План развития на неделю для 2-3 лет
Методическая копилка: Идеи на месяц, Организация пространства, Хранение игр и книг, Книги для родит1. Артикуляционная гимнастика;
2. Упражнения на дыхание;
3. Пальчиковая гимнастика;
4. Логоритмика + физкультминутка;
5. Упражнения на развитие мелкой моторики;
6. Творчество;
7. Развитие слуха;
8. Игры с терапевтическим материалом;
9. Дидактические игры;
10. Сюжетно-ролевые игры и инсценировки.
ПОНЕДЕЛЬНИК.
Артикуляционная гимнастика.
Рот пошире открываем, в бегемотика играем, Широко откроем рот, как голодный бегемот, Закрывать его нельзя, до 5 считаю я, А потом закроем рот - отдыхает бегемот.
Паровозик, паровоз, белый пар из под колес,
Яркий свет огромных фар, слева пар и справа пар (надуваем щеки и выпускаем пар).
Выше дуба, выше ели, на качелях мы взлетели,
А скажите, вы б сумели, язычком качать качели.
Я веселая лошадка, темная как шоколадка,
Язычком пощелкай звонко - стук копыт услышишь звонкий.
Целый день индюк болтал, и ни капли не устал,
Просто очень важеым стал, вот об этом и болтал.
2. Упражнения на дыхание. Буря в стакане (дуем через трубочку в стакан с водой), дуем на вертушку, надуваем мыльные пузыри;
3. Пальчиковая гимнастика.
"КОТЕНОК"
Если кто-то с места сдвинется, на него котенок кинется. (Сжимаем руку в кулак и резко перемещаем ее по столу)
Если что-нибудь покатится, за него котенок схватится. (Выполняем рукой хватательное движение)
Прыг-скок! Цап-царап! Не уйдешь от наших лап! (Выпрямляем и сгибаем напряженные полусогнутые пальцы, как будто царапаемся).
КОРОВКА".
Я коровушку свою (приставляем к голове пальцы),
Рано утром подою (делаем движения руками как-будто доим)
Я поглажу ей бока (гладим "коровку"),
Дай детишкам молока (сжимаем и разжимаем пальцы рук, просящий жест).
"ПАЛЬЧИКИ"
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папа,
Этот пальчик мама,
Этот пальчик я (массируем поочереди все пальчики),
Вот и вся моя семья (сжимаем-разжимаем ручки).
(Меняем руку).
4. Логоритмика. 2-3 песенки Железновой + "Кролики" учимся пролезать под гимнастическую дугу (или мама держит палку): "кролики" бегают по "лугу" когда мама говорит "возвращаемся домой" кролики бегут в "клетку" (можно соорудить из диванных подушек) пролезая под дугой;
5. Мелкая моторика. Собираем большие пазлы (берем пазл 15-30 деталей, вытаскиваем из него часть деталей, просим ребенка вернуть (подобрать) на место);
6. Творчество. Рисуем травку (учимся рисовать линии) и солнышко (учимся рисовать круги) для зайчика, чтобы ему было тепло и было, что поесть. Читаем стихотворение Блока "Зайчик";
7. Развитие слуха. Слушаем ирландскую народную музыку, учимся распозновать волынку и арфу;
8. Игры с терапевтическим материалом. Делаем сенсорную коробку из желе. В слои можно поместить маленькие игрушки, чтобы ребенок их доставал, а можно кусочки овощей и фруктов (заодно и поест)));
9. Дидактические игры. "Подбери пару", надо подобрать по смыслу парную карточку (тигр+слон, корова+коза, ласточка+синичка, ромашка+одуванчик, трактор+самосвал и тд);
10. Сюжетно-ролевая игра. Играем в "Красную шапочку". Меняемся ролями (поочереди волк-Красная шапочка);
ВТОРНИК.
1. Артикуляционная гимнастика.
Бегемот разинул рот, хочет каши бегемот.
Накормите малыша, ему еужно три ковша.
Раз, два, три
Бегемот заерыл свой рот, скушал кашу бегемот.
Улыбается щенок, зубки напоказ,
Я бы точно также смог,
Вот смотри сейчас.
Хоботок слоненок тянет, он вот-вот банан достанет,
Губы в трубочку сложи и слоненкупокажи.
За бананом потянулись и конечно улыбнулись, то слоненок, то щенок,
Я бы, точно также смог.
Вверх язык мы поднимаем - на качелях всех катаем,
Опускаем язычок, ну-ка, повтори дружок.
2. Упражнения на дыхание. Задуваем свечи, дуем на плавующие свечи (сначала, чтобы они плыли по миске с водой, потом можно задуть), дуем в праздничную дудку-язычок;
3. Игры с массажными мячами и су-джок шариками.
Катиться колючий ежик, нет ни головы, ни ножек, мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит, бегает туда-сюда, мне щекотно? Да-да-да! Уоди колючий еж, в темный лес, где ты живешь.
Ежик выбился из сил,
Яблоки грибы носил,
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка,
А потом погладим ножки, чтобы отдохнул немножко,
А потом почешем брюшко, пощекочем возле ушка,
Еж в лесочек убежал, нам спасибо пропищал.
