Подозрение на аутизм
НеврологияСегодня были у платного невролога, она подметила некоторые особенности, за которыми стоит наблюдать:
- редко откликается на имя;
- берет чужую руку и нажимает ею на пианино, например;
- ходит на носочках.
В полтора года сказали пройти тест на аутизм и при высоком риске снова идти к врачу.
Муж очень переживает, я уже как будто давно думаю про аутизм, поэтому шока нет.
На что стоит обратить внимание у ребенка?
Лучший ответ
sunny
Невролог не имеет компетенции подозревать или ставить хотя бы словесно диагноз "Аутизм". Это должен делать врач психиатр. Сейчас осмотр психиатра проводят в рамках детской диспансеризации в 2 года.
Платный невролог не равно хороший, к сожалению
16.05.2022
Ответить
Ватная Даша
sunny , да? Я не знала, что этот диагноз ставит психиатр. Она мне и сказала в 2 года пройти обследование..
16.05.2022
Ответить
sunny
Даша, ну вот рекомендовать в 2 года посетить психиатра может. Раскидываться диагнозами - нет
16.05.2022
Ответить
Eliii
Ну точно незнаю но из источников , понимание обращённой речи , указательный жест , взгляд в глаза , нету ли зациклиности , и многие говорят что ещё рано такие диагнозы ставить , ребёнок может перерасти , просто много общаться заниматься , любить !!! Я тоже очень переживаю за своего сына , тоже есть подозрение, надеюсь что просто накрутила .
16.05.2022
Ответить
Катерина
Если формально, на речь и разделённое внимание. Но если совсем по-чесноку, в этом возрасте все настолько еле уловимо, что без специалиста не разобраться.
У дочери в год и два была и жестовая просьба, и понимание речи, и имитация была, но специалист все равно увидел РАС: дьявол в деталях, как говорится.
Напишите Осину, он может выслать расширенную анкету - не ADOS, более информативный тест.
16.05.2022
Ответить
Катерина
Даша, дочери уже 7 почти. Много видано и читано за это время, но даже со всем этим багажом, и с пониманием того, что проблемы не рассосались, я иногда пересматриваю старые видео с ней годовалой и говорю себе - ну здоровый же ребёнок)))
16.05.2022
Ответить
Ватная Даша
Катерина, я до сих пор до конца не понимаю, что такое аутизм. Я так понимаю, разные проявления бывают у детей? Сильно отличается Ваша девочка от других детей?
16.05.2022
Ответить
Катерина
Даша, совершенно разные. Аутизм - фактически, одна большая помойка, куда сваливают всю детскую психиатрию. К тому же, РАС - это пресловутый спектр, на одном конце которого тяжёлые дети с УО, неречевые, с самоповреждением и тд, а на другом - просто странненькие.
С годами, конечно, всё более заметно, что дочь отличается. То, что нормально и даже мило в 2-3-4 года, в 6-7 уже выглядит странно. А в 14-15 будет вовсе стрёмно. Но, в целом, она на грани нормы, слава богу. Дома, вообще, не видно особенностей. В детском коллективе - пока голяк, но мы работаем.
16.05.2022
Ответить
Ватная Даша
Катерина, пусть у Вас все будет хорошо! Надеюсь, у Вас получится выравнить ситуацию в плане социума.
16.05.2022
Ответить
Катерина
Даша, психиатр, специализируется на РАС. Он принимает в Мск, но можно писать ему на почту за советом.
16.05.2022
Ответить
Катерина
Даша, да. Никто, кроме психиатра не имеет права (и компетенции) ставить или отметать РАС. Неврологи и логопеды, правда, отчего-то очень любят это делать, хотя их никто не учил дифференцировать психиатрические диагнозы. Благо, можно просто пропускать их мнение мимо ушей)
16.05.2022
Ответить
Катерина
Еленка, подняла старое заключение по итогам встречи в год и два:
Евгения, 1 год 2 мес.
Девочка осматривается впервые в связи с беспокойствами родителей из-за особенностей в развитии, особенностей в поведении.
При осмотре родители описывали следующие беспокойства:
- у Евгении не развивается речь - она почти не использует слов для обозначения желаний, редко повторяет за другими людьми отдельные слоги, хотя использует отдельные жесты (например, поднимает руки, когда хочет, чтобы ее подняли, использует указательный жест);
- особенности взаимодействия со взрослыми - Женя редко повторяет действия за другими людьми, плохо вовлекается в общие игры, делает только то, что ей интересно (а не то, что ей показывают). Часто для того, чтобы научить Евгению чему-либо, нужно физически направлять ее руку;
- часто не реагирует на обращения и речь взрослых, при этом может выполнять отдельные инструкции, бытовые инструкции.
Родители описывают, что дома и на улице Евгения довольно активна, много ходит, много играет с игрушками. Много рисует, любит играть с музыкальными игрушками. Вместе с этим вовлечь её в общие, совместные игры часто не получается. Евгения легко и быстро отвлекается. Может расстраиваться, если родители настаивают на собственной предложенной деятельности. Евгения почти не вовлекает взрослых в игры по своей инициативе.
