Формирование математических представлений у детей 5-7 лет
развивающие занятия с детьмиНедавно сдала экзамен по теме формирование элементарных математических представлений на дошкольной подготовке.
Особо ничего нового я не узнала, так как все это уже у меня было на основном образовании. Но на этом курсе освежила знания и более их структурировала. Плюс как всегда набралась энтузиазма и свежих идей))
Что же должна включать в себя математика для дошкольников? А именно для детей 5-7 лет.
Хотела написать кратенько, но как-то совсем не вышло🙈
1. Счет.
Освоение детьми счета - длительный и сложный процесс. Это соотношение слов-числительных, называемых по порядку, с предметами, определённого итогового числа. В результате этой практической деятельности усваивается последовательность чисел.
Ранее появление в активном словаре детей числительных не является показателем сформированной количественных представлений. Это просто копирование слов взрослых.
Годам к 3, приходит понимание последовательности чисел, но пока в ограниченном отрезке. Как правило до 3-5.
В дальнейшем отрезок увеличивается. Освоив числительные первого 10, дети легко переходят ко второму.
Но при этом, многие дети 4, а то и 5 лет, не могут ответить на вопрос "Какое из числе идет до 4?"
Назвать цифры-соседей.
А это очень важно для понимания счета в целом. Очень хорошее упражнение для этого - это числовые домики.
В развитие счётной деятельности входит: точность и быстрота счета, воспроизведение количества в большем и меньшем на один от заданного числа, использованию цифр в разных видах игровой и бытовой деятельности.
Также в подготовительной группе совершенствуется умение сравнивать числа.
Увелечение и уменьшение числа в пределах 10 на 1, счет до 5 из двух меньших цифр.
То есть до 5 р5бенок должен решать любые примеры. До 10 должен понимать сколько получается если к числу прибавить 1 или отнять.
Формируется представление об отношении части-целое. Спорный момент, не все педагоги согласны, что эта тема для понимания доступна и вообще нужна дошкольникам.
2. Решение простых арифметических задач. Дети не только должны уметь решать простые задачи, но и придумывать их сами по рисунку.
Существуют два вида задач: иллюстрации и драматизации.
Иллюстрации - это классические картинки, из разряда было 2 грузовика , еще один приехал, сколько их стало?
Задачи же драматизации непосредственно отражают жизнь детей. Эти задачи наиболее доступны и интересны детям.
Пример: Вася пошел в магазин за хлебом, у него было 5 рублей, хлеб стоит 3, сколько останется у Васи на мороженное?
Так же важно знать структуру задачи: условие, вопрос, решение и ответ. Это важно запомнить. И желательно научиться оформлять.
К сожалению , на мой взгляд, в начальной школе, больше обращают внимание на оформление, чем знания. И за отсутствие правильной записи задачи будут снижать оценку.
3. Формирование представлений о величине и измерении.
Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.
Измерение условной меркой. В подготовительной группе дети должны овладеть несколькими видами условного измерения. Первый - линейное измерение (но без линейки). Второй вид - определение объёма сыпучих веществ, и третий - объем жидкостей.
Условной меркой может быть что угодно- веточка, ленточка, скакалка, удав и попугаи)) Линейка в дошкольном возрасте не применяется.
Часто для тренировки используются задачи, требующие от детей смекалки и сообразительности.
"Мишки забыли, кто дз кем стоял. Первый должен быть меньше второго, а второй меньше третьего. Расставьте мишек."
Их кстати очень удобно придумывать по ходу, на прогулке например.
4. Формирование геометрических представлений.
Продолжаем знакомиться с геометрическими телами и фигурами.
Вводятся понятия - вершина, угол, стороны.
Вводится преобразование фигур. Это либо разделение фигуры на другие фигуры, либо наоборот собрать из одних геометрических фигур другую (из двух треугольников квадрат, или например отрезать углы у квадрата).
5. Развитие представлений о времени и пространстве.
Пространство:
- оринтиеровку на себе, освоение схемы собственного тела;
- выделений различных сторон - передней, тыльной, верхней, боковой и тд.
- освоение словесной системы отсчёта по основным пространственным направлениям : вперёд-назад, вверх-вниз, направо-налево.
- определение расположения предметов "от себя" и себя "от предметов".
- знакомство с правилами уличного движения.
- значение предлогов на, в, сзади, впереди, за, напротив и тд.
- дифференцировка правой и левой руки.
- ориентировка на листе бумаги.
Время:
- ознакомление детей с временными интервалами в 1, 3, 10 минут (секундомер, песочные часы).
- обеспечение переживание длительности этих интервалов в разных видах деятельности.
- обучение выполнять работу в заданные интервалы.
- повторяем название дней недели, времен года, месяцев и времени суток.
- даётся сведение о часах, часе, получаса и четверти часа.
Чтобы заинтересовать ребенка рекомендуется использовать сюрпризный момент. Сюрпризный момент это - пришел какой-нибудь гость из сказки, или вы сами отправляетесь в сказку, а по дороге вам попадаются задачи. В общем что-то такое, что привлечёт ребенка, а не просто скучная фраза "пойдём заниматься".
Обязательно должны быть включены физкультминутки, подвижные игры иди пальчиков гимнастика.
Чередование деятельности. То есть например - сначала позанимались по пособию, потом поиграли в подвижную игру, позанимались с дидактическим материалом, опять игра, и под конец провели опыт или посмотрели мультик.
Так же в это день лучше больше не проводить серьёзных занятий, только музыку, физкультуру и творчество. Чтобы ребенок не переутомился.
Вот учебник Моро , страница - конец второго учебника, то есть конец 1 года. Я думаю для твоего такие примеры как орешки))
Читает и пишет твой тоже наверное класс на третий))
А вот животных давайте, игровой твой не любит, через научный подход осваивайте.
0отя бы минимум домашние, лесные, жарких стран и холодных. На материки в дошкольном не требуют. Как называются, где обитают, чем питаются и чем полезны или вредны людям.
А то обидно будет если потом аттестацию сдадите на отлично, а по окружающему миру завалите, так как не сможет ответить чем питается лисица и где живет🤷♀️
Или какие птицы прелестные, а какие нет.
У нас такой, сейчас весь пролистала, нет там дм, только см ближе к концу🤔
Ну в любом случае это школьный уровень, а не дошкольный. В дошколке их даже линейкой пользоваться не учат.
Но ты меня заинтриговали, пойду двум знакомым учительница начальных классов напишу, спрошу)
я даже встала,чтобы сфоткать
))