Натиск! но не варгейм )
Дуэльные игры
Обещала - рассказываю. Игра - новинка от издательства Gaga Games, поступившая в продажу в самом конце 2021 года. Игра на военную тему, и, судя по картинке на коробке, так и просится в мужские обзоры к серьезным дядькам-варгеймерам. Но не все так однозначно. (Пост длинный, фото много).
Содержимое коробки.
Объективно.
Натиск! - дуэльная игра.
Позиционируется как варгейм. Ее сеттинг - Вторая мировая война и противостояние Гитлеровской коалиции и Союзников. Основные компоненты - это жетоны с изображением военной техники. Вместе с тем игра выглядит скорее абстрактом, удачно легшим на военную тему. Как говорит сам издатель - это варгейм для не-варгеймеров.
Правила очень простые и логичные, на их изучение надо потратить всего несколько минут. Главное - запомнить обозначения на клетках поля (сначала можно пользоваться памяткой, но несмотря на разнообразие значков, инфографика запоминается быстро).
Сами партии тоже быстрые, вполне можно уложиться в 20 минут, как указано на коробке (поэтому мы никогда не ограничиваемся одной партией).
Игра - противостояние. Каждый ход - это ответ на ход противника. Нельзя игнорировать действия соперника, иначе можно дать ему такое преимущество, которое потом ничем не компенсировать. Периодически в нашем сообществе просят посоветовать игры такого типа, теперь буду называть Натиск.
Для победы надо первым набрать 25 (или больше) очков. Как получать очки, расскажу подробнее ниже.
Игра издана сразу с дополнением. Другая сторона поля - это плацдарм для фантастического противостояния Германии и Японии на территории США (авторы пофантазировали на тему, что было бы если бы Германия, выиграв войну в Европе, оккупировала США, а Япония разорвала союз с Германией и вступила с ней в войну на территории Америки). Несмотря на фантастическую составляющую, это всё то же абстрактное сражение с немного измененными правилами хода.
Возраст, указанный на коробке, 12+. Мальчишкам, увлеченным военной темой, можно предложить и раньше.
Оформление игры очень простое и схематичное, я бы даже сказала аскетичное. Кто ищет красоты - вам не сюда.
Есть доля рандома - жетоны с военной техникой нужно тянуть вслепую из своего мешка. Обычно в свой ход игрок имеет выбор из 2-5 жетонов. Была партия, когда я в свой ход (последний) думала, что если бы вот сейчас у меня был такой-то жетон, то я бы сходила вот так и выиграла. Но увы, проиграла. Но в целом, если следить за действиями соперника и адекватно на них отвечать, рандом в выходе жетонов не такой ощутимый, выбор есть. Сложно играть, когда в наличии 1 или 2 жетона (а не 3-5), вот за этим надо следить. Соперник даже может выиграть "досрочно", если вы в свой ход не можете выложить жетон.
Качество норм. Ну можно придраться к тому, что поле лежит не идеально ровно. Если хочется еще поискать недостатки, то можно обнаружить, что внутри мешков не обработаны края ткани. Но игре ни то, ни другое не мешает.
Размер коробки просто ах! Не ожидала, что она будет такой большой, это не обусловлено даже размерами поля.
Игра - новинка, в сообществе о ней еще не писали, поэтому немного расскажу о правилах игры и в конце добавлю мои впечатления.
На поле 5 театров военных действий (ТВД): Западная Европа, Восточная Европа, Тихий океан, Африка и Ближний восток, Юго-Восточная Азии (локации условны). В начале игры у игроков нет преимущества ни в одном (красный кубик везде находится ровно в центре).
Каждый игрок получает ширму, мешочек с жетонами и памятку. Внутренняя сторона ширмы и памятка содержат подсказки по значениям всех жетонов и значков на поле. Запомнить, повторюсь, легко.
На жетонах изображены танки (это армия), корабли (это флот) и самолеты (действуют в интересах и армии, и флота). Жетоны имеют силу от 1 до 3 (слабых больше, сильных меньше).
Есть жетоны особых соединений, которые можно получить только во время игры. Они дают какие-то преимущества - силу 4 или 5, возможность выложить 2 жетона вместо одного, возможность бомбить соперника (заставить сбросить 1 жетон) и др.
