Девять жизней 6 "У"
средним школьникамСерия книг от "Нигмы" с маленьким прямоугольным ярлычком "Всякое такое" в уголке мягких разноцветных обложек вызывала у меня любопытство, но отпугивала явно завышенной для такого издания ценой. И все же понемножку книги стали просачиваться на мои полки. То чей-то отзыв, то прочитанный в сети текст или отрывок из него, то возможность подержать в руках, полистать, посомневаться, взвесить "за" и "против" и махнуть рукой, заказать, выждав какую-то невразумительную, пускай даже не очень привлекательную акцию.
Эта книга не входила в мои планы от слова "совсем", настораживала и не вызывала никакого доверия большим коллективом авторов. Наверняка есть успешные коллективные проекты, когда бригада литературных негров строчит серию произведений одно за другим, отвечая каждый за свое, а успешность гарантирует хорошая редакторская правка и грамотное сшивание частей. Но когда известные авторы объединяются большой группой, не собираясь становиться безымянными участниками большого проекта, то это грозит превращением в разномастный литературный винегрет или лоскутное одеяло из кусков текстов, как это было с "Войной и миром в отдельно взятой школе", гордо назвавшимся романом-буриме.
Но вот идея рассказать о жизни класса от имени разных учеников мне показалась любопытной. И, если совсем честно, после чтения небольшой книжечки "Сияй!" Ольги Лишиной, которая ОЧЕНЬ понравилась девочкам-старшеклассницам, хотелось порадовать их еще чем-нибудь интересным от автора. Предложенные стихи особенного энтузиазма не вызвали (все же адресуются они людям более старшего возраста), а вот школьная проза, пускай даже одной главой, одним рассказом вызвала любопытство.
Прочитала, вернее, даже проглотила книгу не просто быстро, а стремительно, уложившись в девять глотков. Прочла с удовольствием. Причем, здесь нет ничего супер неожиданного, в целом это обычная школьная повесть, шестой класс обыкновенной "рядовой" школы на окраине, собранный из детей, переехавших в новый микрорайон, и учившихся раньше в разных школах. То есть здесь никто ни с кем не знаком. Новые учителя, новые ученики, вот только поведенческие алгоритмы те же самые, давно ставшие привычными, тянущиеся из других школьных коллективов. Класс еще только знакомится, притирается друг к другу, и у каждого есть возможность либо воспользоваться привычной моделью поведения, либо попробовать "начать новую жизнь" - ведь тебя прежнего никто не знает. Класс без всяких уклонов - гуманитарных, языковых, математических, естественно-научных, и потому отмечен странной буквой "У", что значит - универсальный. Мне это понравилось ))
И вот девять авторов рассказывают нам истории десяти учеников. Почему десяти, если глав девять? Потому что герои в первой главе - братья-близнецы Миша и Гриша Жуки, от имени которых пишет Андрей Редичкин. Итак, десять шестиклассников - шесть мальчиков и четыре девочки рассказывают нам о жизни класса, о своей жизни в течение учебного года.
Ребят в классе больше, не всем из них будет дана возможность подробней рассказать о себе, но в целом картина происходящего обрисована достаточно внятно. Девять глав - девять месяцев, весь учебный год с сентября по май. Как положено в школьной повести, в ней полно разных характеров, разных семейных традиций, разных мировоззренческих взглядов, разных моделей взаимодействия, границы этически приемлемого поведения для многих тоже разнятся, затронута тема этнических отношений. Дети в классе с разными способностями, уровнем ответственности и успеваемости, с разными интересами. Имеются юные гении и гиперактивные троечники, покладистые серьезные ребята, готовые всем помочь, и эгоисты, юные стервочки и юные негодяи, все как везде. И учителя тоже разные - тоже как везде. Шестому "У" очень повезло с классным руководителем, мне даже интересно, это плод выдумки, такой желанный идеал, которому для "жизненности" образа добавили шероховатостей характера и судьбы, или правда есть такие учителя, гоняющие на байках, терпеливо работающие со всеми и старающиеся не только каждого понять и помочь каждому ученику, но и не поддающиеся на провокации и на прессинг "общественного мнения".
В общем, я с удовольствием дочитывала легкую интересную повесть, мысленно достраивая очевидные сюжетные линии, которыми принято завершать такие повести, при этом побаиваясь банальностей и разочарований, особенно при таком количестве авторов, но закончилась книга совсем не банально.
И теперь я ее горячо рекомендую средним школьникам, тем более, что прочитанные выборочно главы очень понравились и старшим 9-11-классникам.
Книга: