Два капитана, В. Каверин
отзывы
***
На встрече с поклонниками Андрей Усачёв сказал, что его любимая книга в детстве - "Два капитана". Потом кто-то из жюри Глаголицы (это литературный конкурс для детей) тоже отметил "Два капитана" среди книг, которая формировала в юности мировоззрение.
Книга точно не рядовая: ей зачитывались несколько поколений советских подростков. Включая моё - уже позднесоветское. Девиз "Бороться и искать, найти и не сдаваться", кажется, все советские люди знают. Вот насколько применяют?..)
Дочка созрела прочесть тоже. Ну, я её уговорила)
А я, как в стихотворении Цветаевой, поностальгировала о своём летнем чтении.
КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЁТЕ
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
— Уж поздно! — Мама, десять строк!.. —
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы…
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона…
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы…
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
1908 г.
Марина Цветаева упивалась Твеном, а я помню, как читала Каверина: уютно сидя в кресле с ногами рядом с открытой балконной дверью... на улице солнце, и занавеска с пришитыми внизу камнями, чтоб летний ветер не поднимал, даёт красивые блики и тени на полу... а я читаю-читаю, вся в этой истории! Это было у родственников в гостях. Т.е. книга была чужая, я её позже не перечитывала.
Сюжет романа, наверно, нет смысла резюмировать? Вы же все его читали?)
Расскажу о впечатлениях моей молодёжи.
***
Дочке, что мне не удивительно, все эти правильные советские молодые люди мало интересны и не особо симпатичны. Она за Ромашова) Ну, это уж слишком)
Про Саню говорит: он мэри сью. Это термин такой: означает персонажа слишком положительного. И умный он, и красивый, и честный, и однолюб... Все хорошие персонажи его любят; а если его не любят, то они не хорошие.
Катя ей тоже не нравится... она подругу дурой называла) Эффект Смурфетты, тоже мне не знакомый сленг) это когда много мужских персонажей на одну девушку. Если в детстве у Кати присутствует характер, то потом она становится банальной - просто жена, которая ждёт своего мужа. Ничего в ней нет больше особенного.
Там что-то про "скучную подлую душонку" Ромашова - не согласна дочка. Подлая, но не скучная) Сравнивает Ромашова с Фернаном из "Графа Монте-Кристо" и... Снейпом)
То, что советским школьникам казалось правильным, дочь видит иначе.
Например, эпизод, когда Саня узнал отчима в служителе зоопарка и грозится...
"— Сегодня же передам через Вальку заявление в Зоопарк. Зачем они держат такого подлеца? Он белогвардеец".
Понятно, что Саня имеет право ненавидеть этого гадкого человека. Но опорочить он его хочет как идеологического врага. Для него это нормально и правильно.
Старик Сковородников сделал карьеру судьи. А чем он конкретно занимался?.. Какие приговоры и кому выносил?
Я замечания дочери принимаю.
Да, жили тогда так: или белое, или чёрное. Люди были идейные, подчас фанатичные. Умели учиться и работать, ставить большие цели и к ним идти. "Оступившихся" судили строго, иной раз и безжалостно. Думаю, благодаря такому воспитанию поколение Сани и Кати смогли выиграть ту страшную войну. А потом и в космос полетели)
Однако книга Каверина не самая идеологически заштампованная. Лозунгов в ней фактически нет. Возможно, поэтому она любима многими поколениями.
Книга получила Сталинскую премию - первая часть была опубликована в 1938 г. Интересно, такой статус защищал автора от репрессий?..
Вторую часть Каверин писал уже в ВОВ. Получается, сама история страны меняла ход романа? Какой, интересно, был изначальный замысел? Я задалась таким вопросом и нашла на него ответ! Напишу об этом ниже)
Встретила, кстати, архивное видео: автор рассказывает о создании своего романа, кто прототипы и пр.
И в воспоминаниях Каверина "Эпилог" есть интересное на тему. За "Два капитана" писатель принялся в 1937 году - особое, скажем так, время в истории нашей страны.
"Жизнь состояла не только из парадоксального соединения грозных случайностей, унизительного страха, беспрерывного напряжения с обыкновенностью быта, но и из шума, которым были полны газеты и журналы. Шум был связан с освоением Севера — исторической задачей, намеченной еще Менделеевым и не нуждавшейся в шуме. Был ли он устроен, чтобы заглушить стоны, — или бесчисленным доброхотам было поручено показать, какие беспримерные задачи способен поставить и решить Советский Союз? Трудно сказать. Так или иначе, флаги романтики были подняты над этой реальностью — быть может, иллюзорные, но ведь иллюзии не мешают правде искусства. Иллюзии если не необходимы, так по меньшей мере достаточны, чтобы написать полезный роман. Работая над «Двумя капитанами», я думал о пользе справедливости — вот откуда взялось фантастическое упорство моего героя. В те месяцы и годы, когда несправедливость, недоверие, предательство таились за каждым углом, так важно было воспользоваться объявленными, пусть даже номинально, понятиями благородства и чести".
***
География крайне слабо преподаётся в школе дочери. Тут хоть повод карту открыть и найти Баренцево, Карское и пр северные моря, землю Франца-Иосифа и т.д.
Очень понравилось менделеевское "Север - фасад России".
Прочли соответствующие главы у Святослава Сахарнова, "По морям вокруг земли".
Как мне нравится такой научпоп для детей, где место есть и научному материалу, и сказкам, и байкам, и викторинам.