Перед партией хорошо бы изучить все жетоны. Во время игры в некоторых случаях можно будет предположить действия соперника (например, понять, что вышли все "тройки", значит, соперник сможет сдвинуть кубик в свою сторону только на 1 или 2 шага, а не на 3 и т.п). Нельзя, пожалуй, предугадать только выход желтых жетонов особого оружия. Не факт, что они выйдут, даже если в мешке их наберется штук 5. Ну и что из них у соперника - тоже неизвестно.
Перед началом партии игроки достают по 3 случайных жетона из мешка и кладут их за ширму.
Итак, первой всегда нападает Германия. Чтобы выиграть, нужно набрать 25 очков. При этом последний ход всегда за союзниками и при равенстве очков победит игрок, играющий за них.
В свой ход нужно расположить один из жетонов (лежащих за ширмой) в любой театр военных действий в самую верхнюю доступную кампанию (строку). После хода вытянуть новый жетон из мешка.
Пока есть свободные клетки в верхней строке, нижние занимать нельзя. Занята верхняя - открылась вторая и т.д.
Когда кампания завершена (занята последняя свободная клетка в строке), игрок, имеющий преимущество в данном ТВД, получает очки, указанные справа.
Как получить преимущество? Почти все жетоны имеют силу (от 1 до 3, особые до 5). Вот это значение при размещении жетона и нужно отложить красным кубиком в свою сторону на шкале в данном ТВД.
Причем на шкале есть отметки 1 и 2, достигнув которых игрок получит +1 или +2 очка соответственно к очкам за кампанию. То есть нельзя давать сопернику уводить маркер силы далеко в свою сторону, т.к. это может дать ему большое количество очков.
Клетки поля раскрашены синим, коричневым или сразу двумя цветами. Коричневые для танков, синие для флота, двойные подойдут и тем, и тем. Авиацию можно выложить на любой цвет.
Символы на клетках имеют определенный эффект, который применяет игрок, выложивший свой жетон на соответствующий символ. Фабрика - взять дополнительный жетон из мешка, бомбы - заставить соперника убрать из-за ширмы один жетон в мешок и тем самым ограничить ему выбор, шестеренки - положить в свой мешок желтый жетон особого оружия и т.д., все описывать не буду.
Скажу только, что все действия важны, позволяют лидировать или сдерживать соперника. Поэтому игрок, прежде чем завершить кампанию (закрыть строку), всегда смотрит, что он откроет сопернику на следующей строке, какие преимущества ему это даст и как их можно использовать (и стоит ли вообще открывать эту кампанию, вдруг это поможет сопернику набрать критичное количество очков).
Очки набираются довольно быстро, некоторые клетки, если их занять, сразу дают бонус в 1 или 2 очка.
Есть жетоны с интересными свойствами - генерал и адмирал, если правильно ими распорядиться, могут дать большое преимущество; шпион копирует только что выложенный жетон соперника; значок молнии на сыгранном жетоне позволяет сразу ходить еще раз и др. Каждый ход - новое тактическое решение, наступление или парирование удара соперника.
Выбор доступных клеток, как правило, большой, поэтому порой приходится поломать голову, какую же занять - выгодную для соперника (чтобы не дать ему дополнительный жетон, очки или преимущество на шкале ТВД) или в перспективе выгодную для себя. Может быть сдать сопернику один фронт, чтобы получить больше очков на другом. Главное, не забывать, что игра быстрая, и пока реализуешь свои далеко идущие стратегические планы, соперник уже успеет выиграть.
Фото окончания партии. Снова победила Гитлеровская коалиция (серый кубик на шкале победных очков).
Дополнение.
Другая сторона поля выглядит чуть-чуть иначе. Здесь в каждом театре военных действий только одна кампания.
На этой стороне не получится строить какие-то долгосрочные планы. Исключительно тактические решения с учетом текущей обстановки, а она меняется стремительно.
Сражаются Германия и Япония. У игрока за Японию жетоны не идентичны. В игре появляется Годзилла 😁- это соединение с силой 4, которое действует и на суше, и на море, но не подчиняется генералу и адмиралу.
В начале партии игрокам доступны только 4 ТВД - 4 города. Как только один из игроков завершает кампанию в открытом ТВД, он тут же решает, какую откроет следующей (следуя стрелкам). Важно смотреть, что отдаешь сопернику. Например, завершили кампанию в Бостоне, можно открыть Нью-Йорк или Чикаго. Разное количество клеток и ПО.
