризуются: "Сорняк он. Жирный, глухой сорняк. И наша беда в том, что видим, понимаем: сорняк. А всё размышляем: может, он полезный, может, у него в корнях каучук. А вдруг он горький, да лекарственный. Давно уже проверили - ни черта в нем нет, а все ждем, надеемся. Только теперь я знаю: если дерево в моем саду глушат сорняки, то мое дело их с корнем вырвать. Переживания сорняка меня не заботят". Это всё о них, о генетиках... И в самом конце книги (август на дворе) генетики побеждены, потому что прошла она, та самая Лысенковская сессия ВАСХНИЛ. Один из героев книги езди на эту сессию и привозит радостную весть своим товарищам, и теперь у них главная задача - "убрать с дороги тех, кто тянет науку назад". То есть их, генетиков. Эх, не понимали они, что именно Трофим Лысенко - тот самый сорняк, тот, кто тянет назад науку...
Логично вписалась в настроение следующая книга - В. Дудинцев "Белые одежды":
Тема борьбы с генетикой раскрывается в этой книге в полной мере. Действие происходит как раз после той самой сессии ВАСХНИЛ. Молодой ученый Федор Иванович Дежкин приезжает в сельскохозяйственный институт с инспекцией - выяснить, все ли сотрудники перестроились на новую волну, нет ли сторонников опальной науки. Ему известно, что в этом институте есть подпольная группа сторонников генетики, которые тайно собираются и продолжают свои исследования. Но Федор человек вдумчивый, он не принимает все утверждения просто на веру, он сам хочет во всем разобраться. И постепенно он обнаруживает "подпольщиков", но, поняв, что они правы в своих взглядах, встает на их сторону. Ему приходится вести двойную игру, шифроваться и подвергаться большому риску, чтобы помочь своим новым товарищам и сохранить их работы. Книга читалась "на одном дыхании", держала в напряжении (особенно ближе к концу). Я получила большое удовольствие от чтения.
Продолжала тему ученых-биологов, пострадавших в годы репрессий книга Д. Гранина "Зубр" (кстати, и книгу Дудинцева, и эту книгу Гранина я получила в подарок от Оли из Подольска, за что ей очень благодарна!)
Я думала, что Гранин писал только художественные произведения, и думала, что это тоже роман о жизни ученых. А оказалось, что это биография биолога, генетика Николая Тимофеева-Ресовского. Тимофеев - Ресовский очень разносторонний, очень талантливый ученый. Много лет он работал в Германии, даже в годы ВОВ не уехал в Россию, а там, на территории врага, пытался в меру своих сил помогать бежавшим из концлагерей и всем, нуждающимся в его помощи. И можно себе представить что было, когда он вернулся в Россию - генетик, да еще и в войну работавший у немцев! Конечно же был арестован и отправлен в лагерь, в котором чуть не погиб. А ведь мог и не возвращаться, его зазывали к себе работать и США и та же Германия. Но он любил Россию, не мог без неё. Когда читаешь такие биографии, то поражает как много люди в то время успевали сделать за свою жизнь!
Тимофееву-Ресовскому в некотором роде повезло - он остался в живых. А вот Николай Вавилов, осужденный за "измену родине" на той же волне лысенковщины, в тюрьме умер. И после книги "Зубр" я взяла книгу о Вавилове, но поняла, что пока надо остановиться. Чтение не шло. Пресыщение темой не давало вдумчиво вчитываться. Пока книгу отложила, но обязательно прочитаю.
