Гонконг во тьме
Настолки по-взрослому
В один судьбоносный день осенью 2020го года около полуночи в Гонконге внезапно погас свет.
Поначалу во всём Гонконге забеспокоились только несколько охранников и дежурных на электростанциях. Они не могли понять, что случилось: всё вроде бы было в порядке, но им никак не удавалось перезапустить генератора.
Когда наступило следующее утро и горожане обнаружили, что ничего не работает, Гонконг погрузился в хаос...
Мне захотелось рассказать о совсем не популярной, но при этом отличной игре Александра Пфистера. Вот уже три года она стабильно появляется на нашем столе раз в парочку месяцев.
Мне кажется, основная причина отсутствия интереса к этой игре - её мрачное оформление. Но здесь всё логично, непредвиденная ситуация, мрак в городе и, соответственно, на поле и игровых планшетах.
На поле представлены района города, в которые мы будем отправлять специалистов и волонтёров. Их задача - устранить неполадки и обезопасить районы города.
У каждого игрока есть планшет и стартовая колода карт абсолютно одинаковых для всех. Вначале из специальной колоды мы выкладываем на свои планшеты случайный план ликвидации ЧС и две карты волонтёров. В процессе, когда условия этих карт будут выполнены, мы сможем переместить их себе в руку или в спец.зону отметок над планшетом. Кроме этого получим возможность рассредотачиваться по карте, окружая как можно больше районов и получая дополнительные бонусы и победные очки.
На старте три наших волонтера с руки уже займут первые две ячейки в нижней части планшета.
Планшеты игроков, кстати говоря, берут на себя роль памяток. Нюансов в Гонконге много и планшет значительно облегчает усвоение всех игровых моментов.
Первый игрок берёт на себя роль "капитана". Фишкой он будет последовательно отмечать 8 фаз раунда и следить, чтобы никто не сбился с курса.
1 фаза - бросаем кубы и планируем карточки. Одна из моих любимых фаз в игре. На кубах есть 6 видов ресурсов: бензин, пища, медикаменты, книги, вода и инструменты, они же продублированы и на колесе ресурсов. Расставляем кубы в зависимости от выпавших граней и выкладываем с руки лицом вниз по одной карточке в каждую ячейку под планшетом.
2 фаза - размещение волонтеров и специалистов.
Все фиолетовые карты в игре - специалисты. С их помощью вы можете выполнять действия. Волонтёры же обеспечивают вас необходимыми ресурсами. Они бывают трёх цветов, как и кубы в игре.
Вы по очереди переворачиваете каждую свою выложенную карту и получаете столько ресурсов и того цвета (вида), сколько указано на карте волонтёра, и помещаете их на колесо. В самом центре колеса есть 7ой вид ресурса- батарейка. Это джокер в игре, но получить его вы сможете только благодаря определённым картам специалистов либо за деньги.
В вашей личной колоде есть 4 специалиста, при этом один из них - лидер, в начале партии находится в госпитале и вам недоступен (в правой части возле вашего планшета).
Разведчик приносит деньги и жетон GPS, который окажется полезен во время фазы разведки.
Механик за инструмент тоже обеспечит вас деньгами.
Лидер поможет разжиться батарейкой и разрешит выполнить одно из разблокированных действий в верхней части планшета.
Врач, использовав медикаменты, вылечит одного в человека из вашей команды (карты в госпитале).
Все ваши специалисты и волонтёры могут отправляться и на разведку города, за исключением врача. Его роль - спасать команду, а не бегать во тьме.
3 фаза - задачи. Вот теперь самое время поработать над задачами на вашем планшете. На каждой карте волонтёров и специалистов из игровой колоды указана задача - условие, которое необходимо выполнить. На карте плана ликвидации ЧС и на картах экстренных планов (карты с белым фоном)таких задач несколько.

К примеру, чтобы выполнить задачу красного волонтера в нашей области, необходимо отдать книгу и пищу. После этого карта волонтера идёт к вам в руку и вы можете выставить свой кубик на место с красным ромбом на карте Гонконга.
У плана ликвидации ЧС три задачи. Выполняя каждую из них, вы помечаете её кубиком и получаете 5 монет. Вы вправе выбирать, оставить ли эту карту и дальше стремится выполнять оставшиеся задачи, или поместить её в зону отметок над вашим планшетом.

