Учим буквы, учимся читать...
Игры с буквами, слогами, словамиДля обучения сына буквам, пользуясь разными методиками, разработала свою собственную систему, учитывая интересы и возможности моего ребенка, если эта система пригодится еще кому то, буду очень рада.

Буквы учим не в порядке алфавита, а так что бы сразу переходить к чтению (по букварю), алфавит можно выучить и гораздо позже, главное сейчас познакомить ребенка с буквами и помочь складывать их в слоги и слова.
Изучать буквы лучше только тогда, когда ребенок проявляет к ним интерес, все должно быть в игровой форме и не в коем случае, не утомлять малыша.
Произносим только звук а не букву, т.е. «М» а не «эм», «С» а не «эс» и т.д. Т.е. нужен фонетический метод. Если у вас есть плакаты или книги с говорящей азбукой обратите на это внимание.
У нас вот такой правильный плакат, плюс в нём ещё есть и счёт и скороговорки что тоже очень хорошо.
В начале учим те буквы, которые легко произносятся, а те звуки, которые ребенок произносит плохо или трудны к запоминанию и пониманию (Р, С, Ш,Ъ,Ь) оставляем на потом. Учить будем тогда, когда ребенок научится произносить эти звуки.
Выучили 2- 4 буквы и сразу учу их складывать в слово. Самые простые слова это конечно мама, папа, баба и т.д.
Очень хорошо использовать магнитный алфавит или просто отдельные буквы. О деревянных буквах писала вот тут




Помогает нам и плакат со слогами так как ребенок быстро зрительно запоминает слог, повторяет его. плакат вот такой о нём вот тут уже рассказывала
Пишем на манке прописные буквы, сначала обводим двумя (средним и указательным) пальчиками на карточке а потом повторяем с моей пока помощью на манке. (про это подробней ниже напишу)
Прописи, для начала самые простые с картинками (они есть в продаже но можно и в интернете скачать если принтер есть) или сделать самим из наклеек к примеру, ниже добавлю сканы нескольких прописей.
У маленьких детей развита больше кратковременная память, поэтому нужно чаще все повторять и не спешить выучить все буквы. Т.е. не ставьте цели одна буква за один день, не всем под силу, смотрите и слушайте своего ребенка, кто то без труда запомнит сразу а кому то придется повторять много раз, но если все сделать правильно и в игровой форме то ребенку будет легче.
Что бы было полегче, материал для занятий я готовила каждый день вечером, складывала всё что нужно будет, для изучения определенной буквы, карточки, буквы деревянные, предметы, кубики, карточку со стихами и т.д. всё в одну коробочку укладывала, так что уже с утра можно было приступать к занятиям.
Некоторые виды творческих занятий с буквами :
Буква «А» например на букву «А» мы можем сделать ангела, по быстрому рисуем круг это голова и треугольник это туловище, дальше показываем ребенку букву А, говорим что на букву «А» ангел, смотри какой ангел, давай ему сделаем волосики (или нарисуем ) тут как ваша фантазия подскажет можете сделать волосики из ваты (всем необходимым нужно запастись заранее что бы потом не бегать по дому в поисках ваты и клея и не отбить у ребенка интерес что то делать, малыши не любят ждать), приклеиваем с помощью клея карандаша или попросить ребенка нарисовать волосы, можно сделать из пластилина, из любых материалов в общем как хотите, потом предлагаем малышу сделать ангелу крылышки, это могут быть отпечатки ладошек или тот же пластилин к примеру и перья в общем что угодно, в зависимости от интереса ребенка.
Ещё раз с ребенком повторяем что это ангел на букву «А» Показываем букву.
Можно сделать с ребенком в той же технике аппликацию автобус где колеса к примеру будут из пластилина или круглых стекляшек (есть в фикс прайсе по 37 рублей такие плоские). Ваша задача привлечь внимание к изучению букв, ненавязчиво и в форме игры.
Буквы можно выкладывать из чего угодно к примеру можно на пластилин прикреплять горох, замечательно если у нас буква «Г» будет голубого цвета и на ней горох, а буква «б» белого цвета и на ней бусинки, буква «Ф» фиолетого цвета с фасоленками, а буква «Ё» может быть похожей на ёжика с колючками из зубочисток или спагетти, фанатазируйте вариантов море.
Вот еще некоторые фотопримеры.
Буква "К" коричневая с зернами кофе

