Рес Аркана
семейные игрыПосле дуэльных противостояний захотелось чего-то более спокойного - поколдовать над картами, набирая очки, поперебирать разноцветные деревянные фишечки, выстраивая многоходовые комбинации c их помощью... В общем, наш игровой стол украсила Рес Аркана.
Игра титулована, имеет около десятка наград и номинаций и высоко оценена настольным сообществом. И она действительно украсила наш стол. Коробка небольшого формата, с удобным органайзером, один модуль которого вынимается и размещается на столе во время игры! Многим моим играм не хватает такой удобной штуки.
Рес Аркана погружает нас в атмосферу магии, волшебных предметов и существ. Мы становимся чародеями, которые с помощью волшебных эссенций, драконов, разнообразных артефактов и способностей пытаются завладеть монументами и местами силы, а затем использовать их в своих целях, чтобы увеличить свое могущество. А проще говоря, заработать больше очков.
Рес Аркана - это игра-гонка, то есть не нужно набирать много очков, нужно просто набрать 10 очков быстрее, чем кто-либо из соперников. Каждая карта, каждый жетон или фишка - это потенциальная возможность набрать очки, их (очки) нужно выжимать из каждого действия, чему будет способствовать построение движка из имеющихся карт.
Начальная раскладка очень простая - 5 мест силы (правильное использование которых может принести большую часть из нужных 10 очков), колода карт монументов (которые приносят от 1 до 3 очков), жетоны волшебных предметов. У каждого игрока есть маг с уникальным свойством (дающим ресурс - эссенцию или способность),
а также 8 карт артефактов. Всего 8 карт на всю игру, которые достаются игроку случайным образом перед началом партии из общей колоды!
Ни заменить, ни добавить артефакты во время партии будет нельзя, как и выбрать, какие взять. Вот досталось тебе на партию 8 случайных карт, с ними и играй, используя их свойства, зарабатывай очки. Причем не все эти карты сами дают очки (лишь некоторые дают 1 очко, среди 8 выпавших карт таких может не оказаться) . Задача игрока - выстроить такой движок на этих картах, который будет максимально эффективно взаимодействовать с каким-то местом силы (а может и не одним), и поможет заработать очки за минимальное количество раундов.
Перед партией игроки изучают доставшийся им набор карт артефактов, прикидывая, какие эссенции и способности эти карты будут давать в течение игры, какое Место силы они позволят взять и как накапливать с помощью него очки. Например, я случайным образом взяла 8 карт.
Попалась уздечка дракона (на фото внизу слева), которая приносит 1 очко, если ее разыграть с руки, а кроме того она дает возможность разыгрывать драконов со скидкой (чтобы выкладывать карты с руки на стол, нужно платить эссенциями, на каждой карте указана стоимость). Драконы, как видите, у меня тоже есть и также приносят по 1 очку (3 карты в нижнем ряду). Навряд ли я разыграю их все, но вот одного вполне возможно, вместе с уздечкой это уже 2 очка.
Остальные карты дают мне эссенции смерти (черные черепушечки), жизни (зеленые) и обмен эссенций жизни на пыл (красный огонек). Призма открывает возможности обмена любых на любые, жеребец позволяет перед началом раунда выбрать 2 эссенции кроме золота и смерти.
Что из этого следует? Могу сделать ставку на место силы Катакомбы мертвых, которое приобретается за эссенции смерти, потом ими же зарабатывает очки.
Карты каждый раунд мне будут давать минимум 3 эссенции смерти (плюс сами Катакомбы, если они уже мои, еще одну). У жеребца я могу брать пыл, жизни тоже менять на пыл на алтаре, затем пыл с помощью призмы менять на эссенции смерти и таким образом за раунд получать на место силы хотя бы 2 очка (а то и 3, может помочь свойство мага или волшебный предмет).
Можно пойти в Шахты гномов. Они дают золото (можно строить за золото монументы, которые гарантировано принесут 1-3 очка, и какое-то свойство разной степени полезности). Картами снова собирать эссенции смерти и пыла, с их помощью копить золото в шахтах (как минимум 2 за ход), что снова приносит очки.