Дальше мне было нужно что-то очень простое. Не требующее переживаний. Очень легкое. Желательно детское. И поэтому я прочитала книгу Дарьи Герасимовой "Учитель с другой планеты":
Книга мне очень понравилась. Такая детская научная фантастика. Лет с 10-12 самое то. Я давно на эту книжку поглядывала, но все откладывала покупку, а недавно Оля из Тулы писала на неё отзыв, и я не удержалась, купила. И не жалею, я отдохнула душой при чтении и обязательно предложу младшему сыну, мне кажется ему должно понравиться. Иллюстрации рисовала сама автор, они мне понравились, приятные:
Ну, раз учитель в книге был биологом, то потом прочитала две биологические книжки, про которые писала отзывы отдельно: "Смотри, как разумно устроено" и "Мозг человека"
Еще один подарок от Оли из Подольска, книга, которую мне очень хотелось прочитать, но она была только в Лабиринте, а оттуда ко мне совсем негуманная стоимость доставки: Ю. Асланова "Дед"
Подростковая антиутопия. Я не так много антиутопий читала, поэтому люблю читать что-то новое в этом жанре. Книга о мире, в котором в воздухе распространен особый вирус, из-за которого люди не живут дольше 60 лет. Над обществом осуществляется жесткий контроль, эмоции контролируются специальными гормональными напитками. Большинство взрослых работают в отдаленных районах, дети живут отдельно, за ними присматривают роботы. У юноши по имени Юван есть тайна - его деду почти 90 лет и он жив. Это стало возможным потому, что отец Ювана разрабатывал специальные фильтры, очищающие воздух от смертельного вируса, и установил такие фильтры у себя дома. Но потом в лаборатории отца произошла авария, случился взрыв, из-за которого погибли сотрудники (в том числе и отец Ювана) и данные разработки прекратились. О том, что дед жив никому рассказывать было нельзя. Но тут дед уговорил внука свозить его в деревню, на родину. Чтобы осуществит этот непростой замысел, Ювану приходится подключить некоторых сверстников. И когда они попали на то место, где вырос дед, узнали многое из того, о чем до этого и не догадывались...
Сама идея мне показалась интересной (повторюсь, я не искушенный в данном жанре читатель). Но вот её реализация показалась очень поверхностной. Мне казалось, что я читаю некий "скелет" истории. Если бы все события развить, прописать более глубоко характеры всех персонажей, получился бы интересный толстенький фантастический роман. Но автор очень быстро бежит от события к событию, не показывает нам внутренний мир героев, только рассказывает об их поступках. И в итоге - что-то похожее на сценарий к фильму. Ни один из героев (даже главный герой) не вызвали у меня каких-то эмоций и переживаний. Финал так вообще обескуражил)))
Ну и еще одна книжка, о которой я узнала из нашего сообщества, и потом думала покупать-не покупать, в итоге купила и ни капли не пожалела: "Энциклопедия нашего детства"
Я пошла в школу в 1985 году, а закончила, соответственно, в 1995. И вот именно про этот школьный период эта книжка. Не первый раз пишу, что я - ретроград, порой скучаю по советским временам, люблю советские книжки и журналы, а эта Энциклопедия помогла мне как на машине времени окунуться в свое школьное детство. Вспомнить и про то, как шли в первый класс, и какие были учебники, и как дежурили, как в классе проводили "огоньки", как вступали в пионеры, как в лагере рассказывали страшилки про черные шторы и гроб на колесиках... Не все примеры, которые в книге есть, были и у меня в жизни, что-то я узнавала впервые, но про многое улыбаясь кивала головой: "да-да, точно, было такое".
Вот, помните, делали такие анкеты?)):
А вот разворот дневника тех времен (меня не умилил, но я эти развороты на работе насмотрелась досыта, а тем, кто школу закончил давно и больше с ней не связан, будет ностальгически приятно вспомнить):
А пеналы помните? У меня был такой, как сверху - с часами и счетами!
С удивлением выяснила, что год издания книги 2017! Удивительно, что я только сейчас об этой книге узнала. У авторов были планы выпустить еще два тома - "Игры и игрушки" и "Наши увлечения". Но неизвестно, как эти планы дальше реализовывались, ведь 6 лет уже прошло и ничего не слышно... Я даже нашла сайт этого проекта и задала им вопрос в обратной связи, но мне ничего не ответили. Жаль, если проект заглох. Может быть кто-то что-то знает?
Теплого и урожайного всем августа!