План занятий на неделю (2 года 7 месяцев)
Методическая копилка: Идеи на месяц, Организация пространства, Хранение игр и книг, Книги для родитПОНЕДЕЛЬНИК:
Артикуляционная гимнастика:
Гараж двери открывает,
И машина выезжает (открываем рот, держим 3-5 секунд).
Паровозик, паровоз, белый пар из под колес,
Яркий свет огромных фар, слева пар и справа пар (надуваем щеки и выпускаем пар).
Выше дуба, выше ели, на качелях мы взлетели,
А скажите, вы б сумели, язычком качать качели.
Я веселая лошадка, темная как шоколадка,
Язычком пощелкай звонко - стук копыт услышишь звонкий.
Целый день индюк болтал, и ни капли не устал,
Просто очень важеым стал, вот об этом и болтал.
2. Упражнения на дыхания:
"Часики"
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая руками вперед - назад, произносим "тик-так", повторить 10 раз
"Петух"
Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а потом хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить "ку ка ре ку". Повторить 5 раз
"Каша кипит"
Мы на завтраке сидим, кашу пшенную едим".
Сидя, одна рука лежит на животе. Втягиваем живот - вдох, выпячиваем - выдох. Выдыхая громко произносим "ф-ф-ф". 5 раз.
3. Масссаж ладошек с помощью шишек и орехов.
Чтобы всех силнее стать, надо шишку посжимать,
Буду шишки я сжимать, буду руки развивать.
Белка хочет поиграть, хочет шишки покидать,
С белкой поиграем, шишки мы поймаем.
Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
4. Логоритмика (2-3 песенки Железновой) + полоса препядствий (массажные коврики, туннель и тд);
5. Мелкая моторика: сортируем (по видам; большой-маленький) и считаем "Дары леса" шишки, орехи, каштаны, желуди; изучаем понятие "Сколько?" (Один -много);
6. Творчество: лепим лесные дары : грибы и чернику;
7. Развитие слуха: учимся определять музыкальный темп быстро-медленно "Марш и бег";
8. Игры с терапевтическим материалом. Игры с водой (прячем игрушки под пеной) и с сенсорной коробкой из лесных материалов (шишки, желуди, каштаны, камни, орехи);
9. Сюжетно-ролевые игры: принимаем гостей;
10. Чтение книг и стихов читаем, рассматриваем картинки, обсуждаем; упражнения со стихами на договаривание, с текстом на пересказ сюжета.
ВТОРНИК.
1. Артикуляционная гимнастика:
Бегемот разинул рот, хочет каши бегемот.
Накормите малыша, ему еужно три ковша.
Раз, два, три
Бегемот заерыл свой рот, скушал кашу бегемот.
Улыбается щенок, зубки напоказ,
Я бы точно также смог,
Вот смотри сейчас.
Хоботок слоненок тянет, он вот-вот банан достанет,
Губы в трубочку сложи и слоненкупокажи.
За бананом потянулись и конечно улыбнулись, то слоненок, то щенок,
Я бы, точно также смог.
Вверх язык мы поднимаем - на качелях всех катаем,
Опускаем язычок, ну-ка, повтори дружок.
2. Упражнения на дыхания: играем на музыкальных инструментах (дудочка, труба, губная гармошка, свисток, свистулька);
3. Игры с массажными мячами и су-джок шариками.
Гладь мои ладошки еж,
Ты колючий, ну и что же,
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
Ежик выбился из сил,
Яблоки грибы носил,
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка,
А потом погладим ножки, чтобы отдохнул немножко,
А потом почешем брюшко, пощекочем возле ушка,
Еж в лесочек убежал, нам спасибо пропищал.
