Хадара. Цивилизация
ЕврогеймыПоследние 3 недели были у нас весьма игровые. Правда, гоняли мы по кругу только три новинки: Хадару, Генотип и Каскадию. Благо, что правила всех трёх игр очень понятны, и к тому же на все три игры есть замечательные летсплеи от Безнала.
Хочу подробней рассказать про Хадару. Про неё не много упоминаний в игровых сообществах, как-то непопулярна она, а ведь игрушка достойная, даже странно. Я про неё и не слышала, пока пару месяцев назад не увидела обзор в нашем сообществе ( повторно не смогла его найти, чтобы сравнить впечатления). Прочитала, что-то зацепило, стала искать подробности, а тут и летсплей от Сергея с Натальей подоспел. Это решило дело, и игру мы мгновенно купили)
Самое точное определение жанра игры для меня- еврофиллер. По оформлению и смыслу - это цивилизация лайт. То есть, надо развивать свою цивилизацию, прокачивая треки экономики, военного дела, культуры и сельского хозяйства. Всё конечно условно, и неатмосферно, потому что это евро, но тем не менее. По механике- драфт карт и сбор сетов. Почему игра зацепила с первой партии. Да потому что она очень,очень и очень похожа на игру 7 чудес.Дуэль. А 7 чудес.Дуэль известный заслуженный еврофиллер.
Ход игры.
Вся игра длится три раунда-эпохи. Каждая эпоха делится на 2 фазы- А и Б. Сразу отмечу замечательные памятки, в которых поэтапно расписан весь ход игры. Это самые лучшие памятки, которые я видела в настольных играх. Всё расписано в полном объёме и даже подкрашено нужным цветом, ошибиться и запутаться в Хадаре просто невозможно:
Итак, раскладываем общее поле. На него выкладывает карты 1 эпохи. Так же потом будут выкладываться карты 2 и 3 эпох. Всё масштабируется по числу игроков. На двоих- по 4 карты каждого цвета:
Сверху поля кладём жетоны колоний, их можно будет разграбить или присоединить в фазе захвата одной колонии. Колонии принесут деньги и победные очки или продвижение по трекам и победные очки:
Выбираем свои личные планшеты с гербом животного. Именно ориентируясь на своё животное, вы будете брать карты с общего поля.
Рядом с личным планшетом выкладываем золотые и серебряные медали, их покупка в определённой фазе игры будет приносить победные очки:
Получаем начальную карту, карты у всех разные:
Ориентируясь на неё выставляем свои бегунки на четырёх треках , получаем количество первоначальных монет:
Первым ходит игрок с наименьшей цифрой в чёрной шестеренке, в данном случае цифра 1, наименьшая:
Первоначальный расклад:
Фаза А.
Первый игрок ( Пегас) крутит центральное колесо, устанавливая его на тот цвет, который хочет. Дальше колёсико будет крутиться строго по часовой стрелке на один оборот. Остановился. Его животное указывает на жёлтые карты:
Животное противника, в данном случае Обезьяна, указывает на фиолетовые карты:
Одновременно все игроки берут в руки по 2 карты с мест, где остановилось его животное:
Далее 1 карту нужно или купить или продать. Покупаем, выкладываем внизу планшета на соответствующий цвет:
Немедленно отсчитываем вперед по треку того же цвета, что и купленная карта количество делений равное цифре на карте. В данном примере на жёлтом треке было значение 3, увеличили на 2, стало 5:
Если карту продаем, то получаем деньги, и карта уходит из игры:
Вторую из взятых на руку карт кладём обратно на общее поле, она будет играть в фазе Б:
Так разбираем все карты с поля, каждый раз прокручивая центральное колесо на 1 оборот:
Если купленная карта уже не первая такого цвета, то её стоимость снижается на количество купленных карт. Жёлтая карта стоит 4 монеты. Минус 1 выложенная карта, значит стоимость стала 3 монеты:
Все карты разобрали, купили, продали. Далее по памятке следует этап получения дохода- ЖЁЛТЫЙ цвет:
Получили столько денег, сколько указанно на жёлтом треке, на данном планшете 6 монет:
Далее идёт этап захват одной колонии. Смотрим на свой КРАСНЫЙ трек. Если цифра там достаточная для захвата колонии, например, не менее трёх, то захватываем 1 колонию, лежащую сверху общего поля:
Колонию можно разграбить и получить деньги, или наоборот заплатить деньги, и присоединить колонию, тогда можно ещё продвинуться по трекам разного цвета. Победные очки принесёт любое действие, победные очки указаны на жетоне колоний:
Далее следует фаза создание статуй- ГОЛУБОЙ цвет. Если значение на голубом треке позволяет, то можно построить 1 статую любого цвета, при этом увеличив значение на треке того же цвета, что и статуя:
Значение на голубом треке 7, что позволяет построить статую за 6 значений:
Увеличили значение на жёлтом треке на 2 деления:
Кроме того в конце игры каждая статуя принесёт победные очки
Всё, закончили фазу А.
Переходим к фазе Б.
