Тематическое занятие по книге "Голодная гусеница". Шичида (с комплектом для скачивания).
Тематические недели, дни и занятия от 0 до 3По методике правополушарного развития М.Шичиды мы занимаемся довольно давно. Любимая игра у нас сетка памяти. Начинали с 2-3 картинок, но дочка требовала все больше и больше. У меня потолок - 12 картинок (больше я просто сама не в состоянии запомнить, приходиться фотографировать). Но Кира все равно подкладывает плюс 1-2 карточки дополнительно. 
Хочу рассказать вам о нашем недавнем тематическом занятии по книге Эрика Карла "Голодная гусеница". Эта книга у нас очень давно и, признаться, весьма затерялась на нашей книжной полке. Захотелось вернуть к ней интерес и поговорить о естествознании через призму игр нашего любимого Шичиды. Все материалы готовила сама и с удовольствием ими делюсь.
Итак,
1. Объятия. Просмотр видео.
Нам понравилось вот это видео (смотреть начиная с 1 минуты).
2. Чтение книги.
3. Упражнение на дыхание - изготовить простую бабочку из легкой салфетки, полиэтиленового пакета или распечатанной картинки и подвесить на нитке.
После того, как гусеница превратилась в «чудесную разноцветную бабочку» представляем с ребенком, что бабочка теперь очень хочет полетать, да только она пока слишком мала и ей нужно помочь лететь. Для этого на нее нужно подуть.
4. Воспоминание и воображение - в этом блоке рассматриваем демо материалы ( схема развития бабочки, отдельные фотографии ). 
Даем ребенку карточки для схемы и просим выложить последовательность, в которой наша бабочка появилась на свет. 
5. Интуиция.
«А ты знаешь, где живет бабочка? Бабочка живет среди цветов. Смотри, наша бабочка спряталась от нас. Давай ее найдем?».

Из картона вырезать цветочек, листочек и бабочку. Мы просто взяли соответствующие карточки и прятали бабочку за ними.
6. Пазлы.
«Мы нашли нашу бабочку! Смотри, она теперь не одна, у нее есть бабочки-подружки! Ой, они так быстро летали, что потеряли свои крылышки. Давай поможем им найти их!».

Пазл с бабочками и ромашковый луг с бабочкой из 3-х частей (в комплекте).
7. Флеш-карточки показывать по желанию (можно выбрать тему с насекомыми). В комплекте папка «Насекомые 70».
8. Сетка памяти. Можно использовать демонстрационные материалы к занятию (фотокарточки) в том количестве, в котором вы привыкли играть. Если не хватает, необходимо заранее допечатать карточки по тематике (цветы, листок, насекомые, фрукты и т.д.). Мы играем обычно на 12 карточек.

9. Photo memory game (3 пары для игры прилагаются в комплекте).

10. Linking memory game . Можно придумать любую историю. Мы рассказали историю про голодную гусеницу, которая пошла в магазин за мороженым, но у нее не оказалось денег, поэтому ей пришлось отправиться в лес и довольствоваться шишками.
11. Мандала. Две простых понятных малышу бабочки для игры в мандалу в комплекте плюс черно-белый вариант для разукрашивания малышом.