4. Логоритмика (2-3 песенки Железновой) + упражнение "Кролики" учимся пролезать под гимнастическую дугу (или мама держит палку): "кролики" бегают по "лугу" когда мама говорит "возвращаемся домой" кролики бегут в "клетку" (можно соорудить из диванных подушек) пролезая под дугой;
5. Мелкая моторика: играем с мозаикой, выкладываем цветочки и гусениц;
6. Творчество: свободное рисование гуашью на куске обоев (на полу);
7. Развитие слуха: играем с музыкальными инструментами, угадываем, что звучит, слушаем волынку и арфу;
8. Игры с терапевтическим материалом. С водой :переливание воды из разных емкостей, собирание воды губкой (можно подкрасить гуашью или пищевыми красителями) и с песком (играем в стройку, откапываем клад, рисуем на песке, оставляем следы и отпечатки);
9. Сюжетно-ролевые игры: играем в шофера автобуса (рассаживаем в два ряда игрушки, спереди ставим стульчик для водителя, едем, соблюдая правила и объявляя остановки);
10. Чтение книг и стихов читаем, рассматриваем картинки, обсуждаем; упражнения со стихами на договаривание, с текстом на пересказ сюжета).
СРЕДА:
1.. Артикуляционная гимнастика:
Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл,
Подразним мы бегемота, подшутить над ним охота
Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам!
Мы понятем - перестанем, и нисколько не устанем.
Мои губы трубочка, превратились в дудочку!
Громко я дудеть могу: ду-ду-ду!
Язычка загнем края, делай также как и я,
Язычок лежит широкий, и как чашечка глубокий.
Котенок любит молоко, нальешь и нет ни капли вмиг,
Лакает быстро и легко, лопаткой высунув язык.
2. Упражнения на дыхания:
Упражнение "Дровосек"
Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
"В лесу"
Сделав вдох на выдохе произносим "АУ!", поворачиваясь при этом, то влево, то вправо. Меняя интонацию и громкость.
"Сердитый ежик"
Встаньте ноги на ширине плеч. Представте как ежик сворачивается в клубок. Наклонитесь и обхватите руками грудь, голову опустите, произнося на выдохе п-ф-ф, потом ф-р-р -это уже довольный ежик. Повторить 3-5 раз.
3. Пальчиковая гимнастика.
Божья коровка, (руки зажаты в один кулачек)
Черная головка, (большие пальчики подняли вверх)
Улети на небо, (руки подняли вверх, полетели)
Принеси нам хлеба, (руки ладошками вверх)
Черного и белого, (руки вправо, влево)
Только не горелого (грозим пальчиком);
Веселая мышка перчатку нашла,
Ладони смыкаются "ковшом"
Гнездо в ней устроив,
Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают - разгибают пальцы ("зовущий" жест).
мышат позвала.
Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальчиков.
Им корочку хлеба дала покусать,
Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.
Погладила/отшлепала всех
Ладони прижаты друг другу, кладутся под щеку (спят).
и отправила спать.
На слово "отшлепала" - стучать (шлепать) подушечкой большого пальца по остальным.
4. Логоритмика (2-3 песенки Железновой) + упражнение с мячами (бросаем мячи вверх, о стену, в корзину);
5. Мелкая моторика: собираем или отрываем от веточки ягодки рябины и складываем в бутылку;
6. Творчество: раскрашивание картинку "Рябина", просим ребенка вспомнить какого она цвета и самому выбрать краску;
7. Развитие слуха: игра "Чей голос?" Угадываем животных и птиц;
8. Игры с терапевтическим материалом. С водой (переливания из кувшинов, леек, ковшиков, с помощью бутылок, воронок и тд) и с песком (делаем сенсорную коробку "Затерянный мир" кладем в большой контейнер песок, камни, ракушки, можно сделать вулкан из пластилина или глины, положить листья папортника или похожие, фигурки динозавров);
9. Сюжетно-ролевые игры : инсценировка сказок "Красная шапочка" и "Рукавичка";
10. Чтение книг и стихов: читаем, рассматриваем картинки, обсуждаем; упражнения со стихами на договаривание, с текстом на пересказ.
ЧЕТВЕРГ.
1. Артикуляционная гимнастика:
Рот пошире открываем, в бегемотика играем, Широко откроем рот, как голодный бегемот, Закрывать его нельзя, до 5 считаю я, А потом закроем рот - отдыхает бегемот.
Ой, ду ду! Ой, ду ду!
Потерял пастух дуду,
Губы трубочкой сложи и мальчишке покажи.
Кит огромный словно дом, улыбаясь бьет хвостом.