4 фаза - разведка. Это ещё один способ получения ресурсов в игре и победных очков. Вы выбираете район на карте по соседству с любым ваши кубиком. Открываете лежащие там жетоны разведки и принимаете решение, стоит ли отправить в этот район ваших людей.
На каждом жетоне разведки есть простое (сверху) и сложное (снизу) испытание.
К примеру, мы выбрали вот такой жетон и решили пройти простое испытание. Да, награда будет скромная, всего 1 батарейка. Но зато для этого нам понадобится собрать всего 5 символов поиска (оранжевые значки). У нас есть в запасе один жетон GPS, который мы получили в предыдущем раунде, сбросив в фазу очистки 2 воды. Он обеспечит нас тремя символами. Ещё два символа мы сможем получить благодаря двум волонтёрам. Они, рискуя здоровьем, отправятся в мрак неизвестности и помогут нам пройти это испытание. Награду в виде батарейки мы кладём на колесо ресурсов, а одного из волонтёров отправляем в госпиталь. Что поделаешь, они знали, куда идут.
5 фаза - новые задачи. Теперь у нас есть возможность купить себе специалистов, волонтёров и экстренные планы из резерва. Стоимость покупки будет зависеть от того, сколько карт остаётся в ряду. Чем меньше карт - тем меньше траты.
Купленные карты помещаются в зону задач на планшете.
6 фаза - очистка. Нам нужно сбросить каждую правую карту во всех рядах резерва и выложить новые. Кроме того, придётся избавиться от неиспользованной воды и пищи на колесе ресурсов. За это мы получим компенсацию - деньгами или жетонами GPS.
7 фаза - проверка безопасности районов. Проверяем, есть ли на нашей карте районы, ставшие безопасными.
Это значит, кубики одного игрока стоят на каждой локации вокруг этого района (окружают его). Если вашей команде удалось обезопасить район, вы выбираете одну из фишек с вашего планшета (домики) и размещаете в этом районе.

После этого вы получите очки исходя из количества ваших кубиков на локациях в этом районе. В нашем случае 4 кубика - 5 очков.
Какой из домиков снять, решаете сами. Под этими фишками прячутся ячейки с зелёной галочкой. Как только игрок переносит свой домик на карту, он разблокирует это действие. А вот выполнить его можно будет в фазе 9 и только при определённом условии.
9 фаза - обновление руки, затем выполнение действий с зеленой галочкой. Обновить руку изначально можно только если у вас осталось в руке 4 или менее карт. Для этого вы выбираете ту ячейку игрового планшета, в которую выложено больше всего карт, и возвращаете в руку.
И только в этом случае вам становятся доступны действия с зелёной галочкой. Их можно выполнить все по очереди, но только один раз.
Все фазы отыграны, раунд завершён.
В конце игры вы получите очки за всех ваших людей в руке и в ячейках под планшетом. Увы, но карты в госпитале очков не принесут.
Жетоны разведки приносят очки по той же табличке, что и очки за безопасные районы в процессе игры.
В этой игре очень много нюансов и далеко не идеальным образом написанные правила (привет ВЗП и Маракайбо). Мне кажется, правила - это вообще слабая сторона автора (или кто их там вообще составляет?) Понимание приходит только после первого игрового раунда. В результате оказывается, что всё логично и просто, но написано явно с целью запугать даже опытных настольщиков. Очень выручают планшеты, это действительно самые настоящие памятки. На них есть практически вся информация, которая может понадобиться в процессе. Ты отыгрываешь фазы, снизу вверх перемещая фишку. Так что можно не запоминать очерёдность, главное, фишку не забыть сдвинуть.
В Гонконге перемешано много механик, и как всегда у Пфистера - получается очень приятный результат.
Взаимодействие в игре минимальное. По большому счету все сосредоточены на своих планшетах. Что касается карты, то там есть где развернуться и ожесточённой борьбы за локации не возникает.
Когда Гонконг выходил, все ждали от него вторую Момбасу. Игра оказалась на уровень проще Момбасы и многие были разочарованы. На самом деле, Гонконг во тьме - отличное евро средней сложности. Да, сеттинг специфический и оформление своеобразное. Но придраться в геймплее не к чему, работает всё замечательно. Да и играется достаточно бодро. Мы спокойно укладываемся в полтора часа.
Ну и добавлю ещё один аргумент в защиту Гонконга. О том, что игра наскучила и можно было бы её отправить на барахолку, ни у меня, ни у мужа за почти три года мыслей не возникало.