Кулинарные развивалочки
Выпечка у нас плавно совмещалась с "развивалками".
Вспомним домовитого бобрёнка Кастора из книг Л.Клинтинга и подготовим всё необходимое для выпечки бисквита: необходимое для выпечки бисквита:
-фартучки - 2 шт
-рецепт - 1шт-продукты - по рецепту
-миксер - 1шт
-небольшое сито - 1шт
-силиконовая форма для выпечки пирога - 1 шт
Готовим тесто для бисквита и попутно "изучаем" что-нибудь полезное для малыша, учитывая его возраст:
-если это годовасик (скажем так, до 1,5лет), то сделаем упор на названиях и назначении бытовых предметов и продуктов. Полюбуемся узорами на фартучках (выберите какой-нибудь занятный, весёлый, интересный для малыша фартук). У меня, например, "ягодно-фруктовый" узор - освоили все названия. Или просто какой-нибудь цветастый фартук - можно поучить цвета :))
- >1,5 лет - тут уже полное раздолье. Малыш полноценно может участвовать в приготовлении теста, ему будет интересен сам процесс, технология, последовательность действий. Попутно учим формы, размеры, цвета, счёт...
Классический рецепт бисквита:
-4 яйца
-1 стакан сахара
-1 стакан муки
-для страховки - чуть соды или разрыхлителя для теста
-пропитка и глазурь - на свой вкус.
Начнём с самого простого - посчитаем с малышом, сколько яиц :))
Аккуратно разбиваем яйца и отделяем белки от желтков. Белки надо потом взбить отдельно и аккуратно вмешать в тесто ложкой - тогда бисквит хорошо поднимется в духовке. Миску с белками лучше пока поставить в холодильник - холодные белки лучше взбиваются.
Можно всё это по-простому объяснить малышу. А потом обратить его внимание на форму яйца (овал), хрупкость скорлупы. Опа! - фокус - раскалываем яйцо. Смотри - вот белок, а вот желток. Если курочка посидит на яйце и погреет его, то будет цыплёнок. )
Смотри, яйцо было целым, а теперь оно - из двух половинок. Раз, два.
Какого цвета желток? Правильно, жёлтого, как солнышко! А что у нас на кухне ещё есть такого же цвета?...
Ну, и т.п., говорите всё что в голову придёт, главное - чтобы заинтересованным дружелюбным тоном.
Берем стакан, наполняем сахарным песком. Обратим внимание малыша, что стакан был ПУСТЫМ, а теперь он ПОЛНЫЙ.
Насыпаем в миску с желтками сахар. Для развития координации движений полезно, если малыш это сделает ложкой. А потом ему надоест, и он станет пересыпать руками. Это тоже полезно - для развития мелкой моторики :))
Желтки взбиваем миксером с сахаром до белой пышной массы.
Можно дать подержаться за миксер - только двумя руками, чтоб вторую случайно не сунул в это время в миску. СОБЛЮДАЙТЕ ОСТОРОЖНОСТЬ при работе с миксером, когда рядом малыш!!!
Попросим малыша погудеть/пожуж-ж-жать, как миксер.
Обратим внимание малыша на то, как при смешивании желтков и сахара изменился цвет.
От греха подальше просто в перерывах выдергивайте шнур миксера из розетки:
Насыпаем муку в тесто. Нужно обязательно муку просеять - в тесте не будет комков, мука обогатится кислородом, тесто будет нежным и пышным.
Доверим это интересное дело малышу. Покажем, как правильно держать сито - в одной руке и постукивать им об ладошку другой. Обратим его внимание на то, что держать сито надо прямо НАД миской, СВЕРХУ.
Заодно потренируем память и речь малыша, вспомним нехитрую потешку:
-Ай-та-та, та-та, та-та,
Пожалуйте решета!
Мучки просейте,
Пирожки затейте.
Пирожки-то на дрожжах-
Не удержишь на вожжах.
Положили гущи -
Они ещё пуще!
Ещё раз перемешаем тесто миксером. Добавим 1/2 чайной ложки соды или спец.разрыхлитель для теста - чтоб уж точно бисквит поднялся :)))
Достаём из холодильника белки и взбиваем до "острых пиков" - когда консистенция их станет настолько плотной, что поддев чуток миксером массу, можно сделать небольшой "пик".
