Директ-костинг, экономический смысл. К уроку 13.
УрокиМаржинальный доход и методы расчета себестоимости.
Существует множество методов расчета себестоимости. Конечно же, они все чем-то различаются, но в принципе их можно разделить на две группы: методы учета на основе полных (FULL COST PRICING) и на основе неполных или переменных затрат (direct costing).
Методы расчета себестоимости:
1. Метод учета на основе полных затрат (full cost pricing)
2. Метод учета на основе неполных (переменных) затрат (direct costing)
При расчете себестоимости по первому методу, в себестоимость единицы продукции включаются абсолютно все расходы предприятия. Среди минусов такого метода можно отметить невозможность вычленить в составе себестоимости те затраты, которые имеют отношение конкретно к этой единице продукции.
В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что же обходится предприятию производство продукции, оказание услуг, осуществление того или иного вида деятельности. Поэтому сегодня часто в теории и практике управления себестоимостью и прибылью декларируется и применяется следующий принцип: самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и услуг.
В основу этой методики положено деление операционных затрат в зависимости от динамики объема деятельности предприятия на переменные и постоянные.
К постоянным относят затраты, величина которых не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. К ним можно отнести общехозяйственные расходы и др.
Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе в изменением объема производства. К ним относят расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др.
В системе калькуляции себестоимости по переменным издержкам (маржинальный метод, директ-костинг, метод учета по сокращенной себестоимости) постоянные производственные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли.
"Директ-костинг" дает информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменных или производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия).
Маржинальный доход (МД) - это превышение выручки от реализации над всеми переменными издержками, связанными с данным объемом продаж. Другими словами, это разница между выручкой от реализации и переменными издержками.
Существует два способа определения маржинального дохода:
МД = Выручка от реализации - Переменные затраты,
или
МД = Постоянные затраты + Прибыль организации,
Соответственно, если из маржинального дохода вычесть постоянные издержки, то получим величину операционной прибыли. В отчете о финансовых результатах, составляемом по такой схеме, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.
Таким образом, согласно методу переменных затрат (простой "директ - костинг") определяется маржа с переменной себестоимости, которая представляет собой излишек выручки от реализации по сравнению с переменными затратами.
Когда маржа с переменных затрат позволяет возместить сумму постоянных затрат, предприятие достигает "мертвой точки", или порога рентабельности, то есть финансовый результат равен нулю.
Под точкой безубыточности (мертвой точкой) понимается та точка объема продаж, в которой издержки равны выручке от реализации всей продукции, а прибыль, соответственно равна нулю.
Точка безубыточности может быть определена как точка, в которой разница между маржинальным доходом и постоянными затратами равна нулю, или точка, в которой маржинальный доход равен постоянным затратам.
Таким образом, главная роль в процессе выбора стратегии поведения организации - необходимость уделять достаточное внимание величине маржинального дохода. Очевидно, что добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации, увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных издержек, пропорционально изменять переменные, постоянные издержки и объем выпуска продукции.
Важно, что, применяя систему "директ - костинг" (систему учета сумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами (себестоимостью, выручкой, прибылью, маржинальным доходом).
Система "директ-костинг" дает возможность:
- установить связи и пропорции между затратами и объемами производства,
- получить информацию о прибыльности и убыточности производства в зависимости от его объема,
- прогнозировать поведение себестоимости в зависимости от объема или мощностей.
- Выделение суммы постоянных затрат в этой системе калькулирования позволяет показать влияние их величины на сумму прибыли, а изменение валовой маржи дает возможность выявить более рентабельные изделия и соответственно внести изменения в ассортимент выпускаемой продукции.