У нас кризис одного года...
Отношения в многодетной семьеТретий ребенок, я уже, пожалуй, начинаю привыкать. Что вновь начался кризис) И мне все же кажется, что я просто его стараюсь не замечать. Может так будет проще, и он пройдет быстрее. В чем он проявляется... в самостоятельности, я бы сказала, в сверхсамостоятельности и полном бесстрашии...
Кризис может проявиться когда угодно, и в 9 мес и в 15 мес. Все зависит от того, когда ребенок освоил ползание и ходьбу. Ребенку становится интересно все вокруг. Все, что попадается на его пути, но вот инстинкт самосохранения еще не развит. А значит, от родителей требуется повышенное внимание.
Суть кризиса первого года заключается в том, что у ребенка появляются собственные желания и интересы. И малыш их старается реализовать, чем быстрее, тем лучше.Если раньше родители привлекали внимание малыша погремушкой или восхищаясь пролетающими в небе птицами. То теперь детеныш уже не нуждается в посредниках, он сам может дотянуться до розетки и постучать по плазменному экрану телевизора, нажимать кнопки на клавиатуре компьютера, стащить со стола понравившуюся вещь. Это все равно, если бы взрослый человек вдруг обрел способность летать. Смог бы он удержать от искушения заглянуть в окна 10 этажа чьей-нибудь квартиры. Новые перспективы дают малышу мощный стимул к деятельности.
И если в этот момент держать ребенка все время при себе и ограничивать его в постижении нового пространства-это значит не давать ему развиваться.
Малыш смог физически отделиться от мамы и у него задача исследовать все то, что прежде ему было недоступно. И он легко может направиться и на проезжую часть и схватить в руки острый нож. И родителям приходится очень не легко, нужно не упустить малыша и вовремя среагировать.
ЧТО НОГАМ ПОКОЯ НЕ ДАЕТ?
Для годовалого ребенка характерны так называемые манипулятивные игры. Малышу пока трудно катать машинку или переодевать куклу, то есть учитывать назначение предмета при взаимодействии с ним, поэтому все вещи, попадающие в цепкие лапки, проходят тщательную многоступенчатую проверку. Сначала нужно выяснить, может ли найденный предмет греметь, если им потрясти. Затем, насладившись звуком или, наоборот, не дождавшись оного, следует поместить опытный образец в рот. А уж когда объект исследования хорошенько размякнет, самое время приступить к изучению его молекулярного состава путем разрывания на мелкие кусочки. Все эти этапы имеют важнейшее значение для развития сенсорики и моторики ребенка!
ЗАЛЕЗАНИЕ.
Штурм дивана или покорение непослушных табуреток позволяет освоить и закрепить сразу несколько полезных физических навыков: вставать из любого положения, переносить опору как на левую, так и на правую ногу, координировать движения, удерживать равновесие под разными углами, безопасно падать и т. д. Бесконечное оттаскивание ребенка от журнального столика, на который он пытается залезть, вызывает у него те же чувства, что и у альпиниста, прочитавшего в географическом справочнике, что где-то на Памире затерялась никем не взятая высота. Именно поэтому гораздо правильнее научить малыша безопасному поведению! Так, например, важно наглядно объяснить, что с дивана можно слезать, только пятясь назад: просто аккуратно и ненавязчиво разворачивайте чадо каждый раз, когда он приготовится ползти вперед.
Наш папа показал малышу, как правильно слезать с высокой родительской кровати. И Костя в 9 месяцев уже прекрасно с этим справлялся.
Еще было выпрыгивание из кроватки) Перелезал несколько раз через борт и падал, разбивал себе губу. И снова пытался оттуда вылезти.
ХВАТАНИЕ И ОЩУПЫВАНИЕ.
Данные движения позволяют развить у ребенка не только скорость реакции, но и его тактильное и кинестетическое восприятия. Под последним понимается способность ощущать импульсы от мышц и связок, которая играет важную роль в координации движений и в закреплении различных способов действий с предметами в зависимости от их формы, размера и веса.
ОБЛИЗЫВАНИЕ.
Это не слишком эстетично выглядящее действо активизирует рецепторы губ и языка: так детка получает наиболее полную информацию о вкусе предмета, его размере, температуре и материале, из которого он изготовлен.
ВСТРЯХИВАНИЕ И БРОСАНИЕ.
Имея солидный опыт игры с погремушками, ребенок стремится потрясти каждый найденный предмет, и, если вы отбираете их, малыш лишь утверждается во мнении, что подгузник или папина кроссовка способны исполнять веселую песенку. Ваша задача не изымать, а, наоборот, обеспечивать детке доступ ко всевозможным «громыхалкам», «шуршалкам» и «трещалкам», помогая развитию его слухового восприятия.
ВЫЛИВАНИЕ И ВЫСЫПАНИЕ.
Эти два нехитрых приема дают ребенку представление о свойствах разных веществ или продуктов. Кроме того, они позволяют сделать важное открытие: если что-то где-то было, оно может покинуть место пребывания.
РАЗМАЗЫВАНИЕ.
Как бы ни было жалко манную кашу, недешевые пальчиковые краски и новые обои, нельзя перешагивать через этот этап развития. Размазывание соединяет в себе тактильные ощущения, развитие контроля за тонусом руки, а также навыки зрительномоторной координации.
НЕ ВЛЕЗАЙ УБЬЕТ!
Как вы думаете, где можно встретить ряд табличек: «чай», «кофе», «кофе», «уксус», «чай»? Увы, речь идет не о кафе и не о бакалейном отделе в супермаркете. Это надписи на боксах в ожоговом отделении детской больницы. Если же вспомнить о других опасностях «одного года», то стоит упомянуть о черепно-мозговых травмах и о проглоченных пуговицах, из которых хирурги всего мира могли бы составить панно размером с футбольное поле. К сожалению, многим карапузам приходится дорого платить за познание. И каким бы внимательным и предусмотрительным ни был взрослый, он не может постоянно находиться рядом с ребенком и тем более держать его за руку. Вот тут-то на помощь и приходит волшебное слово «НЕЛЬЗЯ»! Правы те, кто считает, что «нельзя» не должно быть слишком много. Но и использовать его только для обозначения трех самых явных опасностей – розеток, плиты и проезжей части – никому не нужный либерализм. Заметив потенциальную угрозу, обозначайте ее словами, чтобы у ребенка формировалось обобщенное представление о том, чего стоит избегать: например, не «Нельзя брать ножницы!», а «Нельзя брать острое!». Тогда ваш запрет автоматически распространится и на ножи, и на вилки, и на отвертки. И обязательно продемонстрируйте, что такое «острое»: сделайте вид, что укололись, и в ужасе положите ножницы на место, причитая, как вам больно.
Ребенок – благодарный зритель в отличие от Станиславского, он всегда верит увиденному и проживает вместе с вами боль, страх и другие эмоции.
Второе универсальное слово – «ЧУЖОЕ». Это самое «чужое» вроде бы и не очень опасное (мы бы даже сказали наоборот – сам малыш представляет для него гораздо большую угрозу). Тем не менее «чужое» можно брать только после разрешения, причем отдельные предметы нужно рассматривать исключительно вместе с мамой.