А малышу будет интересно волшебство - было жидкое что-то и прозрачное, а стало во-о-он какое - как пена...
Теперь аккуратно смешиваем тесто и белки, лучше просто ложкой, без мискера. Взбитый белок разрыхляет структуру теста, делает его воздушным и лёгким.
Я наконец-то купила себе силиконовую форму для выпечки. Раньше пекла в металлической - тогда под тесто надо было класть пергамент (бумагу для выпечки), смазанный сливочн.маслом. С силиконом всё гораздо прощ-щ-ще и приятнее. Только внимательно читайте инструкции - на первый раз форму вымыть и смазать растительным маслом:
Ну, вот и готово. По инструкции ставим форму с тестом на противень, покрытый бумагой для выпечки. Плита уже нагрета до 180-200 градусов. Выпекать 20-40 мин. Готовность проверять сухой спичкой - если из серединки бисквита она выходит сухой, то он готов. ВНИМАНИЕ - первые 15мин духовку не открывать, иначе бисквит осядет!
Помним про технику безопасности, повторяем с малышом:
-Чтобы не было беды,
Стой подальше от плиты!
Сами надеваем прихватки (демонстративно, мы же в роли учителя :) ), ставим форму в духовку. Плиту лучше чем-нибудь отгородить - парой табуреток, например.
Готовому бисквиту даём остыть и спокойно "отстояться" пару часов. Иначе он будет мяться и не даст себя разрезать вдоль, пропитать, промазать кремом и украсить сверху глазурью.
Мне нравится пропитка из крепкого сладкого кофе и глазурь из растопленного шоколада, которой я заливаю размоченные сухофрукты на верхнем корже бисквита.
Если торт будет есть малыш - то годовасу лучше просто дать небольшой кусочек бисквита, без всего, или помазать детским творожком с фруктовым пюре. Для 2-летки выберите, например, пропитку из крепкого сладкого чая (или просто сладкого сиропа), прослойку из печёных яблок и размятых бананов, и молочную глазурь-помадку.
Молочная помадка, рецепт:
0,5 стакана молока вскипятить, добавить 1 стакан сахара, варить на слабом огне. Готовность проверяют, капая помадку в стакан с холодной водой - если капля оседает на дно, помадка готова. В горячую помадку добавить 1 чайную ложку сливочного масло и размешать.
Помадки получается много, я пропитываю ею нижний корж и поливаю верхний.
При наличии времени и желания торт можно украсить, пока глазурь не успела застыть окончательно. Мы обычно применяем промытые и размоченный сухофрукты - изюм, курагу, чернослив. Прекрасное занятие на развитие мелкой моторики - украшать торт маленькими изюминками.Конечно, половина украшений по пути "пропадёт" в любопытном детском ротике, но нам это только на руку, верно? :)
Самое интересное для меня началось потом. Как только я поставила форму в духовку, доча потребовала пластилин и "свечки" (счётные палочки) - "буду тоже пирог делать!".
Слепила пирожок на тарелочке и стала требовать - "дайте в духовку поставить!". Пришлось на ходу изобретать духовку из обувной коробки :)) Всё по правилам - потребовала и прихватки, и дверцу.
Потом она увидела, как я накрыла вынутый из духовки пирог полотенцем. Что вы думаете, притащила из комода чистый носовой платочек, поставила свой "пирожок" рядом с моим и тоже его накрыла. Вот такие у нас сюжетно-ролевые игры по-возрасту :))
Есть, кстати, у 7 гномов чудесное пособие, там неплохо описана работа повара, и можно потом сделать игру-лото о профессиях
За последние полгода у меня появилось маленькое хобби - детские книги, в которых герои что-нибудь готовят. По этим книгам так здорово обучать малыша :))) И не только кулинарии, верно?
-
И любим мультик про день рождения Кротика, когда он пёк для своих друзей ватрушки с вареньем - тоже всё последовательно показано :))) Вот такую книжку нашла по этому и нескольким другим нашим любимым мультикам про Кротика (сказка "Кротик и тортик") -
А началось всё вот с такой книги -