Тема недели: Зимующие птицы
Игры с буквами, слогами, словами1. Уточните у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (не улетают на юг птицы, которые могут найти себе здесь питание, например, вороны - всеядные птицы, а снегири и щеглы - питаются семенами растений и ягодами). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.
На картинке ниже рассмотрите птиц, которых можно встретить зимой возле нашего дома. Здесь и те птицы, которые живут около нас круглый год (вороны, воробьи, синицы. т.д.), и те, что прилетают к нам зимой подкормиться (щегол, чечетка, снегирь, свиристель).
3. Проведите беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.
4. Изготовьте совместно с ребенком кормушку и подвесьте её на улице. Во время прогулки понаблюдайте, какие птицы прилетают на кормушку.
5. Упражнения на грамматический строй речи.
Повторение (материал должен быть усвоен до 5-летнего возраста) упражнений: "Назови ласково", "Скажи, когда много", "Посчитай", "Кто как голос подает", "Скажи одним словом".
Например:
воробей - воробушек
синица - синичка
галка - галочка
одна ворона, две вороны, пять ворон
одна синица, две синицы, пять синиц
6. Упражнение "Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)..., перья голубя (чьи?)...
7.Упражнение "Подбери признак" на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?)... Снегирь (какой?)..., клест (какой?)...
8. Подбор родственных слов (к слову КОРМ).
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).
9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.
Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
10. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать рисунок к рассказу "Кормушка". Рисунок можно использовать при пересказе.
11. Выучите наизусть стихотворение (любое по выбору).
Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)
Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)
Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)
Задания на закрепление материала дома
Здесь вы можете скачать карточки с заданиями (или просто перейти по ссылке, открыть документ и переписать задания).
Ноябрь:
Перелетные птицы. Звуки [б] [б']
Осень. Одежда, обувь, головные уборы. Звуки [т] [т']
Мебель. Звуки [д] [д']
Посуда. Звуки [н] [н']
Декабрь:
Зима. Звуки [ф][ф']
Зимующие птицы. Звуки [г][г']
Как звери зимуют. Звуки [к][к']
Новый год. Звуки [х][х']
Комплекс упражнений для звуков [Ш],[Ж]
«Улыбка» - широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 - 7 сек.
«Заборчик» - широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
«Трубочка (слоник)» - вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с.
Чередовать «заборчик» и «слоник». Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз
«Вкусное варенье» - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз (язык слизывает «варенье» одним движением внутрь рта). При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.
«Качели» - губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка ставим за верхние зубы (язык упирается в них), затем опускаем за нижние зубы (язык упирается в них).
«Подуй на нос» - высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе (как в упражнении «Вкусное варенье») и подуть вверх («Представь, что на нос села муха - надо ее сдуть!»). Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.
«Чашечка» - широко открыть рот, улыбнуться. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку» (как в упражнениях «Вкусное варенье», «Подуть на нос» - только рот при этом открыт шире, видны зубы)) . Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-4 раза.
«Чистим зубы» - открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.
Комплекс упражнений для звука [Л]
«Улыбка» - широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 - 7 сек.
«Месим тесто»» - широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя», затем «та-та-та». Повторить 3 - 5 раз.
«Чистим зубы» - открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.
«Часики» - приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им влево-вправо, от одного угла рта до другого. Повторить движения 5-6 раз в каждую сторону.
«Орешки» - упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) - «за щекой орешек», нажать несильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию) - «орешек твердый» Повторить 2-4 раза с каждой щекой.
«Поймай мышку» - губы в улыбке, рот приоткрыт, произнести «а-а-а-а» и прикусить кончик языка - получится «а-а-ал» (поймали мышку за хвостик!).
«Маляр» - рот приоткрыт, кончиком языка проводим вперед - назад по нёбу («красим кисточкой»).
Комплекс упражнений для звука [Р]
«Качели» - губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка ставим за верхние зубы (язык упирается в них), затем опускаем за нижние зубы (язык упирается в них).
«Чистим зубы» - открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.
«Маляр» - рот приоткрыт, кончиком языка проводим вперед - назад по нёбу («красим кисточкой»). Повторить по 5-6 раз.
«Лошадка» - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.
«Грибок» - рот приоткрыт, губы в улыбке, медленно цокаем языком (как упражнение «Лошадка», только медленнее), присасываем язык к небу (язык распластывается по небу - это «шляпка гриба», уздечка языка натянута - это «ножка»). Удерживаем 3 - 4 сек. Повторить 5-6 раз.
«Дятел» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Быстро произносим «д-д-д-д». При этом кончик языка стучит за верхними зубами, нижняя челюсть неподвижна!!!.
«Комарик» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Произносим что-то среднее между «Ж-ж-ж» и «З-з-з». Произносим с силой (чтобы защекотало язык).
«Гармошка» - делаем «Грибок» - присасываем язычок, поднимаем и опускаем нижнюю челюсть (растягиваем уздечку).