Буква "Ё" колючая как ёжик

Буква "Б" белая с бусинками и белой фасолькой. 
Буквы и ассоциации
Что бы ребенку легче было запомнить букву хорошо вызвать ассоциативное мышление, на что похожа к примеру буква О? на обруч, а может быть на удивленно открытый ротик? А буква Б? Есть даже стихотворение про эту букву Буква «Б» с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.
Вот как раз в данных букварях очень хорошо применен этот метод
Игры с буквами
Можно взять несколько букв штук этак 4-5 , сложить в мешочек из плотной ткани, подобрав предварительно к каждой букве соответсвующий предмет который с нее начинается, предлагаем ребенку вытянуть букву (буквы можно взять любые, деревянные, слепленные и запеченные из соленого теста, из пластика, в общем любые!) ребенок на ощупь достает букву, если еще не знает букву называем ее сами, называем звук как я выше говорила, «М» что у нас тут на букву «М» даем ребенку подумать если у него не получается, подсказываем, если получилось хвалим, - медведь, правильно, умничка, просим ребенка положить букву рядом с предметом. Игра простая, но эффективная.



Раскрасим букву, эта игра больше для ассоциаций .Буква «Т» тигр, предложите ребенку раскрасить букву так что бы она стала похожа на тигра. Или к примеру буква «п» на пчелу, «м» на мухомор или малину, тут тоже очень много вариантов. Можно кстати сделать буквы из соленого теста или вот такой затвердевающей массы и раскрасить их самой (ну или с ребенком) а малышу просто показывать и давать играть.
Пишем буквы
Эта методика относится к системе Монтесорри , шершавый алфавит, с прописными и печатными буквами, для написания прописные для чтения печатные. Обводим пальчиками (средним и указательным букву) повторяем на манке, первое время можно помогать ребенку.

Я сделала из вот таких досточек и наждачной бумаги, можете и на картоне сделать, можно использовать и вот такую бархатную самоклеющуюся бумагу, будет тоже очень эффективно и изготавливать гораздо быстрей, вырезаете из цветного картона основание а затем по шаблону из бархатной бумаги букву, ну и приклееваете её на картон, самоклеющаяся бумага очень удобна в этом плане и аккуратно получается, я сделала сыну такие цифры.
Ну и наши занятия несколько примеров для вдохновения:)
Вот тут показывала занятия о букве "Б"
Буква "М" вылепила красную букву из пластилина сыну показала картинку с мухомором, видешь это мухомор он на букву "М" (не "эм" а именно м ) !!! давай нашу букву м украсим как мухомор точками, украшаем.






Вспоминаем какие ещё есть слова на букву "М", отыскиваем в доме все предметы на букву "м"
как мычит корова (смотрим букварь Юдина) , а молния на какую букву тоже м,

Кубики Чаплыгина складываем слово мама, приклееваем мамину фотографию
стихи на букву "М" (стихи всегда печатаю к каждому занятию на карточку подсказку, стихи отлично помогают ребенку запомнить букву)
Медвежонок Мало ел,
Мало ел и похудел.
Медвежонка папа-Мишка
Может взять себе подМышку.
Н. Пунько
************************
Медвежата сладкий Мед,
Могут КУШАТЬ целый год.
автор Н. Лимонова
*********************************
Повстречала Мишку Мышка
И сказала: слушай, Мишка,
Мы с тобой похожи теМ,
Что и ты, и я – на М.
автор А. Манфиш
Учим букву "К"
Буква «К» сделала в ворде, распечатала на цветном принтере, заламинировала, вырезала.

Показываю ребенку букву «К», смотри какая к нам сегодня буква красивая пришла, буква «К» ( только не забывайте, не «ка»! а «к») это буква очень любопытная, всё время задаёт вопросы, КТО? КУДА? КОГДА? читаем стихи на букву «К» (заранее подготавливаю карточку со стихами)

выбираем из всего многообразия наших игрушек всё что есть на букву «К». Кенгуру, коала, какаду. Вспоминаем, где живут эти животные, смотрим на карте где у нас Австралия. Обсуждаем что Австралия у нас на букву "А".

Ну а эти животные тоже все на букву "К" но живут они на ферме, это домашнии животные (кроме крота естественно))


Решили отыскать на карте страны и города на букву "К" по Сашиной инициативе, отыскиваем на карте Колумбию предварительно поговорив о кофе из Колумбии :)). Ещё находим и обводим Канаду, ведь и она у нас на букву «К» обводим их маркером.



Лепим букву «К» леплю я, а украшает зернышками кофе, Санька.

мы нюхаем зёрна кофе, для сенсорного развития.


Рассматриваем репродукцию картины Купание Красного Коня (сын называет её, желтый мальчик купает красного коня), пробуем нарисовать её.