Можно сразу получить преимущество в новом ТВД, если, закрывая предыдущий, достиг красных клеток на шкале силы (как на фото выше). Цифра покажет, на сколько клеток по шкале нужно передвинуть свой маркер (1, 2 или 3).
Порой даже 2 клетки могут хорошо помочь, т.к. у соперника не окажется соединений, способных перетянуть маркер на свою сторону. Шкала короткая, нельзя давать сопернику быстро дойти до конца и получить бонусы.
Игра на второй стороне кардинально не отличается. Пожалуй, вносит разнообразие для тех, кто играет часто и много (а в Натиск вполне реально играть часто и много, т.к.партии быстрые). Я еще не определилась, какой вариант мне нравится больше, пока на базовом поле играем чаще, не наигрались, не раскусили, какие действия дадут больше шансов на победу (однозначно надо следить за количеством жетонов и по возможности заставлять соперника их сбрасывать).
Соло.
Есть в Натиске и такой модный сейчас соло-режим. Его автор Дэвид Турци (соавтор игр Техену, Трисмегистус, Петрикор и др.). Я не люблю играть соло, но партию попробовала. Для действий бота в правилах расписан подробный алгоритм - как выбрать ТВД, кампанию и жетон для размещения. Наверное за несколько партий этот алгоритм запомнится (и бот станет предсказуем, но это не значит, что выигрывать у него будет легко), поначалу же приходится каждый ход бота сверяться с каждой строкой алгоритма. Я лишний раз для себя убедилась, что вдвоем играть интереснее )), хотя у бота на легком уровне я выиграла.
Субъективно.
Вы знаете, что я не варгеймер. И когда Гага предложила мне эту игру, я полезла читать описание. Борьба умов - было написано там. Логическое противостояние и абстракт с перетягиванием каната. Стало интересно попробовать, хотя больших ожиданий не было. В итоге игра нисколько не разочаровала, даже дала больше ожидаемого. Правда поначалу хотелось более атмосферного оформления поля, но потом я поняла, что в данной игре это не имеет никакого значения. Мы видим совсем не армии и сражения на фронтах, а жетоны, цифры, цвет, кубики на шкалах и очки. Абстракт он и есть абстракт. Да, абстракты бывают очень красивыми (Азулы те же, из которых у меня, кстати, нет ни одного), но тут военная тема, красота изначально не предполагается.
Геймплей не подвел. Соглашусь с названными выше характеристиками с сайта издателя - действительно интересно посоревноваться, попытаться обойти соперника, используя свойства жетонов и эффекты клеток. Мой основной соперник - сестра. Мы играем примерно на одном уровне и выигрываем по очереди. Заметили, что у нас почему-то гораздо чаще выигрывает Гитлеровская коалиция, кто бы за нее ни играл.
Дочка (11 лет) попросила научить играть, правила освоила быстро, но вот выиграть еще не получилось. Пока отвлечется на одно, я быстро получаю преимущество в другом. Но она не огорчается, пробует играть еще и еще, благо - партии быстрые. Что, кстати, большой плюс.
Мне кажется, эта игра понравилась бы моему брату, жаль, он живет в другом городе. В детстве мы любили играть в игру тоже на военную тему, которую сейчас можно найти в сети под названием "Стратего". Не помню, выигрывала ли я, ведь брат намного старше, но играть очень любила. Жалею, что игра не сохранилась.
В общем, хотя сеттинг и арт Натиска не вызывают у меня восторга, игра довольно стоящая. Сам процесс интересный, похожих игр, где нельзя не отреагировать на каждое действие соперника, у меня еще не было. Весь январь мы раскладываем ее на каждой встрече с сестрой, причем несколько партий подряд. Шестеренки в голове крутятся, мелькают варианты - а если так? Нет, нельзя, потом здесь не догоню. Тогда так? Нет, потом соперник бомбанет и я останусь с двумя жетонами, так выиграть очень трудно. Куда не пустить? А чем можно пожертвовать?
Тем, кто любит отвечать на каждый ход соперника, как в шахматах, точно стоит попробовать сыграть в Натиск!
Интересных вам игр!
Лучший ответ