Людмила Петрановская об отношении к проигрышам и вообще о настольных играх
обсуждения, вопросыЕсли вы подписаны на рассылку «Большой медведицы», наверняка лекцию Петрановской слушали. А если нет, может, вам будет интересен небольшой отрывок из нее.
Лекция была, конечно, не о настольных играх, а об эмоциональном интеллекте. Но в конце задавали много вопросов, в том числе про проигрыш в игре. Записывала не дословно, но старалась ближе к тексту.
В: Что делать, если ребенок очень сильно переживает проигрыш?
О: Нам нужно решить, что считать результатом. Чтобы он перестал что-то делать или перестал что-то чувствовать. У нас нет цели, чтобы ребенок успокоился (когда мы сами испытываем сильные эмоции, призывы успокоиться нам не понравятся). Наша цель не в том, чтобы он перестал расстраиваться, а в том, чтобы по мере взросления он научился выражать свои чувства более приемлемым способом, научился находить альтернативный способ выхода эмоции.
Важно не требовать изменений, важно транслировать мысль о том, что сейчас он не справляется с чувствами, но станет старше и будет справлять лучше. И обязательно отмечать те хорошие изменения, которые уже произошли.
Например, если ребенок выразил обиду, кинув что-то об пол (а до того, положим, пытался стукнуть выигравшего брата), отметить это. Сказать, я понимаю, тебе обидно и вижу, что ты бы хотел этим в брата запустить, но ты сдержался и просто стукнул об пол. Это хорошо. В следующий раз ты сможешь не кидаться, а просто ругнуться. А потом ругнуться уже про себя, и это будет вообще супер.
Также был вопрос про игру «Эмоциональный интеллект» (настольная). Людмила ответила, что не обязательно для развития эмоционального интеллекта использовать какие-то специальные игры, потому что любые настольные игры (не только игры, конечно) его развивают. Так как любая игра - это азарт, интерес, мотивация, это проигрыш или наоборот. В общем, это эмоции, и важно их не пресекать, а наоборот, разбираться в них.