Читаем книги где фигурирует буква «К» («Кот Василий», «Про козленка..», «Кошкин дом», "кротик большая книга")

Карточки: пока мы читаем только слова из 3-4 букв максимум, поэтому сделала такие вот

И еще вот такое занятие

К ним отдельные буквы.

КОТ к примеру, вырезаю слово целиком и к нему нужно подобрать такие же буквы, думаю смысл понятен, ребенок накрывает буквы на основном поле карточками с такими же буквами, я озвучиваю буквы когда сын их выбирает, идет зрительное и слуховое запоминание буквы. Всё очень просто. После этого пытаемся прочитать слова полностью на такой карточке где шрифт поменьше, если ребенок затрудняется подсказываем ему но не на прямую а наводками, например про букву «о» какая буква у нас удивленно ротик открыла и т.п. Пытаемся еще раз прочитать слово.

Есть такая готовая игра но там буквы мелкие, но сейчас мы уже к ней перешли очень хорошая вещь!!! Принцип тот же что я выше описала.



Читаем стихотворение про козла Мефодия, который охраняет капусту, разыгрываем сценку, читайте стихотворение по ролям, пусть малыш озвучивает козлика, у меня сын очень любит такие игры, с удовольствием играет.




Кубики Чаплыгина, как я уже говорила можно заменить обычными кубиками с буквами.
Составляем из них слова, ребенок крутит кубик, находит нужную букву и складывает постепенно слово, помогайте ему если не получается, подсказывайте но ненавязчиво.


Вот еще некоторые задания:
Найти всё что на букву «К» и обвести, а что не на букву «К» можно зачеркнуть например, или провести линию до буквы "К" как мы и сделали, ну тут вариантов исполнения может быть. Сделать можно используя наклейки есть еще наклейки с буквами и рисунками сразу в комплекте вот такие , а если всё это заламинировать то получатся многоразовые материалы.


вот тут тоже можно отыскать все буквы «К» и обвести их.


Тут можно сделать аппликацию например приклеить на букву «К» кружочки или кубики, кирпичики (все на букву «К») красного или коричневого цвета.
Я с помощью вот такого дырокола сделала много кружков красного цвета что бы все на букву «К» было и сын приклеивал их к букве «К». Очень советую вам запастись разными дыроколами, существенно облегчит подготовку материала, можно и в качестве счетного материала использовать и для аппликаций вот дырокол с цветочком, вот с автомобилем есть и с листиками и с бабочками разные ,в общем их много разных единственное берите не менее 2,5 см. Ещё большинство этих заданий можно за несколько минут сделать используя наклейки, я вот тут про использование наклеек писала, есть наклейки и с буквами вот к примеру, есть и кружочки. В общем фантазируйте!



Нашли геометрические фигуры на букву "К"
Конус и Куб

Карточки с геометрическими фигурами из этого набора

На прогулке мы выкладывали букву "К" камушками, дома выложили палачками Куизенера, но можно и счётными палочками и камушками и всем чем захотите выкладывать

по теме:
Прописи, не спешите брать ребенку прописи с буквами особенно если ребенок еще не уверенно держит ручку или карандаш, достаточно вот таких простых прописей для подготовки руки к письму. Пусть потренируется рисовать линии, черточки и т.д. Их можно заламинировать тогда у вас будут многоразовые прописи:)









ссылки на книги:

Буквари
рекомендую Юдина и Бахтину про них вот тут подробно всё написала ,




Вот еще неплохая игрушка для подготовки руки к письму. Вот на подобии такого лабиринта



Неплохие маленькие кубики есть в комплекте с тренажером для письма, который понадобиться гораздо позже а есть отдельно вот
Ещё я планирую сделать самодельную книгу для чтения, которая, по моему мнению, поможет сыну читать более длинные слова и даже предложения, когда сделаю поделюсь со всеми желающими.
Очень рекомендую вот такой
Рамка-вкладыш "Алфавит с картинками"
У нас вот такие Кубики Чаплыгина конечно дороговато, их вполне можно заменить Кубиками вот такими
Мой сын выучил уже все буквы, читаем пока простые слова максимум на 4 буквы но у нас всё в переди мы не спешим:)
В общем думаю я смогла донести смысл занятий, у нас не просто изучение букв, а еще и изучение географии, занятий на логику, равзитие моторики, подготовка руки к письму, занимаемся сенсорным развитием, творчеством и всё это в процессе изучения букв.
Спасибо что дочитали до конца:) пост сокращала как могла но всё равно получился большим)) Если возникнут вопросы, спрашивайте постараюсь всем ответить.

