Ханаби + вариант игры Икебана
семейные игрыСегодня речь пойдет об интересной кооперативной игре «Ханаби». Игре необычной и неоднозначной.
Сначала про необычное. «Ханаби» - игра кооперативная, то есть все игроки - одна команда, и все вместе они могут либо победить, либо проиграть. Каждый игрок владеет определенной информацией, которая помогает ему принимать решения в течение своего хода. Необычность же заключается именно в характере открытой информации: игрок знает все обо всех, кроме самого себя.
А теперь по порядку.
В распоряжении игроков находятся: карточки с изображением фейерверков, а также синие и красные жетоны, ограничивающие возможность определенных действий.
Задача игроков (задача-максимум): запустить фейерверки всех пяти цветов, представленных в колоде. Запущенный фейерверк - это последовательность карт одного цвета, выложенная по принципу возрастания номинала, вот так:
Подготовка к игре. В зависимости от количества игроков, раздается по 4 или 5 карт фейерверков, красные и голубые жетоны выкладываются в центре стола:
Каждый игрок берет свои карты в руки, рубашкой к себе. Таким образом, каждый игрок знает, какие карты есть у его товарищей по команде, но не знает, что же находится в его собственном распоряжении.
Процесс игры.
В свой ход игрок выбирает одно из трех возможных действий:
- Поделиться информацией с другим игроком. Это значит, что вы можете указать любому другому на его карты одного цвета или номинала. Например, коллеге с таким набором карт я могу сообщить, что у него есть две карты с цифрой "5", или что у него есть три красные карты (и указать на них):
Обязательно должны быть указаны все карты одного цвета или одного номинала.
За использование такого действия (сообщение информации) вы должны заплатить одним голубым жетоном
- Игрок может сбросить одну свою карту. В первую очередь это действие нужно для того, чтобы вернуть в распоряжение игроков один голубой жетон (ведь если такие жетоны закончились, игроки не могут делиться информацией друг с другом). Второй случай, когда действие необходимо - избавиться от явно лишней карты и заменить ее другой из колоды.
- Выложить карту в цепочку фейерверка. Для этого игрок выбирает свою карту и выкладывает ее открыто на стол. Выложенная карта может продолжить уже начатую цепочку фейерверков. Например, белая карта с "4" продолжит белый фейерверк:
Либо карта может начать новую цепочку фейерверка, если эта карта с единичные номиналом, и фейерверка такого цвета на столе нет.
Если открытая карта не может быть ни начать, ни продолжить фейерверк, игроки получают штрафное очко - красный жетон.
Игра завершается, когда
- команда игроков выкладывает все пять фейерверков полностью. Это тот случай, когда выполнена программа-максимум. Явление довольно редкое J
- команда получает все три штрафных красных жетона или в колоде заканчиваются карты. Это частичная победа, и игроки просто подсчитывают очки за выложенные цепочки фейерверков.
Впечатления от игры. Здесь речь пойдет про неоднозначность: игра из тех, что очень нравится одним и очень не нравится другим. Мне игра нравится необычностью процесса, неторопливостью и вдумчивостью, необходимостью запоминать (можно и записывать) и анализировать большой объем информации и возможностью командной игры без появления лидера. Это - невозможность появления лидера - однозначный плюс «Ханаби» и редкая особенность кооперативных игр.
Что в игре обычно не нравится? Почти то же самое. Неторопливый (для кого-то медлительный) темп игры, необходимость держать в голове много информации. Скажем так, это не фановая игра. Это такая коллективная головоломка и для веселой вечеринки не подойдет. Также поначалу напрягает невозможность заглянуть в свои карты: непривычный прием для игры и нужно все время себя контролировать.
Варианты игры.
Игровой процесс довольно легко разнообразить.
1. Правила предусматривают добавление шестого - радужного - фейерверка. В коробке есть соответствующие карты, и вы выкладываете шестой вид фейерверка по стандартным правилам
2. Радужные карты можно использовать в качестве джокеров: на столе такая карта может занять место в фейерверке любого цвета, но в соответствии со своим номиналом.
3. Правила «Икебана». Изначально игра называлась «Hanabi & Ikebana» и предполагала два игровых режима: кооперативный и соревновательный. В локализации используется только вариант «Ханаби». Тем не менее, в «Икебану» мы также сможем с вами сыграть.
«Икебана». Правила
Вам понадобится
50 карт пяти цветов из набора «Ханаби»: карты красного, зеленого, желтого, синего и белого цвета с номиналами: 1, 1, 1, 2, 2, 3, 3, 4, 4, 5
Фишки для подсчета очков: 30 желтых фишек (каждая стоит 1 очко), 15 голубых фишек (5 очков), 15 красных фишек (10 очков), 5 зеленых фишек (50 очков). Сразу оговорюсь, что фишки можно заменить копеечными монетками (по ходу объяснений я буду говорить именно о монетках) соответствующего номинала (1 копейка, 5, 10 и 50), либо пуговками, либо камушками из «Убонго», либо еще чем-то.
