Почему современным детям нелегко даётся чтение?
Готовимся к школе
К сожалению, бедой нашего времени становится нелюбовь детей к чтению, непонимание жизненной необходимости в общении с художественной литературой.
Почему же, так стремительно растет количество ребят с трудностями овладения чтением?
Вот основные, наиболее часто встречающие в моей практике проблемы чтения:
- неправильное прочтение слов, пропуск и замена букв и слогов;
- непонимание смысла прочитанных слов и текста;
- низкая скорость чтения;
- неумение пересказать текст;
- чтение текста без смысловых пауз и знаков препинания;
- нежелание читать.
Если спросить самого ребенка, почему читать неинтересно?
Ответы будут самые разнообразные: «непонятно», «трудно», «скучно», «не хочется». Дети, как и взрослые, не хотят делать то, что непонятно, трудно и неинтересно.
Из чего же складывается готовность к чтению?
Выделим три основных аспекта:
- функциональная готовность к процессу чтения, то есть достаточное развитие психических функций (внимания, мышления, памяти, речи, пространственных представлений);
- психолого-педагогический (мотивация к чтению и обучению вообще, характер общения ребенка со взрослыми, игровое развитие в дошкольном возрасте);
- социальный (отношение к чтению в семье).
Путь ребенка от прочтения первой буквы до глобального чтения:
1. умение дифференцировать буквы и правильно читать слова;
2. понимание смысла слов, предложений и целого текста;
3. умение находить главную мысль в тексте;
4. умение пересказать содержимое;
5. эмоциональная оценка содержания.
Теперь подробнее о детях из «группы риска», которым тяжелее на этом пути:
с микротравмами головного мозга (сотрясение, ушибы и т.д.);
с задержкой речевого развития;
с поздним, ранним или искаженным двигательным развитием (поздно начал ползать или сразу пошел);
с различными логопедическими диагнозами;
гиперактивные;
дети с небольшим кругозором, которым мало читали, с кем мало разговаривали, которые не играли со сверстниками.
Устойчивые проблемы с навыками чтения говорят о необходимости консультации невропатолога и офтальмолога.
Так чем же могут помочь родители в домашних условиях ребенку.
- НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ читать ребенка с «мокрых пеленок», если ребенок мало играл в раннем детстве, его фантазия развивается недостаточно хорошо. Воображение - необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Рисование под чтение - один из способов приобщения ребенка к книге.
- Собирайте домашнюю библиотеку, предваряйте школьную программу (заранее найдите, что рассказать ребенку интересного и необычного из произведений, которые только будут изучаться).
- Замечательный результат дают чтение перед сном и чтение вслух (сначала можно читать по строчке по очереди, а затем постепенно передавайте инициативу ребенку, можно почитать уставшей бабушке или ваша кошка очень любит слушать сказки).
- Если ребенок с трудом понимает прочитанное, потренируйтесь на коротких пословицах и поговорках, пускай расскажет вам, о чем они.
- Ребенок постарше, плохо читающий, пусть больше слушает аудиозаписи литературных произведений, а затем начинает следить за читаемым по книге. Скорость чтения и понимание прочитанного от этого возрастут.
В конце статьи хотелось бы обратить внимание на то, что данные приемы и способы могут помочь детям обычной общеобразовательной школы, без серьезных умственных, физиологических и невротических проблем.
А детям с указанными трудностями нужна очная консультация специалистов и другие методы коррекции проблем обучения чтению.
Поделитесь своими способами и методами привлечения детей к процессу чтения в домашних условиях.
Почему же, так стремительно растет количество ребят с трудностями овладения чтением?
Вот основные, наиболее часто встречающие в моей практике проблемы чтения:
- неправильное прочтение слов, пропуск и замена букв и слогов;
- непонимание смысла прочитанных слов и текста;
- низкая скорость чтения;
- неумение пересказать текст;
- чтение текста без смысловых пауз и знаков препинания;
- нежелание читать.
Если спросить самого ребенка, почему читать неинтересно?
Ответы будут самые разнообразные: «непонятно», «трудно», «скучно», «не хочется». Дети, как и взрослые, не хотят делать то, что непонятно, трудно и неинтересно.
Из чего же складывается готовность к чтению?
Выделим три основных аспекта:
- функциональная готовность к процессу чтения, то есть достаточное развитие психических функций (внимания, мышления, памяти, речи, пространственных представлений);
- психолого-педагогический (мотивация к чтению и обучению вообще, характер общения ребенка со взрослыми, игровое развитие в дошкольном возрасте);
- социальный (отношение к чтению в семье).
Путь ребенка от прочтения первой буквы до глобального чтения:
1. умение дифференцировать буквы и правильно читать слова;
2. понимание смысла слов, предложений и целого текста;
3. умение находить главную мысль в тексте;
4. умение пересказать содержимое;
5. эмоциональная оценка содержания.
Теперь подробнее о детях из «группы риска», которым тяжелее на этом пути:
с микротравмами головного мозга (сотрясение, ушибы и т.д.);
с задержкой речевого развития;
с поздним, ранним или искаженным двигательным развитием (поздно начал ползать или сразу пошел);
с различными логопедическими диагнозами;
гиперактивные;
дети с небольшим кругозором, которым мало читали, с кем мало разговаривали, которые не играли со сверстниками.
Устойчивые проблемы с навыками чтения говорят о необходимости консультации невропатолога и офтальмолога.
Так чем же могут помочь родители в домашних условиях ребенку.
- НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ читать ребенка с «мокрых пеленок», если ребенок мало играл в раннем детстве, его фантазия развивается недостаточно хорошо. Воображение - необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Рисование под чтение - один из способов приобщения ребенка к книге.
- Собирайте домашнюю библиотеку, предваряйте школьную программу (заранее найдите, что рассказать ребенку интересного и необычного из произведений, которые только будут изучаться).
- Замечательный результат дают чтение перед сном и чтение вслух (сначала можно читать по строчке по очереди, а затем постепенно передавайте инициативу ребенку, можно почитать уставшей бабушке или ваша кошка очень любит слушать сказки).
- Если ребенок с трудом понимает прочитанное, потренируйтесь на коротких пословицах и поговорках, пускай расскажет вам, о чем они.
- Ребенок постарше, плохо читающий, пусть больше слушает аудиозаписи литературных произведений, а затем начинает следить за читаемым по книге. Скорость чтения и понимание прочитанного от этого возрастут.
В конце статьи хотелось бы обратить внимание на то, что данные приемы и способы могут помочь детям обычной общеобразовательной школы, без серьезных умственных, физиологических и невротических проблем.
А детям с указанными трудностями нужна очная консультация специалистов и другие методы коррекции проблем обучения чтению.
Поделитесь своими способами и методами привлечения детей к процессу чтения в домашних условиях.