И снова - про УЗИ, УВЧ, мобильные и радиотелефоны
А можно ли?Выдержка из передачи (Радио России).
У микрофона Ольга Копылова.
На вопросы слушателей отвечает доктор медицинских наук, профессор, председатель Российского национального комитета по защите от неионизурующих излучений, член научно-консультационного комитета программы Всемирной организации здравоохранения "Электромагнитные поля и здоровье человека", научный руководитель Центра электромагнитной безопасности при Институте биофизики Минздрава России Юрий Григорьевич Григорьев.
Слушатель: Добрый день! У меня вопрос о беременных женщинах. Не вредно ли им проходить УЗИ и томографию плода? Не вредно ли это?
Ольга Копылова: Спасибо, это очень хороший вопрос. Многие медицинские исследования так или иначе связаны с электромагнитными излучениями.
Юрий Григорьев: На сегодня это считается безвредным. Но я знакомился с некоторыми точками зрения, и есть мнение, что у нас пока недостаточно данных, чтобы судить об этой проблеме. Требуются дальнейшие исследования.
Ольга Копылова: Кстати, количество выполняемых ультразвуковых иследований плода ограничено во время беременности. По-моему три раза за всю беременность рекомендуется делать УЗИ.
Юрий Григорьев: Больше не рекомендуется. У нас срабатывает предупредительный принцип: информации у нас до сих пор накоплено мало, поэтому если вы идёте на обследование, лучше сделать одно, а не четыре. То есть только по крайней необходимости.
Ольга Копылова: Хочется сказать несколько слов по поводу недостаточности знаний относительно отдалённых последствий таких воздействий. Я разговаривала с очень интересным врачом-эндокринологом, который рассказал, что у них на кафедре обсуждается такая проблема: поколение 70-х-80-х. Когда они были детишками, тогда направо и налево делалось УВЧ. Проблемы с горлом – УВЧ, ушки – УВЧ, горло – УВЧ.
Делали эти процедуры очень много и бесконтрольно, а, в общем-то, просто ради теплового эффекта. Очень серьезный рост различных заболеваний щитовидной железы в наше время, кстати, не только онкологических, врачи связывают с тем УВЧ-облучением, которому подвергались дети 70-х-80-х годов. Прошло три десятка лет, и только сейчас выявлена эта закономерность. В те времена, возможно, эти последствия невозможно было предугадать.
У меня к вам вопрос – не по поводу УВЧ, а связанный с современными средствами связи. С чем мы столкнёмся через десятилетия? Мы можем хоть немножко спрогнозировать ситуацию? Учёные дают какие-то прогнозы?
Юрий Григорьев: В отношении облучения детей и последствий я подтверждаю эту связь. Тогда цель действительно ставилась – прогреть какой-то орган, но нормы, конечно, не соответствовали тем, какими они должны быть. Поэтому сейчас мы видим последствия.
На сегодняшний день имеется весьма неутешительный прогноз по поводу отдалённых последствий при использовании, в частности, сотовых телефонов. Потому что взрослые используют телефоны очень активно, а дети находятся рядом. И они более чувствительны к электромагнитным излучениям, нежели взрослые. У детей только формируются мозг, память, развиваются умственные способности. Головной мозг ребенка в современных условиях облучается постоянно, ежедневно!
В отношении взрослых уже проведено немало научных исследований, и можно сказать с определённостью о возможных последствиях, в частности, опухолях мозга, миомах слухового нерва. Я бы хотел остановиться на этом подробнее. В этом году опубликованы две большие группы исследований шведских и датских учёных.
Шведы заявляют о возможных последствиях в виде развития опухолей. Но тут есть деталь: они разделили огромную армию своих пациентов (а их было 1 600 человек) на пять возрастных групп: до 20 лет, от 20 до 29, 30 и так далее. Статистически наиболее подверженным к образованию опухолей оказался возраст от 20 до 29 лет. И когда они детально всё проанализировали, то выяснили, что эти лица уже в детстве пользовались сотовыми телефонами. То есть это вполне похоже на ситуацию 30-летней давности, когда всех детей, едва ли не поголовно, отправляли на прогрев носа, например.
Ольга Копылова: Юрий Григорьевич, но тогда-то ещё были аналоговые мобильные телефоны, а сейчас используются цифровые. И вот как раз производители этих самых цифровых телефонов и говорят о том, что вредны были только аналоговые телефоны, а цифровые, якобы, безвредны. Вы можете как-то прокомментировать ситуацию?
