Игрушки, развивающие речь
Игрушки1. У ребенка должны быть игрушки самой разнообразной фактуры: гладкие, шершавые, колючие, пушистые. Замечательно, если одна и та же игрушка представлена в нескольких фактурных вариантах (например, машинки: деревянные, пластмассовые, железные, тряпочные). Не обязательно для этого покупать новые игрушки. Например, чтобы изготовить колючую машинку, достаточно наклеить щетину от щетки на нее.
2. Игрушки-животные должны быть максимально приближены к их оригинальному аналогу. Зеленово-розовые зайцы в синюю крапинку не допустимы для детей с речевыми нарушениями!!!
3. Если малышу еще нет 4 лет, то у него должно быть много игрушек для игр с водой, песком. Такие игры, как правило, вызывают живой эмоциональный отклик у детей, следовательно, способствуют появлению речи у неговорящих детей. Не забывайте такие игры сопровождать эмоциональным комментарием, звукоподражаниями, звуковыми жестами (Буль-буль, плюх, бух, кап-кап и т.п.). К таким игрушкам можно отнести: пластмассовые контейнеры от «киндер-сюрпризов», плавающие резиновые игрушки, легкие кораблики, мелкие игрушки (которые станут героями в Песочной стране), различные формочки, сито, совочки, пустые флаконы из-под шампуня и т.п.
4. Куклы-перчатки, куклы-наперстки. Лучше, если Вы будете не просто читать сказку ребенку, а стараться ее инсценировать вместе с малышом. Таким образом, один и тот же речевой материал будет закрепляться в разнообразной деятельности ребенка, что является одним из принципов работы по развитию речи.
5. Для безречевых детей очень полезным оказывается игрушечный телефон, в игре, в моменты эмоционального подъема – Вы сможете легко добиться слов «Алло», «Да», «Пока».
6. Лучше, чтобы у детей с речевыми нарушениями были как можно более «детализированные» игрушки: куклы с четкими ресницами, бровями, ногтями; машины с откидывающимися кузовами, с открывающимися дверями, с крутящимся рулем.
7. Замечательно, если у ребенка окажутся две большие корзины: с муляжами фруктов и овощей. Лучше, если каждого овоща будет несколько вариантов: восковой, пластмассовый, резиновый, деревянный, тряпочный и пр.
8. Для детей с речевыми нарушениями необходимы звучащие резиновые игрушки, которые по-разному «пищат». Дети любят играть в игру «Кто это сказал», когда ребенок закрывает глаза, а затем отгадывает, какая игрушка с ним «разговаривала». Эта игра развивает слуховое внимание и восприятие.
9. К сожалению, все меньше родителей вспоминает о матрешках и пирамидках, а ведь это незаменимые игрушки для развития мышления. Лучше, если у ребенка будет от 4 разных матрешек и от 6 разных пирамид.
10. Различные рамки-вкладыши позволяют запомнить новые слова в интересной для ребенка форме.
11. Для развития слухового внимания, восприятия, чувства ритма у ребенка должно быть большое количество музыкальных игрушек. При этом нужно обращать внимание, чтобы звуки, издаваемые ими были наименее синтезированные. Стандартный музыкальный набор: дудочка, ксилофон, барабан, маракасы, бубен, колокольчик, игрушки-свистульки, губная гармошка.
12. Дидактические настольные игры. Их выбор в настоящее время велик. Обязательный набор: лото, домино.