Эмоциональный интеллект... Когда эмоции мешают нам думать
Книги, материалы ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВ книге автор обращает внимание на способность эмоций влиять на скорость и качество нашего мышления и старается объяснить с чем это связано. Оказывается, многое зависит от того, что переживает человек в детстве и как у него формируются цепи бессознательных эмоциональных реакций на те или иные чувства (гнев, страх, симпатия и пр.р)
Автор отмечает, что одни доли мозга отвечают за оперативную память (а именно она работает, когда мы пытаемся сосредоточится на какой-то задаче (сдать экзамен или просто дать оценку объекту, который созерцаем), а за эмоции в мозге отвечают цепи, построенные до того как мы с вами начинаем их осознавать рационально в раннем детстве. Эти цепи проходят в непосредственной близости от долей оперативной памяти, тем самым создавая так называемые невральные помехи, мешая возможности поддерживать оперативную память:
"Именно поэтому мы, потеряв душевное равновесие, говорим, что «никак не можем собраться с мыслями», и по этой же причине постоянный эмоциональный дискомфорт обычно приводит к ослаблению умственных способностей у детей, снижая их обучаемость.
Подобные нарушения умственных способностей, если они к тому же не слишком серьезные, не всегда выявляются во время теста на определение коэффициента умственного развития, хотя их обычно без особого труда обнаруживают в процессе целевых нейропсихологических измерений, или они проявляются постоянным возбуждением и импульсивностью ребенка.
Подтверждением тому стали результаты исследования, проведенного в одной из начальных школ с использованием таких нейропсихологических тестов: у мальчиков, которые, имея коэффициент умственного развития выше среднего уровня, учились тем не менее плохо, было обнаружено нарушение функционирования лобной зоны коры головного мозга. Они к тому же были импульсивными и беспокойными, часто бывали разрушительными и попадали в беду...
Несмотря на свой умственный потенциал, эти мальчики подвергались опасности столкнуться на жизненном пути с такими проблемами, как неуспеваемость, алкоголизм и преступность, и отнюдь не по причине их умственной неполноценности, а из-за того, что у них нарушен контроль за их эмоциональной жизнью.
... эмоциональные цепи формируются переживаниями на протяжении детства, а мы на свой страх и риск полностью отдаем такие переживания на волю случая."
Получается, научить контролировать и переживать эмоции - залог не только здоровых реакций на яркие эмоции, но и обеспечение способности сохранить ясный ум в порыве гнева, страха и других ярких событий.
В то время как мы может не замечаем, взаимодействие эмоционального ума с рациональным происходит повсеместно, ведь каждый раз принимая то или иное решение (куда пойти учиться, за кого выйти замуж... или (как наши дети) с кем играть, а кого обидеть) человек и ребенок принимает решение именно на данном пересечении и равновесие здесь играет важнейшую роль.
PS Наверное, именно по этому как говорят "сколько людей, столько мнений" ) ведь каждый оценивает не только с позиции разума, но и с позиции сформированных жизнью эмоциональных реакций любое (даже совсем незначительное) решение.