"Веселый ежик".
В одном лесу жил веселый ежик. Он жил в доме (соединяем ладони между собой в виде треугольника - "домика").
Ежик бежит, торопится (катаем мячик по столу),
Давайте погладим его (катаем мяч между ладонями).
Давай спросим: "Куда ты ежик?"
"Я живу в густом лесу, в норку яблоки несу", давайте погладим ежика еще раз (гладим мячик).
4. Логоритмика. 2-3 песенки Железновой + игра "Поезд" бегаем по массажным коврикам (рельсам) и ползаем по туннелю;
5. Мелкая моторика. Режем банан, показываем ребенку как резать и отодвигать ножом кусочек (нож удобно взять одноразовый, не особо острый, но и не такай тупой, как малышковые ножи);
6. Творчество. Аппликация "Суп" и "Компот". Подготавливаем две кастрюльки (бумажные) и овощи-фрукты, ребенок должен сначала рассортировать их по кастрюлькам, что из чего, а потом приклеить;
7. Развитие слуха. Слушаем, запоминаем и пытаемся одгадать звуки природы (огонь, море, дождь, ветер, водопад, пение птиц);
8. Игры с терапевтическим материалом. Игры с песком. Лепим угощение для зверей. Учимся делать пирожки с начинкой (камушек или маленькая игрушка) и тортики (куличики с украшением сверху);
9. Дидактические игры. Сортируем овощи-фрукты; игра "Что это?" Угадываем овощи и фрукты на вкус и на ощупь;
10. Сюжетно-ролевые игры. Читаем "Айболита", "Бегемот, который боялся прививок", "Зог", "Скорая помщь доктора Мышкина", "Заболел петух ангиной".
Играем в больницу.
СРЕДА:
1.. Артикуляционная гимнастика.
Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл,
Подразним мы бегемота, подшутить над ним охота
Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам!
Мы понятем - перестанем, и нисколько не устанем.
Мои губы трубочка, превратились в дудочку!
Громко я дудеть могу: ду-ду-ду!
Язычка загнем края, делай также как и я,
Язычок лежит широкий, и как чашечка глубокий.
Котенок любит молоко, нальешь и нет ни капли вмиг,
Лакает быстро и легко, лопаткой высунув язык.
2. Упражнения на дыхание.
Упражнение "Дровосек"
Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
"В лесу"
Сделав вдох на выдохе произносим "АУ!", поворачиваясь при этом, то влево, то вправо. Меняя интонацию и громкость.
"Сердитый ежик"
Встаньте ноги на ширине плеч. Представте как ежик сворачивается в клубок. Наклонитесь и обхватите руками грудь, голову опустите, произнося на выдохе п-ф-ф, потом ф-р-р -это уже довольный ежик. Повторить 3-5 раз.
3. Масссаж ладошек с помощью шишек и орехов.
Чтобы всех сильнее стать, надо шишку посжимать,
Буду шишки я сжимать, буду руки развивать.
Белка хочет поиграть, хочет шишки покидать,
С белкой поиграем, шишки мы поймаем.
Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
4. Логоритмика. 2-3 песенки Железновой + упражнение с мячами (бросаем мячи вверх, о стену, в корзину);
5. Мелкая моторика. Делаем осьминога. Из картона вырезаем голову, снизу делаем дырочки. Ребенок должен продеть туда шнурки - "щупальца";
6. Творчество. Рисуем осьминогов. Обводим ладошку и раскрашиваем;
7. Развитие слуха. "Пляска с погремушками" Антоновой. Учимся танцевать и подпевать;
8. Игры с терапевтическим материалом. Делаем сенсорную коробку "Море". Красим рис в зеленый и синий, добавляем камни, ракушки и фигурки морских обитателей. Ищем фигурки в рисе, закапываем, пересыпаем.
9. Дидактическая игра "Сложи фигуру". Рисуем на листе бумаги разноцветные фигуры (каждая сторона разного цвета) и просим ребенка выложить эти фигуры по контуру счетными или другими разноцветными палочками;
10. Сюжетно-ролевые игры. Играем в магазин, меняемся ролями продавец-пркупатель. Рассказываем о профессии продавец.
ЧЕТВЕРГ.
1. Артикуляционная гимнастика.
Рот пошире открываем, в бегемотика играем, Широко откроем рот, как голодный бегемот, Закрывать его нельзя, до 5 считаю я, А потом закроем рот - отдыхает бегемот.
Ой, ду ду! Ой, ду ду!
Потерял пастух дуду,
Губы трубочкой сложи и мальчишке покажи.
Кит огромный словно дом, улыбаясь бьет хвостом.
Покажи киту улыбку и запомни кит не рыбка!
Я веселая лошадка, темная как шоколадка,
Язычком пощелкай звонко - стук копыт услышишь громкий.
Волк морской мотор заводит, в море синие выходит,
Заведи язык-мотор, чтоб поднялся в море шторм.
2. Упражнения на дыхание. Дуем на разноцветные самолетики или бабочек (сделать или вырезать из цветной бумаги), задуваем пенопластовые шарики или помпоны в ворота, дуем на "Музыку ветра" (китайские колокольчики);
3. Пальчиковая гимнастика.
