Диковатый ребенок? Как научить его вести себя адекватно со сверстниками?
Отношения, друзьяЭто мой старший. 6.2 года. Вроде нормальный мальчик, но среди ровесников порой ведет себя так, что вроде и не очень нормальный. Сначала опишу его положительные стороны, ниже - "приколы".
Относительно спокойный ребенок, флегматик, с ним всегда можно было дороговориться. С ранних лет мне казалось, что рядом маленький взрослый - ты ему объяснишь, почему "нет", он если не с первого, то со второго раза чаще всего понимал. Педант, все строго по правилам, все строго по полочкам. Договоришься о последовательности действий "давай сделаем сначала это, потом то" - работало. Интеллектуально очень развитый, знаний вагон, схватывает на лету, сознательный, стремящийся помочь мне по быту по своей инициативе. Любознательный. В общем, можно про него сказать "хороший мальчик у вас растет". Любит играть в игрушки, постоянно что-то крутое конструирует из Лего дупло, порой из Лего сити и других конструкторов, строит города Хот Вилс. Ролевые игры не признает. Все вертится вокруг машинок - дом построил для машинок, кроватки для них, дни рождения у машинок и тп. Со средним вдвоем уже целый день готовы играть вместе без меня, старший инициирует игры. Раз в неделю по 30-40 минут играет в телефон. Ходит в 2 секции футбола, очень ему нравится по крайней мере одна (это видно взрослым взглядом), но ходить хочет в обе, говорит. Ходит в детский сад легко и спокойно.
Из старых "проблем" - не любит выходить гулять, из дома клешнями надо вытаскивать, но на улице заиграется так, что возмущается, что пора уходить домой. И не любит ничего нового, даже пытаться не хочет, сразу в отказ, даже не взглянув. Собственно, на футбол так же начал ходить. Почти силой уговорили попробовать, и после первой тренировки ему очень понравилось, почти полгода посещает. И так со всем новым.
Из странностей: с юных лет сторонился детей, ролевых игр с детьми. Его любимые занятия на площадке - сидеть на корточках катать машинки в пыли, грязи, песке, иногда поднимая взгляд и смотря на других, но не желая включиться с ними в игру - побегать вместе, полазать, не. Сейчас примерно то же самое - когда его ровесники во дворе играют уже в коллективные детские игры, наш сядет на корточки с машинкой и начнет возюкаться в земле (вместе с ним средний и младший тоже). С юных лет не любил сходняки детские, прям с года-двух-трех-четырех это было видно. Утренники, елки - это вообще кошмар кошмаристый, до истерики. Ему бы где-то на галерке сидеть и не участвовать во всем этом, и вообще уйти. Сейчас то же самое - в день защиты детей воспитатели музыку в группе ставили, дети танцевали. Наш сидел под столом, не высовывался: "Мне музыка не нравилась". Ну не танцуй, сиди на стульчике, зачем под столом-то скрючившись отсиживаться. Хотя когда к нам домой кто-то с ребенком/детьми в гости приходил (ребенок был сыну не знаком или малознаком), то он очень хорошо сходился, все показывал-рассказывал, звал играть, спрашивал, когда еще придут в гости. При этом в группе друзей нет. То что-то рассказывает, что играл с тем или этим во что-то, но как ни приду забирать - играет один, сидя на корточках, как и во дворе. Популярностью у детей не пользуется. То с ним не хотят играть, то он не хочет играть. Будто ассоциальный. Хотя во дворе есть мама с тремя погодками, как мои по возрасту. С мамой мы очень разные, общаемся на уровне "Здравствуйте-до свиданья-как дела". Но детей примерно одинаково воспитываем. +- то же самое разрешаем, то же самое запрещаем, и по темпераменту дети у нее спокойные. И вот с ними сын играет хорошо. Там старший мальчик и средняя девочка как мой средний. Те дети тоже приучены играть "по очереди", поэтому стычки у моих с ними минимальны, можно сказать, что их нет, все между собой договариваются хорошо. Старший с тем старшим и в песке могут вместе играться, и потом бегать друг за другом, и на самокатах все вчетвером колесить, и машинки за веревочки катать. То конктакт есть, и хороший. Уже вроде не ассоциальный. А есть дети во дворе на полгода-год старше, тоже хорошие, но у них как раз процветают коллективные дворовые игры, наш от них как дикий бегает, может даже не ответить на предложение или не поздороваться, хотя они иногда (редко) его пытаются позвать играть. Отвернется, сядет на корточки и давай землю рыть. На день рождения его никто из сверстников никогда в жизни пока не приглашал. В новой секции футбола (ходит с позапрошлой недели) его пока никто не выбирает к себе в команду, остается последним. Вообще пошел на футбол весной (в первую секцию). Мы онлайн тренировки смотрим, но в плане отношений там мало что понятно. Но как-то раз на другом конце города узнал на площадке мальчика с тренировки, и бегали они вдвоем час играли. А вчера на него тернер жаловался, что задирает на тренировке других детей. Делал звук "бррр" губами другим детям (а при мне на другой секции футбола стоя в очереди на мяч дул детям перед собой в волосы, тем, конечно, неприятно, начиналась потасовка) - хотя мы много раз говорили про личное пространство, и что не надо лезть лицом в лицо к другим людям. Впечатление, что хочет привлечь внимание к себе, но делает это глупо. Или начинает детям кривляться - строить какие-то дурацкие гримасы, все отворачиваются, конечно. И одно дело, когда это при мне происходит, я тут же могу подозвать и объяснить. Но часто это происходит в детском саду или на футболе, где меня нет, и потом воспитатели-тренер рассказывают, я никак повлиять не могу, дома разговариваем, а он в следующий раз снова что-то такое делает. Мне правда кажется, что он просто хочет на себя внимание там обратить, может, чтобы с кем-то подружиться, но делает это криво и косо, и я издалека на это никак повлиять не могу. Как привить манеры нормального поведения со сверстниками, если послушал-послушал, а на следующий день снова сделал по-своему? И еще ситуация на днях. В садике ударил девочку в грудь, говорит воспитательница. Сын говорит, что ударил за то, что она хотела ему на голову раскрошенный мел насыпать. И он сработал на опережение, чтобы этого не допустить. Хотя я много раз ему говорила: "Не бей первым. Скажи громко и четко: "Не делай это! Мне неприятно". Но он в принципе говорит тихо и скромно, уверенности в голосе нет вообще. Даже стойка у него зажатая, плечики к шее подтягивает, сутулится. И конкретно в этом случае даже не сказал, а просто ударил, когда почувствовать опасность. Возможно, и девочка хотела это сделать, потому что чувствует в нем какую-то слабость, что сын как волк-одиночка в группе, тихий, скромный, с кривляниями и нарушением личных границ этими "бррр" и дуновением в волосы, типа как "мальчик для битья", короче, не знаю. В его характере мой муж узнает себя маленького. И это не плюс, он не был боевым, был такой примерный мальчик-отличник, и до сих пор ему проще уйти от проблемы, чем ее решать. Это я грудью на амбразуру лезу, младшие оба по характеру другие, в меня. Из чего я делаю вывод, что характер не изменить, старшего нужно принять таким застенчивым скромником мальчиком поодаль от большого коллектива. Но при этом как научить его правильно вести себя со сверстниками, чтобы и он не нарушал чужие интересы, при этом достойно общался, и себя в обиду не давал, если в ухо залетело, а эффекта ноль? И как вести себя с девочками? Девочек же бить нельзя, да. А если они его задирают или вот как сейчас мел на голову сыпят, то как правильно их отвадить?