что такое ЗРР
Все о диагнозах/логопедические заключенияпоскольку многие мамы переживают, что такое ЗРР
Сначала поясню, ЧТО ТАКОЕ ЗРР.
задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4-5 лет, наиболее лёгкий и часто встречающийся вердикт логопеда в раннем возрасте.
Развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:
- развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка;
- овладение словарным запасом и правилами синтаксиса;
- активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается;
- овладение смысловой стороной речи.
Дети с ЗРР осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей. ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.
Самое тяжелое влияние ЗРР – замедление темпов интлееелектуального развития ребёнка Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии коррекции замедляет созревание этих процессов.
ПРИЧИНЫ ЗРР могут быть различными. Чаще всего это наследственность (если оба родителя были молчунами в детстве, то, скорее всего, и ребёнок унаследует их черты), токсикоз у мамы во время беременности, осложнения во время родов: гипоксии, низкий балл при рождении, слабое здоровье деточки до года, неврологические проблемы. Большое влияние оказывает языковая среда в семье. Именно от родителей зависит и темп, и содержательная направленность речевого развития ребенка.
Если у ребенка к 2,5 годам не появилась речь необходимо немедленно обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу. И начать лучше заниматься как можно раньше.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Стимулируйте развитие речи своего чада! Как? Методы качественно практически не отличаются от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме.
Читайте книги, пойте, бебекайте, агукайте вместе, пляшите, играйте!!!!! Обязательно выражайте своё одобрение, когда малыш произносит любые звуки. Он не подаёт виду, но для него это очень важно.
Комментируйте всё вокруг! Декларируйте стишки, сопровождая ими свои действия. Стишки – не просто развлечение. Вы развиваете словарный запас малыша, чувство такта, а русские потешки вообще записаны у нас где-то на генном уровне.
Всегда предоставляйте малышу удовольствие сделать выбор: «Какую машинку возьмём? Какую рубашечку оденем, красную или желтую?»
Развивайте слуховое внимание. Давайте послушать по-разному звучащие предметы: часы, пылесос, машинку, колокольчик.
Разговаривайте с ребёнком в вопросительной манере (Где у нас куколка? – и сами отвечайте – Вот она, куколка! Где у мишки глазки? И т.д.) Сначала вы отвечаете сами на свои вопросы, затем делайте небольшую паузу после заданного вопроса, а потом отвечаете, но в один прекрасный момент вы вдруг услышите робкое: Воть глязьки! И вашей радости не будет предела.
Развивайте мелкую моторику рук! Учите его разным жестам. Помните, моторное и звуковое подражание тесно взаимосвязаны.
Собирайте бусы, стройте вместе конструктор, рисуйте, лепите, перебирайте крупу, пуговицы и т.д.
Особенное внимание прошу уделить массажу, он помогает тренировать мышцы, участвующие в речи. Когда соответствующий звук «созреет» для произнесения, малышу легче будет его воспроизвести.
Делайте массаж пальчиков, ручек, пальчиковая гимнастика. Помните, что на большом пальце (и на ноге тоже) находятся речевые центры. Пользуйтесь этим! Крутите, вертите, массируйте его при любой возможности. Я проверяла на своём ребёнке – действует!
Можно делать массаж мышц, участвующих в речи. Это вокруг губ, губы, язычок. Лучше всего делать чистой зубной щёткой, можно детской силиконовой зубной щёткой, можно пальцем.
1.Гладим туда-сюда место над губой, где у деда растут усы. (сначала просто по прямой туда-сюда, потом зигзагом, потом спиралеобразно)
2. Массируем щёчку рядом с уголком рта. (по кругу, и обратно)
3. Массируем точку под нижней губой в центре (по кругу и обратно)
4. Массируем язычок (прямо туда-сюда, зигзагом, спиралью).
Гримасничайте вместе, попросите подуть на чай, кашу, дотянуться язычком до носа, уха или подбородка, покажите что-нибудь вкусное, и скажите, что дадите только на вытянутый язычок. Варите только длинные макароны-спагетти, побуждая ребёнка засасывать макаронину в рот. Вспомните, как весело вы это делали в детстве: крутишь ухо в одну сторону, макаронина засасывается, в другую – высовывается.
Ещё, очень важно: решайте проблему в содружестве с хорошим неврологом, выписанные препараты и лечение согласовывайте с ним. Ещё рекомендуется пройти психолога, окулиста, лора.
ЗРР – диагноз, который вы победите своей любовью! И обратитесь обязательно к специалисту за советом. В нашем городе в детских поликлиниках проходит новая программа логопедической помощи детям до года. На плановый осмотр приходите в 1 месяц, полгода, 1 год, и каждый год до школы.