Я послал тебе бересту
История детям.Обещала рассказать о книге Валентина Янина «Я послал тебе бересту».
Книга написана в 70е. На тот момент было найдено чуть больше 500 берестяных грамот.
26 июля 1951 - день открытия первого текста на бересте. Нашедший получил премию 100 рублей)
Редкие берестяные свитки находили и раньше, но с текстами, написанными чернилами, и в таком состоянии, что прочитать едва видимые участки не представлялось возможным. Чернила не хранятся веками, если есть влага.
Письмо же, процарапанное на коре, - это было полной неожиданностью для археологов. А уж массовость таких находок - тем более. И судя по тому, что писала находили и в других городах, такое письмо было на Руси развито повсеместно. Только особая новгородская почва (очень влажная) смогла сохранить его для потомков. По этой же причине, кстати, в Новгороде находят древние деревянные предметы в отличной сохранности.
Ковш времён вещего Олега. Найден на Рюриковом городище.
Долго специалисты не могли понять, что это за предмет. А находили подобные стержни в больших количествах - не реже, чем гребни или ножи - что служит доказательством обыденности письма для населения.
До 1951 года историки считали, что на Руси было не много грамотных людей - среди знати и церковных людей. А оказалось, что грамотность была, если не всеобщей, то массовой! Письма в средневековом Новгороде были повседневным явлением.
Не только деловая переписка (распоряжения, донесения, жалобы, требования и обязательства, судебные акты и пр.), но и частная. Мужья пишут жёнам, жены - мужьям. Дети - родителям и т.п.
Богослужебных текстов на бересте, кстати, найдено единицы.
Социальный круг разный: крестьяне пишут хозяину земли, ремесленник - заказчику и пр.
Находили грамоты XI-XV столетий.
Слова "грамота" и "береста" - это не новояз археологов, так называли свои письма сами новгородцы.
Автор описывает, как расшифровывали грамоты, определяли их исторический контекст или на их базе делали исторические открытия. Пишет он не сухим академическим языком, а увлекательно. Своего рода детективное расследование) не все версии имеют 100процентную доказательную базу, но читать ход мыслей учёных очень занимательно. Иногда высказанные предположения годы спустя получают неожиданное подтверждение!
Лингвистических загадок тоже достаточно. Например, "пи" - как мера то ли веса, то ли объёма. Пришли к мнению, что это карельское слово, означающее "голова". Т.е. новгородцы торговали "головками" воска (известно, что воск измеряли кругами).
Грамматика, ясно, изменилась. Но я ничего не слышала о двойственном числе: В древности о трех людях, как и сейчас, сказали бы «они торговали», но о двух говорили: «они торговала». (с)
Интересно, что находили иногда рукописи одних и тех же людей, но разных периодов их жизни. Вообще, это такое интересное ощущение - через эти грамоты будто оживают люди, имеющие имена и определённый род занятий, но жившие так давно!
Всем известен ученик Онфим. Трогательно разбирать его мальчишеские рисунки, упражнения в азбуке. Нашли целых 12 его записей!
А какой восторг у историков, когда в берестяной переписке находят имена, известные по летописям! Например, посадника Юрия Онцифоровича и отца его Онцифора Лукинича - реформатора боярской республики. Была обнаружена усадьба их семьи, существовавшая 600 лет! Конечно, она перестраивалась. Нашли 28 ярусов. Благодаря бересте учёные смогли определить целую боярскую династию! Несколько поколений! Кто кому брат, дядя, отец и пр.
Загадка на туеске.
Перевод на современный язык: ‛Есть град между небом и землей. К нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписанную'.
Переписка между людьми в разных городах.
Сам язык грамот, конечно, красив.
Начинаются они обычно с поклонов:
"Поклон от Ларьяна ко свату моему Максиму", "Поклоно от Маскима ко попу", "Поклон от Смена к невестке мое", "Поклон от Синофонта ко брату моему Офоносу", "От Дрочке от папа пъкланяние ко Демеану и к Мине и к Вануку и к вьсемо вамо добре створя".
Посмотрите, какая прелесть: "Поклон от Гаврилы Посени к зятю моему Григорию, к куму и к сестре моей Улите. Поехали бы вы в город к радости моей, а своего обещания не отложили. Дай Бог вам радости. Мы же все свое обещание помним".
Челобитие: "Бей чело батку…", "Господину Ондреяну Михайловичу, господину Миките Михайловичу, госпоже нашей Настасье, Михайловой жене, бьют челом крестьяне избоищане", "А яз тобе, своему господину, чолом бью».
Отчества писались так:
"Костка сына Лукина, Офремова сына.
Купра Иванова сына, Онитвька.
Купра Фомина сына.
Игнатья Юрьева сына".
Кстати, версия историков по поводу этого уважительного списка имен в винительном падеже - избирательный бюллетень. Ведь в Новгороде избирались посадники и тысяцкие, архиепископы, старосты.
Другая версия - речь идёт о судебных заседателях.
Интересная фраза в частном письме даёт возможность думать о существовании художественной литературы.
У археологов были шутки на тему берестяных книг. Надеялись найти. Так долго, что шутки уже казались избитыми, а надежда призрачной. Но... нашли!
Вот она, под номером 419.
Письмо на бересте требовало каллиграфии)
Ещё большое открытие раскопок 50х гг. - тексты на карельском языке. До этого письменные свидетельства на этом языке датировались на 600 лет позже!
***
Не знаю, есть ли более современные книги на эту тему. Берестяные грамоты ж находят ежегодно. Есть сайт, где вы можете подробно ознакомиться с находками археологов http://gramoty.ru/birchbark/
Конкретно так) ‛От Микиты к Малании. Пойди за меня - я тебя хочу, а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев …'.
***
Янин говорит о разных темах в своей книге: о политическом строе, торговле Новгорода, об усадьбах и хозяйствах... я что-то, что меня заинтересовало, скопировала.
Многие знания получены из расшифровки берестяных грамот, но археологические находки, конечно, ими не ограничены.
Интересная информация о "технической революции", повлекшей за собой спад качества продукции. "Ширпотреб".
***
Спасибо за внимание!
Дай Бог вам радости!)