В порядке хода уже по своему выбору покупаем или продаём любую оставшуюся на общем поле карту. Пока не закончатся все карты:
Кстати, карты фиолетового цвета, что-то типа джокеров. Они могут увеличивать значения разных треков, плюс есть карты с полезными свойствами:
Все карты разобрали:
Далее по памятке проходим до конца все этапы фазы Б.
Получение дохода по жёлтому треку, 7 монет:
Захват одной колонии по красному треку, разграбили , получили 3 монеты:
Создание одной статуи, по голубому треку:
Далее идёт этап, которого не было в фазе А
Обеспечение продовольствием. Смотрится по ЗЕЛЁНОМУ треку. Выложенных внизу планшета карт должно быть не больше, чем значение ЗЕЛЁНОГО трека. Если больше, то карты скидываются, и набранные с их помощью значения на треках уменьшаются, отсчитываются назад. Очень заковыристый момент. Несколько раз в пылу азарта, мы забывали прокачивать зелёный трек, или хотя бы остановиться и не покупать карты. Приходилось скидывать карты. А это плохая стратегия. Вот здесь значение на зелёном треке 7, а выложенных карт 8, значит мы должны скинуть 1 любую карту на выбор. Скинули жёлтую:
И немедленно уменьшили значение на соответствующем счётчике по цифре на карте. В данном случае уменьшили жёлтый счётчик на 1 деление, да ещё и карту потеряли с её победными очками:
И последний этап в фазе Б- покупка серебряных и золотых медалей.
Их стоимость в каждой из эпох разная и указана внизу памятки.
Серебряные медали принесут половину победных очков по треку того цвета, который мы выложили. Купили зелёную серебряную медаль. Например, будет у меня значение на зелёном треке 20, я получу 10 победных очков в конце игры:
А золотые медали приносят 7 победных очков за сет из карт всех цветов. То есть будет у меня три набора карт всех цветов, я получу 21 победное очко:
На этом эпоха заканчивается, точно также отыгрывается вторая и третья, потом происходит подсчёт победных очков.Конец партии:
Ещё раз уточню, что в памятках всё прописано просто отлично, в голове последовательность действий держать не надо.
Написано много, и может показаться, что это долго и муторно. Уверяю, это не так. Игра быстрая и азартная.
После трёх эпох происходит подсчет победных очков.
Есть чудный блокнотик, тоже плюс игре:
Победные очки начисляются за захваченные колонии:
Созданные статуи:
Серебряные и золотые медали:
Оставшиеся деньги:
И конечно же, сами карты:
В своё время у нас была игра 7 чудес.Дуэль. И даже нравилась нам. Я перечитала свой же обзор на Дуэль. Уже тогда, в самом начале нашего увлечения настольными играми, дуэлька казалась СЛИШКОМ стремительной, раз-два и всё уже закончилось, ничего не успел, мало что понял. С течением времени неудовлетворённость Дуэлью нарастала, и мы её без сожаления продали.
И вот появилась Хадара. Практически то же самое, что и в Дуэли: три эпохи, выбор из ограниченного числа карт, построение цепочек карт так же как и в Дуэли, приносящих победные очки, но удовлетворение от процесса намного больше, возможностей для стратегии больше, всякие мелкие действия делают игру живой и совсем нескучной. При этом сохраняется чудесное время партии 30-40 минут, и кроме того, в отличие от Дуэли, возможность играть впятером. Причём игра абсолютно одинаково будет играться любым составом, так как прекрасно масштабируется. И, самое главное, в ней отсутствует даунтайм, так как основные действия по выбору карт совершаются всеми игроками одновременно.
Из минусов могу отметить немного длинноватую для филлера раскладку. Но если все карты эпох подготовить перед началом партии, то некритично. Ну и оформление немного не моё, слишком красочно, возникает ошибочное впечатление детской игры. Это все минусы.
В остальном это просто великолепный еврофиллер, почти плагиат 7 чудес ( но мы не авторы, так что нам не обидно)), но намного улучшенный. Если бы Хадара вышла раньше 7 чудес.Дуэли, я думаю, она ценилась бы сейчас намного выше.
Однозначно советую всем любителям лёгкого семейного евро, любителям просто хороших недолгих семейных игр, нет в Хадаре мучительной мозголомности и сложности евроигр, любителям карточного движка и сбора сетов. Всем кому нравится 7 чудес.Дуэль Хадара тоже должна понравиться. Тем, кто давно планирует купить 7 чудес. Дуэль, советую внимательно присмотреться к Хадаре. Игры очень похожи, но для нас Хадара однозначно лучше. Благо летсплеи есть на обе игры.
Кому может не понравиться. Тем, кто не приемлет рандом. Правда здесь он нестрашный, и не рушащий все планы. Заключается только в случайном выходе карт. Но выбор у вас будет. Кроме того, всегда можно продать ненужную карту, появятся деньги, и на следующем круге можно будет купить карту получше. Тем, кто любит взаимодействие. Взаимодействия в Хадаре нет, каждый будет строить свою цивилизацию, повлиять на другого игрока вы никаким образом не сможете. Ну и тем, кто совсем евро не любит, так как атмосферности в Хадаре, конечно, ноль))