12. Логоритмика. Можно выполнить следующее упражнение про бабочку. Нам оно очень понравилось. Дочка выучила с первого раза. Правда, мы так разлетались, что потом кое-как уселись продолжить занятие.
Утром бабочка проснулась (открываем глазки)
Улыбнулась, потянулась (улыбаемся и тянем ручки вверх)
Раз - она росой умылась (имитируем умывание)
Два - изящно покружилась (кружимся)
Три - нагнулась и присела
На четыре улетела (машем ручками)
13. Игры на соответствие и поиск.
Можно предложить малышу поиграть в питательное лото (в комплекте). Для этого нужно вырезать маленькие картинки с едой для гусеницы (они нам еще пригодятся в игре на моторику). Эти картинки созданы немного в абстрактной форме, поэтому было бы не лишним показать ребенку, как эти продукты питания выглядят на самом деле. 
Ищем соответствия. Когда я делала материал для этого задания, была уверенна, что у нас оно не вызовет затруднений, так как продукты питания дочка знает давно и хорошо. Однако, была удивлена тем, что многие рисунки Эрика Карла вызвали трудности с идентификацией. Многое сделали с моей помощью. Вечером перед сном мы снова достали это лото, и на этот раз Кира справилась сама и намного уверенней. В итоге, я была рада, что решила предложить ей такое легкое, на мой взгляд, задание.
Также в комплекте вы найдете лото бабочки (нужно распечатать в 2-х экземплярах). После игры эти бабочки вполне можно превратить в пазлы и искать бабочкам свои крылышки. 
14. Цветовосприятие.
Для развития навыков определения цвета я изготовила простую игру из конфетной коробки. Времени ушло чуть больше часа, но зато я думаю, что это будет долгоиграющее приспособление, которое можно видоизменять путем приклеивания разнообразных картинок на заданную тему. 
Сегодня коробка имеет вид цветочной поляны, у цветочков потерялись серединки, нужно их найти (крышки от 5л бутылок, обклеенные цветной бумагой), иначе бабочки не прилетят домой. Плюс это еще задание на моторику, ведь не так-то просто эти крышечки воткнуть).
Эту коробочку можно сделать с использованием срезанных горлышек от бутылок, и тогда крышки надо будет завинчивать, а не проталкивать. Мне было лень столько возиться и, как оказалось, не зря. Круги под крышки я вырезала без запаса, так что крышки приходиться с усилием проталкивать, и это ребенку очень нравится. Играет с коробочкой вот уже несколько дней.
15. Моторика.
Дополнительно за минуту можно изготовить игру для кормления голодной гусеницы. Понадобится коробочка от детской обуви (формат крышки А5). Вместе со схемой развития бабочки распечатываем изображение гусеницы, наклеиваем на коробочку, делаем прорезь для рта. Можно кормить фасолью, макаронами, кому как удобно.

Я решила не отступать от истории Эрика Карла, и накормить гусеницу всем тем, что она съела в книге. В комплекте есть файл под названием «еда для гусеницы», там 25 небольших картинок из книги. Можно кормить гусеницу этими карточками, а заодно повторять счет от 1 до 5, названия фруктов и других продуктов питания. Эти карточки, если вы помните, мы задействовали с вами в питательном лото , когда сопоставляли их с натуральными изображениями продуктов.
Мы неоднократно в прошлом использовали подобные коробочки для кормления, но почему-то именно в таком исполнении было вызвано больше всего интереса. Видимо, карточки с изображениями вызвали эффект реального кормления. В отношении развития моторики мы тоже постарались. Оказалось, что это весьма непросто просунуть нетвердую картонку в узкую прорезь.
16. По данной тематике можно предложить огромное количество игр для развития моторики и творчества , вот некоторые из них:
- одевать прищепки-крылышки на тельце бабочки, вырезанное из картона
- выложить мозаику в виде бабочки
- собрать бабочку из конструктора Лего, к примеру
- слепить гусеницу, бабочку или фрукты из пластилина или теста
- сделать аппликацию гусеницы/бабочки
- нарисовать гусеницу ладошками (пальчиковыми красками).
- шнуровка сквозь отверстия в книжке.
Для своего творчества мы выбрали гусеницу из пластилина (1 день) и
комплексную аппликацию с использованием разных материалов (2 день).
На фото гусеница из цветной бумаги, цветок из цветного риса, облако из ваты, туча из марли и синих макарон, солнце и листья покрашены акварелью, лучи из макарон, земля под цветком из гречки, трава - пальчиковые краски.
Перед началом занятия я нарисовала маркером контуры будущих фигур, чтобы ребенку было легче ориентироваться.
17. Иностранные языки . Напоследок читаем голодную гусеницу на английском языке.
18. Объятия . Музыка Железновой Е. «Бабочки».
Заданий получилось довольно много, поэтому целесообразно разбить их дня на 2-3, но не больше, благо многие задания, такие как лото, пазлы, мандала выполнены в 2-х разных вариантах, по 1-му на каждый день, а третий день можно посвятить полностью инсценировке и закреплению знаний.
Своим комплектом для тематического занятия по книге «Голодная гусеница» делюсь с вами бесплатно. Играйте на здоровье.