"Свинки".
Эта свинка ест сосиски
Эта свинка ест ириски
Эта свинка ест варенье
Этой нравится печенье
Эта говорит хрю-хрю,
Я картошечку люблю! (Поочереди массируем каждый пальчик).
"Капустка".
Мы капустку рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку жмем-жмем.
"Осенние листья".
Раз, два, три, четыре, пять (сгибаем пальчики, начиная с большого),
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки),
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем (сгибаем пальчики, начиная с большого),
Маме осенний букет отнесем ("шагаем" по столу или воздуху).
4. Логоритмика. 2-3 песенки Железновой + игра "Мишка". Танцуем под песенку "Я бурый медвежонок", ходим в перевалочку как мишка по массажным коврикам, залезаем по наклонной доске, пролезаем в обруч;
5. Мелкая моторика. Играем с прищепками (заготавливаем из картона ежика, кактус, солнышко, морковку и тд) просим ребенка приделать приделать ежика иголки из прищепок, морковке хвостик, солнышку лучики);
6. Творчество. Читаем стихотворение "Листопад" Мирович. Рисуем красками или пластилином листопад;
7. Развитие слуха. Слушаем русские народные песни, водим хоровод;
8. Игры с терапевтическим материалом. Игры с водой (переливаем из кувшина в бутылки, переливаем с помощью поварежки или ложки, собираем воду губкой);
9. Дидактические игры. Блоки Дьенеша (сортируем по величине, цветам, фигурам, выкладываем картинки);
10. Сюжетно-ролевые игры. Читаем и инсценируем "Сказку о глупом мышонке". Распечатываем или рисуем персонажей и приклеиваем на палочки от суши или мороженого.
ПЯТНИЦА:
1. Артикуляционная гимнастика.
Рот пошире открываем, в бегемотика играем,
Широко откроем рот, как голодный бегемот,
Закрывать его нельзя, до 5 считаю я,
А потом закроем рот - отдыхает бегемот.
Улыбается щенок, зубки напоказ,
Я бы точно также смог,
Вот смотри сейчас.
Буду подражать слону,
Губы хоботом тяну,
А теперь их отпускаю,
И на место возращаю.
Устала собачка и дышит устало,
И даже за кошкою бегать не стала,
Широкий язык отдохнет полежит,
И снова собака за кошкой бежит.
Выше дуба, выше ели, на качелях мы взлетели,
А, скажите, вы б сумели язычком качать качели.
2. Упражнения на дыхания.
Часики"
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая руками вперед - назад, произносим "тик-так", повторить 10 раз
"Петух"
Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а потом хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить "ку ка ре ку". Повторить 5 раз
"Каша кипит"
Мы на завтраке сидим, кашу пшенную едим".
Сидя, одна рука лежит на животе. Втягиваем живот - вдох, выпячиваем - выдох. Выдыхая громко произносим "ф-ф-ф". 5 раз.
3. Упражнения с тактильными ковриками. (Можно взять массажный клврик с мелким рисунком или самим нашить на коврик пуговицы, ракушки, другую разную мелочь);
Водим по коврику пальцами.
Пальцы, как пчелы, летают по сотам,
И в каждую входят с проверкой: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?"
В зоопарке мы бродили (быстро бегаем пальцами по коврику)
К каждой клетке подходили (медленно идут пальцами)
И смотрели всех подряд - медвежат, волчат, бобрят (кладем ладони на тактильный коврик).
Держим коврик в вертикальном положении, а ребенок выполняет "ползающие" движения в разных направлениях.
Паучки позут по стенке.
Вот так сгибаются коленки.
Паутину наплетут,
В нее мухи попадут.
4. Логоритмика. 2-3 песенки Железновой + играем в тигра. Бегаем по массажным дорожкам, прыгаем через обруч (поднимаем на разную высоту), залезаем с ногами на стул;
5. Мелкая моторика. Втыкаем кнопки в пробковую дощечку. Если получается легко, то тренируем последовательность, просим ребенка сделать дорожку:красная кнопка-синяя-красная-синяя...;
6. Творчество. Рисование пластилином. Рисуем или распечатываем рисунок с зеброй. Делаем ей полоски, глаза, ушки, кончик хвоста и копыта из пластилина;
7. Развитие слуха. Музыкальная игра "Прятки". Ребенок бегает под музыку, когда музыка заканчивается, то ребенок приседает и прячется под платочек;
8. Игры с песком. Сенсорная коробка "Затерянный мир" кладем в большой контейнер песок, камни, ракушки, можно сделать вулкан из пластилина или глины, положить листья папортника или похожие, фигурки динозавров;
9. Дидактические игры. Мамы и детеныши. Подбираем мамам их детенышей (фигурки или карточки), тренируем понятие больше-меньше;
10. Сюжетно-ролевые игры. Играем в шофера автобуса (рассаживаем в два ряда игрушки, спереди ставим стульчик для водителя, едем, соблюдая правила и объявляя остановки). Рассказываем о професси шофер.
Читаем "Машина" Берестова, "Шофер" Заходер.