London is a capital of Great Britain. Обзор игры "Лондон"
семейные игрыЭто игра появилась у нас спонтанно. Еще пару дней назад не рассматривали ее к покупке, как вдруг - случайный обзор, очень понравилась ребенку ( еще бы, там же надо строить гороооод!), и моментально решился вопрос с подарком на конец учебного года.
"Лондон" - хитрюга, он сразу ко всем нашел особый подход. Меня подкупил невероятно красивым артом ("о, какие иллюстрации! неважно, что нужно делать в игре!"), мужа - стратегией, а сына - темой городов.
Что нужно делать?
1666 год. Лондон переживает одну из страшных страниц в своей истории. Великий Пожар.
70 000 человек лишились крыши над головой. 13 500 домов, 87 приходских церквей, правительственные здания превратились в пепел...
Вы становитесь архитекторами, которые будут отстраивать город заново. А помогут в этом знакомые каждому уважающему себя настольщику вещи - колода из 101 карт ( и снова готова петь оду иллюстрациям!). Карты практически не повторяются, на каждый из них уникальный рисунок. Каждая карта - это здание или торговая лавка, которыми мы и застраиваем город. Они делятся на 3 категории - бежевые, голубые и розовые.
Зачем все это?
Не забывайте, что мы английские архитекторы. А чем же еще могут мериться благородные англичане, как ни репутацией? Наша задача - обогнать соперников в треке репутации.
Сделать это можно будет разными способами. Во-первых, ее позволят увеличить некоторые карты. Во-вторых, нам очень помогут денежные накопления, ну а в третьих - нам нужно стараться не допускать роста бедности. Но обо всем по порядку.
Механика игры:
1. Каждый участник получает 6 карт взакрытую и выбирает себе мипла. Миплы - это отдельная история. Это вам не какие-то там крестьяне из Каркассона, нет, - здесь играют настоящие джентльмены - в кЭпи и цилиндрах. Миплы встают на стартовую позицию на треке.
2. Перед каждым ходом участники обязательно берут одну карту из закрытой колоды или выбирают ее из открытых, выложенных на планшете.
3. В каждый свой ход участники могут выполнить 4 действия:
- Строить. Построить что-то из своих карт не так-то просто. Для этого нужно,чтобы у вас на руках была еще одна карта того же цвета (бежевого, розового или голубого). Допустим, чтобы выложить бежевую, вы должны скинуть другую бежевую карту на планшет. У каждой карты есть особое свойство, и вы каждый раз выбираете, какое из них будет выгоднее в данный момент.
А за строительство некоторых карт даже придется заплатить.
-Активировать. Если вы уже построили достаточное количество карт ( не рекомендую строить больше 3-4 столбцов в начале игры), то пришло время их активировать. Для этого вы читаете свойство на карте, выполняете его и ( в большинстве случаев) переворачиваете карту.
Для активации карт тоже иногда нужно заплатить, а иногда сбросить любую другую (необязательно того же цвета) с руки на планшет. Это бывает очень выгодно, если на руке у вас оказались "нищие".
- Купить район. 3 района из специальной колоды всегда лежат открытыми. Каждый район несет особые "плюшки" - деньги, увеличение репутации или уменьшение бедности. Некоторый районы дают специальные свойства: например, брать залог в банке на особых условиях, сбрасывать карту любого цвета при строительство, заплатив 1 фунт в казну. Если вы покупаете район, на стол в "магазин" тут же выкладывается следующая карта из колоды районов.
- Взять 4 карты. Если все карты активированы, а на район нет денег, то взять 4 карты и пропустить ход - самое грамотное решение.
Что мешает?
-Бедность. Вы же помните о 70 000 жителей Лондона, оставшихся без крова? Да, развитие города и рост бедности, к сожалению, идут рука об руку. За каждую активацию города вы будете брать маркеры бедности за количество выложенных столбцов ( вот почему не нужно строить их слишком много) и каждую карту на руке. С бедностью можно бороться - часть карт направлена именно на уменьшение маркеров бедности, такие же свойства есть и у некоторых районов.
В конце игры бедность может существенно попортить вам планы, спустив вас с выигрышных позиций в самый "хвост".
Кроме маркеров бедности, есть еще и карты нищих, которые служат балластом - построить и скинуть их взамен на постройку других карт нельзя. Они просто всегда у вас на руках и приносят дополнительные маркеры бедности. Но скинуть их можно в активацию других карт или по специальным свойствам районов и особых карт.
- Отсутствие денег. Если вы не будете жить по возможностям, скупая районы и строя дорогие карты, деньги просто-напросто могут кончиться. И тогда вам придется брать залог в банке, за который,конечно, нужно будет отдать проценты. Каждый невыплаченный залог - минус 7 очков репутации в конце игры. Так что будьте внимательны и не портите кредитную историю в Британском банке.
Впечатление
Плюсы:
- Игра - очень умная и сбалансированная. Здесь нет однозначной выигрышной стратегии, вы всегда должны думать обо всем сразу - и о репутации, и о деньгах, и о бедности. В общем, все как в жизни) Стоит сделать малейший перегиб только в одну стратегию, как вы рискуете остаться ни с чем.
- Игра основана на реальных исторических событиях. По ней можно подтянуть знания детей (и не только детей) по истории,познакомиться с лондонской архитектурой. А еще она неплохо "тренирует" экономику. Точно лучше Монополии)
- Ну и в третий раз повторю - игра очень красивая. Кроме иллюстраций, мне нравится пастельная цветовая гамма карт , стильное минималистичное оформление коробки и правил.
Минусы:
- Игра долгая. В среднем партия длится 1,5-2 часа. Поэтому для нас это однозначный вариант выходного дня
-В коробке нет органайзера, только пакетики с зип-замком.
Плюсы ( и минусы). Хочу еще перечислить несколько параметров, которые могут быть как плюсами для одних людей, так и минусами для других.
- игра некризисная, неконфликтная. Она, действительно, очень спокойная. Ее так и хочется совместить с five o'clock и пить параллельно чай из маленьких фарфоровых чашечек). Нет, есть несколько карт, когда вы можете "подложить свинью" соперникам, но все они настолько деликатные, что это скорее... поросеночек, а не свинья). Ну, например, собрать по паре фунтов с игроков, дать 1 маркер бедности (это ерунда по сравнению с тем, сколько маркеров у вас будет в финале).
- Практически нет взаимодействия игроков. Каждый работает со своим планшетом, и, кроме редких карт взаимодействия, вы особо и не пересекаетесь. Единственное, вы постоянно надеетесь, что соперники выложат выгодные для вас карты на общий планшет.
Количество игроков:
Спокойно можно играть и вдвоем, и втроем и вчетвером. Просто на планшет сброса будете выкладывать разное количество карт (описано в правилах).
Возраст:
Поставила категорию "семейные", но с малышами играть, конечно, рано. Думаю можно начинать играть с опытными игроками - 9-10 лет, любящими спокойные, стратегичные игры, и начинающими - от 11-12. Честно говоря, возрастной ценз - 14+ удивил. Игра - не настолько сложна, на мой взгляд. Действий не очень много, здесь нет такого, что "глаза разбегаются, непонятно за что хвататься". Стратегия, безусловно, есть, но она, опять-таки, не так трудна, чтобы "схватить" ее могу только подросток от 14 лет.
P.S. У нас Лондон живет всего лишь вторую неделю, но желание играть в него не уменьшается. Игра вошла в число самых любимых. Пока наиграли всего 4 партии, но обязательно будем повторять.