Цель.
Собрать набор из пяти карт, которые образуют выигрышные комбинации номиналов и цветов. За каждую такую комбинацию игроки получают монетки в соответствии с набранным количеством очков.
Подготовка.
Карты перемешиваются и кладутся стопкой в середину стола, рубашкой вверх. Каждый игрок (их может быть до 5 человек) получает по 6 монеток (каждая номиналом 1 очко). Оставшиеся монетки образуют своеобразный банк. Первоначальная раскладка для трех игроков:
Как играть.
Игра состоит из четырех раундов. В каждом раунде игроки собирают набор из 5 карт и зарабатывают очки.
В свой ход игрок выбирает одно из двух возможных действий:
- Взять верхнюю карту из колоды. Если карта подходит игроку, он оставляет ее себе. Если не подходит, игрок может сбросить карту в личную стопку сброса и взять новую из общей колоды. При этом нужно соблюдать следующие условия:
- при отказе от первой карты игрок должен отдать монетку номиналом 1 очко игроку слева от него
- при отказе от второй карты игрок должен отдать монетки номиналом (т.е. 2 очка) следующему игроку по часовой стрелке (второй игрок слева)
- при отказе от третьей карты игрок отдает 3 очка следующему оппоненту и так далее, пока не найдет подходящую карту или пока у него не закончатся монетки
- самому себе игрок не может отдавать монетки, т.е. если по кругу очередь дошла до играющего, он просто пропускает себя и монетки передает снова соседу слева. Если играют двое, монетки всегда отдаются оппоненту.
Например, при игре втроем Маша вытащила карту, которая ей не нужна. Она платит Пете (слева) одну монетку (одно очко), сбрасывает карту в свою стопку сброса и берет новую из колоды. Новая тоже не подошла, она платит два монетки (два очка) Васе, сбрасывает карту и берет третью. Третья не понравилась - Маша платит три монетки снова Пете и так далее.
Внимание: если карты в колоде закончились до окончания раунда, нужно взять карты из личных стопок сброса (все, кроме верхней), перемешать, положить в центр стола - это и будет новая колода.
- Взять карту из стопки сброса. Перед каждым игроком образуется личная стопка сброса. Сброшенные карты лежат рубашкой вниз, так что все игроки могут видеть цвет и номинал последней сброшенной карты:
В свой ход игрок может купить одну из верхних карт в стопках сброса своих оппонентов. Стоимость такой карты равна ее номиналу (например, карта с цифрой «4» стоит 4 очка). Плата за карту уходит владельцу стопки сброса. При этом из своей стопки сброса карты покупать нельзя.
Конец раунда.
Раунд заканчивается, когда каждый игрок собирает в руке по 5 карт. После этого карты вскрываются, и начинается подсчет очков.
Как считаются очки.
Внимание: каждая карта может участвовать только в одной выигрышной комбинации. Выигрышные комбинации:
Две карты одного номинала Номинал карт х 2
Три карты одного номинала Номинал карт х 3
Четыре карты одного номинала Номинал карт х 4
Пять карт одного номинала Номинал карт х 5
Ряд карт с номиналом 1,2,3,4 8 очков
Ряд карт с номиналом 2,3,4,5 12 очков
Ряд карт с номиналом 1,2,3,4,5 15 очков
Общая сумма набранных очков увеличивается, если в букете присутствуют следующие цветовые наборы:
Все карты только двух цветов х 2
Все карты разного цвета х 3
Все карты одного цвета х 4
Иные цветовые наборы не считаются.
Примеры
Здесь есть три карты одного номинала (3х3=9 очков), две карты одного номинала (2х2=4 очка), а также все карты разных цветов. Итого (9+4)х3=39 очков
Здесь есть последовательность «1,2,3,4» (8 очков), и все карты представлены в двух цветах (красный и белый). Итого 8х2=16 очков. Две карты одного номинала (двойки) не учитываются, так как карты уже учтены в последовательности «1,2,3,4».
Две карты одного номинала (5х2=10). Выигрышных цветовых наборов нет, поэтому всего 10 очков.
После подсчета очков и получения монет все карты собираются, перемешиваются и начинается новый раунд. Победитель определяется по результатам всех четырех раундов. Для сохранения интриги можно очки, полученные в финальном раунде, умножить на два. Это позволит избежать ситуации, когда лидеров и проигравших видно «издалека».
На сегодня все - приятных игр!