В Питер с детьми или Знакомство с возлюбленным городом
Россия
Я люблю Питер. Я не родилась там и не училась, не встретила свою любовь или лучшую подругу, ничего не приобрела там и не потеряла. Я люблю его просто так. Впервые вдохнув его воздух в кошмарной советской туристической поездке, которая могла (и должна, видимо, была) отбить охоту к Питеру, равно как и к туристической деятельности, я влюбилась окончательно и бесповоротно. Я люблю его в разные сезоны. Я бываю в нем крайне редко и никогда не хочу в него приехать жить. Он не имеет никакого отношения к моей жизни и все же он мне близок.
Сыну исполнилось восемь лет, и у меня появилась возможность познакомить его с моим возлюбленным городом. Вот несколько идей.1. Подготовительные рассказы. Я начала за год до поездки. Немного лирики, немного воспоминаний, немного для затравки о достопримечательностях, которые могли бы его заинтересовать: Аврора, фонтаны-шутихи, кораблики-метеоры.
2. Первая встреча должна быть яркой, но короткой. Как свидание. У нас было три дня.
3. Не должно быть никаких отрицательных моментов. У нас с собой был папа, а у папы кошелек и желание приятно провести время.
4. Удобное место проживания недалеко от центра. Мы жили на Невском в небольшой гостинице.
5. Хорошая погода. Мы поймали последние теплые дни.
6. Полная беззаботность. Мы никуда не опаздывали и никуда не спешили. План был общий и мог быть легко изменен под давлением обстоятельств.
7. Хорошая и вкусная еда. Нашли потрясающее кафе Market Place на Невском напротив Казанского собора. Очень вкусно. Так вкусно, что хотелось облизывать тарелки.
8. Режим. Ранний веселый подъем и раннее укладывание спать. Человечек должен быть бодр и свеж.
9. Сувениры. Не избитые магниты, а настоящие прекрасно выполненные солдатики. И модель корабля для сборки.
10. Никаких тяжелых экскурсий и нудных повествований. Легко, с юмором и коротко. Мало цифр, много эмоций и живых описаний.
День первый. Поезд (само по себе приключение для детей, привыкших к машине и самолетам). Пять утра. Невский, переполненный людьми, будто два часа дня. Кафе, полные болтающей молодежи. Сын уже в шоке. Все вокруг кричит о легкости и прелести бытия. (Я знаю, что это ложь, но сын еще не знает). Целый день гуляем и мазками знакомимся с историческими событиями, зданиями, архитектурой, церквями, деятелями, которых он знает или о которых что-то слышал. Аврора вдохновила и зажгла. Не пожалейте денег пойти на коротенькую экскурсию в кочегарную и машинное отделение. Я сходила с ума от скуки - сын замирал от восторга.
Артиллерийский музей. Петропавловская крепость.
Узнаю, что военно-морской музей закрылся на реконструкцию. Очень жаль. Зимний дворец не впечатлил ребенка, побывавшего в Лондоне и поездившего по Шотландии. Царский дворец он представлял себе более интересным. Естественно никакого Эрмитажа (сердце мое рыдало: быть в такой близости и не зайти, не побродить….). Фурор - полет над Петропавловской крепостью на вертолете МИ-8. Можно было бы и сэкономить 3000 рублей за 20 минут полета, но поверьте, эти счастливые глаза и переполненная восторгом речь стоят гораздо дороже (не летите сами, пусть имеет возможность вам попробовать это описать, а значит, прожить это снова. Одного не пустят? Пожертвуйте папой. С папой пустят!).
День второй. Петергоф. Счастье от Метеора, по которому он носился сам как метеор. Петергоф воспринят был гораздо лучше, чем Зимний. Но все равно спокойно. Ну красиво….. Запросился на экскурсию внутрь. Послушал ужасно нудную экскурсию ужасно скучной дамы, которая (экскурсия) предназначена была то ли для искусствоведов на последнем курсе института, то ли для тех, кто желал что-то приобрести из обстановки дворца (посмотрите на чудесные шелковые занавески, чудесной работы столовый сервиз, к сожалению вместо 285 предметов у нас осталось всего 221, на искусно вышитых птичек искусно вытканной ткани искусных мастериц и т.п.) Вопрос у сына возник только один - когда закончится экскурсия. А итог был: неужели они так скучно жили?! Разубеждала, как могла. Однако заинтересовали конструкции фонтанов и инженерия - добро пожаловать на экскурсию в Гроты. Вот тут все с интересом и множеством вопросов (экскурсовод устал отвечать, но был счастлив, кажется). Конечно, шутихи. Конечно, набегаться и вымокнуть сначала одному, а потом с папой вместе. Конечно, переодеть шорты, но оставить мокрой футболку - пусть сохнет на мне! Конечно, фантазировать, как он бы все тут устроил. Последний Метеор домой, поесть и спать. Не стоит путать Петергоф с еще какими-то впечатлениями.
День третий. Раннее утро прекрасно сочетается с речной прогулкой по каналам и речушкам. Два дня не пускали, чтобы удовольствие было больше. С воды Питер совсем другой, нежели когда ходишь по нему (а пройдено немало). И маршрут почти тот же, поэтому иной ракурс, и немного новых деталей экскурсии, половину из которой он не слушал (в чем честно признался позже), а просто наслаждался рекой, ветерком, чудесными поворотами, мостами и вырастающими над ним причудливыми зданиями. Теперь внутрь Казанского. Монументальный и великолепный. Немного истории светской и религиозной.
Далее на достопримечательность, которую вокруг, в которую внутрь и на которую наверх. Это Исакий. Восторг.
Вкусный последний обед в любимом уже кафе. И завершающий аккорд, который я бы сама не придумала, но Питер подарил мне его для моего мальчика. Это новый музей, полностью частный, под названием Гранд Макет. Описать нельзя - нужно увидеть. Это огромный макет собирательного образа России - от Калининграда до Курильских островов. Двигающиеся поезда (иногда дымящие), автомобили, автобусы, которые пересекают нашу страну; сценки из бытовой жизни, основные достопримечательности и производства. Много юмора и правды жизни. И потрясающая проработанность деталей и оформления. Это не передать! Для сына, объездившего с нам уже на машине половину России, было особенно увлекательно узнавать те или иные места.
Находится Бог знает где (ехали на такси). Но это просто СУПЕР проект. Сын сказал, что все, что он видел в Питере ему понравилось в той или иной степени, но Гранд Макет его просто потряс. Вот так новое время, новые дети. Мы гуляли по нему четыре часа. По истечение которых я готова была взять аудиогида и еще разок по нему прогуляться. Но нам уже пора на вокзал.
11. Оставить «на другой раз» что-нибудь лично ему интересное. Мы оставили разводные мосты. Хотя на мой взгляд, мы вообще ВСЁ оставили на другой раз.
12. Через несколько дней после поездки - записать с его слов его впечатления, что запомнил и именно в том порядке, как говорит. У нас получилось 3 страницы. Вспомнил все.
13. Создать в нетпринте фотокнигу только с его фотографиями на фоне разных достопримечательностей. Его личная поездка.
14. С замирающим сердцем спросить: ну как, сынок, тебе понравилось? И услышать: Мама, это чудесный город, я очень хочу туда еще приехать!