Лоскутное королевство Истоки - назад в каменный век
семейные игры
Хочу рассказать о новинке, появившейся в России в конце декабря - Лоскутном королевстве Истоки (Kingdomino Origins). Эта новая игра Бруно Каталы входит в серию «Лоскутное королевство», однако полностью самостоятельна. Игра от 2 -4 игроков, уровень сложности 2,33.
Поскольку у нас есть не только базовое Лоскутное королевство, но и Лоскутная империя, при этом обе коробочки нежно любимы, я не смогла пройти мимо Истоков, тем более перед Новым годом.
В этой игре, так же как и в базовом Лоскутном королевстве, нужно будет создавать свой уникальный ландшафт, только уже в доисторические времена. Механика на первый взгляд осталась прежней - присоединение тайлов происходит по принципу домино - новый тайл можно присоединять либо к центру королевства, либо к уже выложенному участку, тогда хотя бы одна соприкасающаяся часть должна совпадать по типу местности. Если выбранный или доставшийся вам тайл невозможно присоединить, то он сбрасывается.
Принцип выбора тайлов с рынка также прежний - игроки поочередно выбирают тайлы из правого столбца, переставляют на него фигурку своего короля и пристраивают к своему королевству тайл из левого столбца, выбранный в прошлом раунде, на котором их король стоял до этого. Чем ниже лежит тайл - тем он ценнее, но тем позже вы будете делать свой выбор на следующий ход.
Прежний принцип подсчета очков - количество клеток местности определенного типа умножается на количество особых символов на них, в данной версии вместо корон - костры. Свое королевство нужно так же вписать в 5 на 5 либо в 7 на 7 клеток (при игре вдвоем).
Однако в действительности "Истоки" гораздо более реиграбельны, ведь можно выбрать один из трех режимов игры.
🎲 Базовый режим находок. Сразу же бросается в глаза одно из отличий - в Истоках появляются вулканы, новый тип местности. Они сами по себе не приносят победных очков, хотя и занимают место, однако в зависимости от количества кратеров на них приносят жетон пламени с одним, двумя или тремя кострами. Чем больше кратеров у вулкана, тем больше костров будет на жетоне, но тем на меньшем расстоянии от вулкана этот жетон можно разместить: тройной - на одну из соседних клеток, двойной - на расстояние в одну или две клетки, одинарный - на расстояние вплоть до трех клеток, причем линия не обязательно должна быть прямой, можно передвигаться в том числе и зигзагами по диагонали. Размещать жетон нужно на тайле любой местности, кроме вулкана, причем на нем не должно быть другого жетона или даже нарисованного символа костра. Если разместить жетон по правилам невозможно, он сбрасывается.
🎲Средний по сложности режим тотемов играется так же, как и режим находок, но с бонусами в виде фишек ресурсов. Они размещаются на участках тайлов без костров еще на стадии выкладывания тайлов на рынок и находятся на всех типах местности, кроме вулканов и пустынь. Все логично -в степи водятся мамонты, в озерах - рыба, в джунглях растут грибы, а в карьерах можно найти кремни.
Каждому типу ресурса соответствует свой тотем, который является переходящим знаменем и может переходить от игрока к игроку. Игрок получает тотем, если получает абсолютное преимущество по соответствующему типу ресурса на своих угодьях. Если в дальнейшем он его теряет (кто-то его обогнал по количеству фишек или он потерял одну из своих), жетон передается тому, кто стал новым лидером по этому типу фишек (при равенстве выбирайте сами, кому именно). Если пламя вулкана попадает на квадрат с ресурсом, то этот ресурс уничтожается. Тотемы в конце игры приносят дополнительные ПО, обозначенные на них. Каждый ресурс в ваших угодьях также приносит 1 ПО.
🎲Самый сложный режим племён играется так же, как и режим находок, но с бонусами в виде ресурсов и кроманьонцев. Ресурсы получаются вместе с тайлами по тому же принципу, что и в предыдущем режиме, но забудьте про тотемы! Вместо них у вас будет планшет пещеры с кроманьонцами, которых вы будете по желанию нанимать в конце своего хода, после присоединения и выбора нового участка. Открытый жетон кроманьонца обойдется вам в два любых РАЗНЫХ ресурса, а за набор из четырех РАЗНЫХ ресурсов вы можете просмотреть закрытую стопку тайлов, лежащих в пещере, и забрать из нее один любой тайл по своему выбору. Жетоны кроманьонцев кладутся вторым слоем поверх ваших тайлов, при этом размещать их можно только на тайле, где нет ни костра (как символа, так и жетона), ни ресурса. Если в дальнейшем вы будете вынуждены положить жетон пламени от вулкана поверх кроманьонца, его придется скинуть.