В начале партии у каждого игрока есть набор эссенций всех по 1 штуке, 3 карты из своей колоды (то есть из своих 8) и жетон волшебного предмета. Жетоны предметов - это маленькие помощники, которые обеспечивают вас раз за раунд каким-нибудь ресурсом (эссенцией) или свойством, которое вам не повезло получить на карте мага или артефактов. У вас много "покоя", а вам нужен "пыл", который запустит дальнейшую цепочку? Пожалуйста, сделайте обмен с помощью Преобразования (заменить 3 любых эссенции на 3 других, кроме золота).
Вам в этот ход срочно нужно золото? Отдайте 4 любых эссенции, Алхимия сделает из них 2 золота и т.д.
Иногда решение бывает очень простым и красивым на зависть соперникам. В одной из партий у меня не было на руках карт, дающих золото "за просто так", и накопить его для покупки карты монумента, приносящей очки (любая карта монумента стоит 4 золотых слитка) было не так и легко. Казалось бы, где его взять? Можно сбрасывать карты с руки и взамен брать 1 слиток. Но это долго, пока накопишь несколько слитков, пройдет n-ное количество раундов, а у соперников, возможно, не все так плохо с ресурсами, и эти раунды значительно приблизят их к победе. Выход нашелся - у меня на руках была карта Пламенный хлыст. Она давала возможность уничтожить (то есть сбросить уже разыгранную на стол) карту и получить ее стоимость в эссенциях (даже на две больше). Я выкорчевываю Древня (его стоимость 5 = 3 жизни+2 пыла), беру столько же одинаковых эссенций + еще 2. Почему одинаковых? Потому что в следующий ход Философский камень любое количество одинаковых эссенций превращает в столько же слитков золота!
Это всего лишь один пример того, что всего на 8-ми случайных картах на руках можно построить выигрышную стратегию. Причем не обязательно разыгрывать все 8 карт, может быть достаточно и 4-х, остальные, например, просто сбрасывать, получая каждый раунд за это эссенции (сброшенные карты возвращаются на руку, как в колодостроях). Так вот, вся игра о том, как быстрее соперников построить эффективный движок из минимума возможностей. И надо заметить, карты комбятся так, что движок всегда можно построить из любого набора. Бывает, что до конца игры не понятно, кто выиграет (мы играем всегда вдвоем с сестрой), в последнем раунде мы набираем по несколько очков, обе выходим за 10. Жетон первого игрока (он же жетон "пас") тоже приносит 1 очко, так что имеет значение и то, кто первым спасует в раунде, возможно это действие и окажется решающим.
Деревянные фишки эссенций очень классные. Контрастные цвета, удобный вынимающийся органайзер - прямо фишка оформления игры, извините за тавтологию. Все карты и жетоны отрисованы в стиле фэнтези, имеют свои названия. В общем, издатели постарались придать атмосферность игре.
Реиграбельность высокая за счет того, что на партию игрок получает всего 8 карт артефактов из 40 и каждый раз в разном сочетании. Карт магов 10, на партию нужен только 1 каждому игроку. Мест силы 5, они все участвуют в игре, но они двусторонние, то есть по сути 10 вариантов. Через какое-то количество партий хочется разнообразить места силы (особенно если часто играть). Думаю, это решается дополнениями (их вышло уже 2), которые добавят не только новые карты артефактов, мест силы, но и новый ресурс - жемчуг, и новые механики. Наверное через какое-то количество партий я начну смотреть в сторону допов, хотя и базовая коробка отлична и самодостаточна.
Возраст на коробке указан 14+ (на bgg 12+, можно и раньше пробовать с играющими детьми). Я пока не научила дочку, но обязательно научу в ближайшее время. Время игры указано 30-60 мин (на двоих точно меньше часа).
Нам с сестрой игра очень хорошо зашла. Первую партию (а может и две) мы играли, плохо понимая, что же делать, разыгрывали все 8 карт с руки, полагая, что так получим больше ресурсов и больше возможностей их "крутить". Не помню, сколько мы играли раундов, прежде чем кто-то набрал 10 очков. Много. И только партии с третьей мы начали видеть эти комбо, которые можно выстраивать, разыгрывая часть карт, а часть сбрасывая, как лучше использовать волшебные предметы и т.д. Вплоть до того, что просматривая до начала партии свои 8 карт и выбирая мага (одного из двух на партию), мы уже отмечаем, какое Место силы будет выгоднее брать и какие карты скорее всего не будут разыграны. Игра раскрылась и продолжает раскрываться, в каждой партии стратегия разная, поскольку свойства карт артефактов разнообразны, каждый раз движок строится по-новому.
Интересных вам игр!