Юрий Григорьев: Я думаю, что практически разницы большой нет – цифровые или аналоговые телефоны – и те и другие, безусловно, опасны. Датские учёные, кстати, не установили статистически значимых данных выхода опухолей, какая группа им более всего подвержена. Есть и другие усыпляющие бдительность исследования, которые вызывают подозрения в том, что являются заказными. Совершенно ясно, кем и почему они заказаны. Трактовка разных исследований тоже может быть разной. Но моя точка зрения такова. Сейчас ведется международная специальная программа по исследованиям опухолей, в этом процессе участвуют двадцать две страны. Я хорошо знаю руководителя этой программы, он родом из Канады и возглавляет Онкологический союз. Через несколько лет исследование завершится, и мы получим результаты.
Ольга Копылова: И всё же, думаю, наших детей надо поберечь именно сейчас. Вдруг результаты окажутся неутешительными, а мы потеряем эти три года? Вопрос по поводу мобильных телефонов: каковы же средства самозащиты? Перечислите, пожалуйста, на что следует обратить внимание. Мы не можем всё-таки полностью от них отказаться, хотя я знаю, что вы, например, практически не используете сотовый телефон, а сегодня специально ненадолго включили его только для того, чтобы мы встретились вовремя.
Юрий Григорьев: Речь идет о том, что необходимо проводить профилактические мероприятия, как это принято в российском здравоохранении. Во-первых, должен быть режим чрезвычайной предосторожности – это предупредительный принцип. И снижение опасности – временем (нужно как можно меньше разговаривать по телефону) и расстоянием (надо пользоваться только современной аппаратурой, современными комплексами, то есть, когда вы имеете, например, систему "свободные руки", тогда ваш головной мозг не облучается). Что касается детей, то здесь виноваты родители. Они сами вводят детей в группу риска, покупая им сотовые телефоны и не контролируя продолжительность их разговоров. С детьми необходимо обсуждать вопросы здоровья, телефон не должен быть элементом престижа.
Ольга Копылова: Это очень сложно.
Юрий Григорьев: Родители должны над этим работать. Сейчас мы пытаемся провести исследование в городе Химки, в лицее № 10, в центре нашего исследования дети с первого по четвертый класс, которые пользуются мобильными телефонами, и те, которые не пользуются мобильными телефонами. И директор, и родители, и сами дети понимают важность этого исследования.
Ольга Копылова: Я понимаю, что это исследование на перспективу, оно продлится ещё не один год. А сейчас для детей предлагаются телефоны, которые дают минимальное электромагнитное излучение. И есть такая характеристика, которая должна присутствовать в паспорте телефона, – в нем обязательно должно встретиться упоминание о SAR – специфической величине поглощения. Она показывает уровень поглощаемой энергии в ваттах на килограмм мозга. Чем ниже эта величина, тем лучше. По рекомендациям, она не должна превышать 1,6. И тут у меня к вам вопрос: таковы нормы западных стран. А как обстоят дела у нас? Какие нормы приняты в России?
Юрий Григорьев: Надо покупать современные телефоны, это самое главное. Потому что в новых моделях более современные антенны, и есть приспособления, которые гасят мощность, если базовая станция находится рядом. То есть вы продолжаете разговаривать при меньшей мощности. Что касается надписи SAR, это ни о чем не говорит. SAR – это поглощённая доза, они ведут нормирование по поглощенным дозам. В России – другие подходы к нормированию. Но, во всяком случае, их нормы несопоставимы с нашими, у нас более жёсткие. Так что то, что там написано, может быть, и соответствует их нормативам, но они не соответствуют нашим, российским нормативам.
Ольга Копылова: То есть надо смотреть. Чтобы там было написано не 1,6, а 1,2, например. Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, пожалуйста, будьте внимательны! Особенно, когда покупаете мобильные телефоны вашим детям.
Юрий Григорьевич, у нас есть телефонный звонок, давайте на него ответим. Алло, здравствуйте, мы вас слушаем!
Слушатель: Добрый день! Мой первый вопрос – о радиотелефонах. Там есть база, которая подключена к розетке, и трубка, которую можно носить по квартире. Влияет ли сама трубка на уровень излучения или опасна только база? Второй вопрос – о режиме ожидания в электронных приборах. Приборы в режиме ожидания излучают электромагнитные волны? Каков уровень излучения и насколько он опасен для человека?
Юрий Григорьев: К сожалению, имеются результаты исследований, в частности шведских ученых, которые считают, что так называемый шнуровой телефон достаточно опасен и даже может привести к развитию опухоли. Хотя интенсивность воздействия значительно ниже, чем у сотового телефона. В режиме ожидания идёт волна, но очень низкой интенсивности, так что здесь вроде бы серьезной опасности нет. Но я бы не рекомендовал длительное время находиться рядом с прибором, который работает в режиме ожидания.