Современная книжка про моря России у нас есть.

Идея хорошая, а реализация, по мне, не очень. Иллюстрации мне не нравятся, карты оборванные тоже: не поймёшь по ним, где море-где суша.

Карты Александра Голубева. Ну, про Мурманск ещё где-то что-то почитали.

В "Два капитана" интересно было читать о педагогической работе с беспризорниками.
"Старенькая преподавательница Серафима Петровна, приходившая в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила.
Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока — география, естествознание и русский. На уроке естествознания утка изучалась, как утка: какие у нее крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. На уроке географии та же утка изучалась, как житель земного шара: нужно было на карте показать, где она живет и где ее нет. На русском Серафима Петровна учила нас писать «У-т-к-а» и читала что-нибудь: по-немецки утка так-то, а по-французски так-то. Кажется, это называлось тогда «комплексным методом». В общем, все выходило «запоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе. Она была старенькая и носила на груди перламутровые часики, приколотые булавкой, так что мы, отвечая, всегда смотрели, который час".
Вот и мы что-то подобное "комплексное" пытаемся сделать)
"Художники-футуристы намалевывали странные картины на его стенах —людей с зелеными лицами, церкви с падающими куполами. Такие же картины украшали высокий забор на Тверской. В окнах магазинов висели плакаты Роста:
Ешь ананасы,
Рябчиков жуй,
День твой последний
Приходит, буржуй".
Полистали агитационные плакаты Роста.
Любопытна сцена прихода Ромашова к Кате в блокадном Ленинграде: когда он устраивает ужин.
"— Миша, откуда у вас столько добра? Украли?
Очевидно, он не расслышал последнего слова.
— Кушайте, кушайте! Я достану еще. Здесь все можно достать. Вы просто не знаете.
— В самом деле?
— Да, да. Есть люди.
Не знаю, что он хотел сказать этими словами, но я невольно положила свой бутерброд на тарелку".
Цензура допустила это "вы просто не знаете".
Если о блокаде Ленинграда дочка читала не мало, то про военные действия в Заполярье не особо знала. И о первооткрывателях-полярниках совсем ничего, наверно, не знала.
Есть такая серия книжечек "Прадедушкины медали". Я покупала, но не все выпуски. Можно просмотреть их на сайте издателя.

Здесь исторический экскурс хорошо иллюстрирован, в частности, картами. Можно увидеть маршруты Сани Григорьева-военного лётчика.

Ещё я пролистала журнал "Мурзилка": в 30е годы много страниц посвящено работе полярников, тема очень актуальная. Как раз то, что Саня упоминает, здесь представлено: Чкалов (дочка не понимает, почему он у Каверина выведен под "Ч.":)), ледокол "Седов" и др.

В издании, что мы читали, карт нет. Иллюстраций не много. Это графика Фёдора Глебова.
***
Фильм я в детстве тоже смотрела. Саня там действительно красавчик) А Ромашов какой! И Николай Антонович... Артисты все на подбор. Музыка тоже не забывается) И сейчас захотелось пересмотреть.
Недавно мне попались воспоминания Никиты Михалкова о Юрии Богатырёве.
Вот такой эпизод среди прочих:
"Помню, он мне как-то позвонил и жаловался, что отстоял огромную очередь за туалетной бумагой, а в это время по телевидению показывали «Два капитана», где он сыграл, и что его никто в этой очереди не узнал и не уступил. И он действительно страдал. Но точно так же смылись эти страдания, когда я ему сказал: "Юра, ты же гениальный, великий русский артист", а он: "Правда, ты так думаешь?". И с необыкновенной легкостью переключался. И точно так же радовался, когда его где-то узнавали, и хвалился этим…"
А об экранизации 1955 года только узнала. Её тоже хвалят. Там Катя очень красивая)
***
Ваши дети читали Каверина?
Как им? Пошло?
Или это книга, которая уже не актуальна?.. Её сейчас переиздают. Значит, читают?
Я вот думаю: может, надо было дочери фильм, а не книгу предложить... Или читать эту книгу пару лет назад. Но она сопротивлялась)
Осеевская "Динка", моя детская любовь, ей не пошла (хотя она её читала в подходящем возрасте; думаю, надо было вместе её читать). И вот "Два капитана"...
ПС. Есть ли современные художественные книги о полярниках, капитанах дальнего плавания, пилотах или учёных?.. реальных героях своего времени? Кто они - ориентиры для молодого поколения?