Покажи киту улыбку и запомни кит не рыбка!
Я веселая лошадка, темная как шоколадка,
Язычком пощелкай звонко - стук копыт услышишь громкий.
Волк морской мотор заводит, в море синие выходит,
Заведи язык-мотор, чтоб поднялся в море шторм.
2. Упражнения на дыхание:
Сдуваем облака с солнца, дуем на радугу (цветные полоски бумаги, приклеенные к облаку), дуем на вертушку.
3. Пальчиковая гимнастика:
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я большой пальчик, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я указательный, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я средний пальчик, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я безымянный, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я мизинчик, а дом мой тут! (При этом делаем массаж каждому пальчику от кончика к основанию);
4. Логоритмика (2-3 песенки Железновой) + игра "Воробушки и автомобиль" (воробушки бегают-летают, как только едет автомобиль, воробушки должны спрятаться в домике (сесть на корточки в обруче);
5. Мелкая моторика: собираем пазлы;
6. Творчество: поделки из природных материалов (гусеница из каштанов);
7. Развитие слуха: слушаем звуки моря (волны, шторм, дельфины, киты, чайки);
8. Игры с терапевтическим материалом. Игры с водой (играем с фигурками рыб и морских животных, вылавливаем сачком или ситом) и с песком (делаем домики из песка, норки, заселяем туда маленькие игрушки, можно сделать большой муравейник, а муравьи-желуди);
9. Сюжетно-ролевые игры: играем в больницу;
10. Чтение книг и стихов: читаем, рассматриваем картинки, обсуждаем; упражнения со стихами на договаривание, с текстом на пересказ сюжета.
ПЯТНИЦА:
1. Артикуляционная гимнастика:
Рот пошире открываем, в бегемотика играем,
Широко откроем рот, как голодный бегемот,
Закрывать его нельзя, до 5 считаю я,
А потом закроем рот - отдыхает бегемот.
Улыбается щенок, зубки напоказ,
Я бы точно также смог,
Вот смотри сейчас.
Буду подражать слону,
Губы хоботом тяну,
А теперь их отпускаю,
И на место возращаю.
Устала собачка и дышит устало,
И даже за кошкою бегать не стала,
Широкий язык отдохнет полежит,
И снова собака за кошкой бежит.
Выше дуба, выше ели, на качелях мы взлетели,
А, скажите, вы б сумели язычком качать качели.
2. Упражнения на дыхания : надуваем мыльные пузыри, устраеваем через трубочку бурю в стакане, дуем на пенопластовые или бумажные кораблики;
3. Пальчиковая гимнастика:
Я коровушку свою («корова»)
Ранним утром подою, (движения пальцев, как при дойке)
Я поглажу ей бока: (движения кистями вверх вниз)
- Дай детишкам молока. («корова»
Мы капустку рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку жмем-жмем.
4. Логоритмика (2-3 песенки Железновой) + бег по массажным коврикам;
5. Мелкая моторика: приклеиваем божьим коровкам (можно вырезать и раскрасить, можно распечатать готовых) пятнышки из пластилина от 1 до 10, кладем их рядом с соответствующей цифрой;
6. Творчество: понаблюдать за рыбками в аквариуме, рассмотреть, что еще в аквариуме (если нет дома, то сходить в зоомагазин) и предложить малышу сделать поделку аппликацию (на картоне размазываем синий пластилин, потом закрашиваем синей краской/берем синий картон, приклеиваем туда, заранее подготовленые мамой водоросли, ракушки, рыбок);
7. Развитие слуха: слушаем, запоминаем и угадываем звуки природы (лес, море, дождь, костер, крики чаек, дельфинов и китов, пение птиц);
8. Игры с терапевтическим материалом. Игры с водой (купаем игрушки, моем им голову, чистим зубы, моем шею и уши) и с песком (куличики, печем пирожки, учим малыша украшать сверху и делать начинку);
9. Сюжетно-ролевые игры: играем в магазин;
10.Чтение книг и стихов читаем, рассматриваем картинки, обсуждаем; упражнения со стихами на договаривание, с текстом на пересказ сюжета.