Кроманьонцы бывают двух видов: собиратели и воины. Воины отличаются ростом и силой (1/2/3 очка) и приносят очки за орды из них (группа тайлов, соединенных по горизонтали и вертикали). Орда приносит количесто ПО, равное количеству воинов, умноженному на их суммарную силу. Охотники и собиратели приносят очки за костры и ресурсы на восьми клетках вокруг них: охотник по 3 ПО за каждую фишку мамонта, рыбачка по 3 ПО за каждую рыбу, собирательница - по 4 ПО за гриб, ваятельница по 5 ПО за кремень. Художник приносит всего по 2 ПО, но зато за любой ресурс на соседних восьми клетках, шаман приносит по 2 ПО за каждый тайл кроманьонца по горизонтали, вертикали и диагонали, а повелительница огня по 1 ПО за каждый костер вокруг нее. Оставшиеся на ваших участках ресурсы ПО не приносят.
Хочу отметить прекрасное качество компонентов игры - толстенькие лакированные тайлы участков с детализированными изображениями разных типов местности, которые мы сначала долго рассматривали, ровные отлично прокрашенные деревянные фигурки вождей племен и ресурсов. Всю эту красоту не хочется выпускать из рук! Отдельно отмечу саблезубых тигров и саблезубых овечек им под стать)) Также прилагается удобный блокнотик, упрощающий подсчет ПО.
Итак, наши ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Мы сразу начали играть со среднего по сложности режима тотемов. В базовом Лоскутном королевстве все комбинации типов местности и количество корон на них давно были выучены, поэтому играть с новыми сочетаниями, типами местности и вулканами оказалось очень увлекательно! Игра стала более непредсказуемой за счет того, что теперь количество костров в той или иной местности не предопределено, как количество корон в базовой игре, и игрок сам решает, где выгоднее разместить костер от вулкана, а также чем он готов ради этого пожертвовать. Возможностей для принятия решений стало гораздо больше, и это не может не радовать. За счет тотемов и найма кроманьонцев за ресурсы ценность "пустых" тайлов становится выше, они выгодны не только первоочередностью хода.
Пример королевства, построенного в режиме тотемов:

Сначала мы сыграли три партии в режиме тотемов, шли наравне с сыном, и зачастую очки за полученные тотемы решали исход партии. Мне хотелось перейти к самому сложному режиму племен, но сын очень понравился режим тотемов. Наконец мне удалось уговорить моего соперника достать планшет пещеры и тайлы кроманьонцев, и он очень быстро сориентировался, начав активно нанимать себе воинов и строить орду, так что нам удалось сыграть вничью. В последующих партиях я убедилась, что без наема воинов победить очень сложно, например, во второй партии с кроманьонцами я мирно нанимала собирателей, выстраивая вокруг них подходящие ресурсы, а сын времени не терял, собрав у себя все возможные воинские силы. В итоге победа осталась за ним с большим перевесом.
Несомненный плюс игры в том, что базовые правила остались очень понятными и несложными - общие принципы легко объясняются буквально за 5 минут. Но за счет трех разных режимов можно постепенно увеличивать уровень сложности игры по мере освоения правил.
Если ребенок не играл в классическое Лоскутное королевство, то лет с 7-8 в зависимости от игрового опыта можно начинать с базового режима, как мне кажется, с более сложными режимами смотреть по ситуации. Если игрок неопытный, то имеет смысл начинать все же с базового варианта игры, не зря уровень сложности у классического Лоскутного королевства 1,21, тогда как Лоскутное королевство Истоки заметно сложнее - 2,33. Еще одна игра серии Лоскутная империя имеет уровень сложности 2,11. По моим ощущениям, две последние игры по сложности примерно одинаковы. Правила в Лоскутном королевстве Истоки лаконичнее и элегантнее по сравнению с Империей. Истоки играются быстрее Империи, но дольше, чем базовая игра.
Те, кто играл в официальное пнп-дополнение «Королевский двор» к классическому Лоскутному королевству, определенно увидят его сходство с Истоками - и там, и там мы размещаем ресурсы на тайлах местности без корон (или костров), в Королевском дворе можно покупать за ресурсы здания с дополнительными коронами. Эти идеи нашли свое продолжение в Истоках.
Мы с сыном во всех играх серии строим королевства размером 7 на 7, так как играем вдвоем. Но и вариант 5 на 5 для троих и четверых игроков любим многими.
Игра нам очень-очень понравилась, можно сказать,ворвалась в наш топ, играем взахлёб, пробуя различные стратегии. Рекомендую всем любителям классического Лоскутного королевства, желающим разнообразить впечатления от понравившейся механики.
Спасибо всем, кто дочитал!
Лучший ответ