Бытовые навыки формируются по возрасту (она ест самостоятельно), не отмечается соматических нарушений, нарушений сна.
Информация полученная во время осмотра (психический статус)
Во время осмотра Евгения активна и подвижна: ходит по кабинету, берет некоторые интересные ей предметы, с некоторыми непродолжительное время играет.
Девочка замечает врача, разглядывает его, в начале встречи немного смущается (отворачивается, подходит к матери), затем привыкает. Часто подходит к матери, к отцу, после того, как привыкает, и к врачу.
Довольно часто отдает им различные предметы, которые находит, но при этом не приглашает в совместную деятельность с предметами: просто передает и отходит.
Во время осмотра не делится радостью и вниманием к тем вещам, которые вызывают ее интерес (не показывает пальцем, не наблюдает за эмоциональными реакциями взрослых на те вещи, которые вызывают ее интерес).
Привлечь внимание Евгении к той или иной деятельности во время осмотра несложно. Девочка живо интересуется предметами, которые ей предлагает врач, реагирует на обращения по имени, прослеживает за указательным жестом врача. Однако, выстроить совместную деятельность с игрушками оказывается сложно - Евгения быстро отвлекается и часто совершает действия с предметами по-своему (не в контексте предложенной врачом игры).
Девочка повторяет некоторые действия за врачом, но требуется настаивать на предлагаемой деятельности: многократно повторять действия, привлекать внимание девочки для того, чтобы она повторила.
Эмоциональные реакции яркие и выразительные, но в основном автономные и связанные с собственной деятельностью.
Женя устанавливает зрительный контакт, смотрит на родителей, на врача (в начале осмотра вообще внимательно за ним наблюдает), но не смотрит в те моменты, когда врач предлагает ей игру, не следит за тем, куда он смотрит. От тактильного контакта с матерью, с отцом девочка не уклоняется.
Во время осмотра Евгения не пользуется речью (не обращается с просьбами, не повторяет слов, не отвечает на вопросы), вообще мало издает звуков, почти не лепечет.
На обращения по имени реагирует хорошо. Но почти не выполняет инструкций (выполняет в основном инструкции в одно действие, часто сопровождаемые жестовой подсказкой). Несколько раз использует указательный жест, в основном для того, чтобы обозначить желание выйти (подходит к матери и показывает на дверь), но в этот момент на лицо тех, к кому обращается не смотрит.
Собственная деятельность во время осмотра с заметной тенденцией к однообразию, повторяемости, девочка интересуется игрушками, но играет с ними просто, часто повторяя одни и те же действия (например, многократно кладет крышечку на чашку). Много времени проводит просто перенося в руках игрушки, при этом стремится к тому, чтобы носить в руках красные предметы (выбирает красную машинку, красного жука среди всех игрушек).
Заключение
На основании моих наблюдений и собранной информации я прихожу к следующим выводам:
В настоящее время следует констатировать задержку развития речи у Евгении.
В этом возрасте дети могут использовать от трех-четырёх до нескольких десятков слов, обозначать с их помощью свои желания, отвечать на вопросы, активно и много использовать жесты для обозначения желаний. Евгения пока этого не умеет.
Очень важно понять, что именно является причиной отставания в развитии у нее этих важных навыков.
Наблюдая за Евгенией я выделил две важные вещи, которые, на мой взгляд, ей мешают эффективно учиться речи:
- у Евгении довольно маленькая собственная социальная мотивация. Это проявляется в том, что она мало времени сама инициирует двустороннее взаимодействие с другими, например, во время встречи Евгения не показывала на предметы, с которыми она играла, не делилась радостью и увлечением со взрослыми (она отдавала предметы, передавала их в руки, но не выстраивала вокруг предметов общей деятельности), ее было непросто вовлекать в общие игры. Это - проблема потому, что именно благодаря заинтересованности в общении дети часто и много подходят к родителям - основному источнику информации - и учатся у них. Сейчас же у Евгении получается мало моментов, в которые она сама инициирует взаимодействие, чтобы чему-то научиться.
- у Евгении есть общие сложности с коммуникацией. Она как будто пока не понимает, что можно общаться с другими людьми, используя для этого какие-то символы или знаки, то есть она не только не использует слова, но недостаточно активно использует и жесты (часто капризничает никак не обозначая, что ей хочется или не хочется). Видно, что ей очень сложно просить как вербально, так и не вербально.
16.05.2022
Ответить
Ватная Даша
Катерина, Я прочитала и начала опять заморачиваться. Хотя головой понимаю, что только психиатр может дать оценку 😒
16.05.2022
Ответить
Катерина
Даша, не, не заморачивайтесь, правда. У малышей проблемы только специалисты видят ясно
16.05.2022
Ответить
Яна
Катерина,
Вы прям описали наш поход к психиатру. Все повторяла , нам передавала ., в глаза не смотрела. Только мы прошли в 1.4 Есть подозрение на аутизм у нас . Когда начала в глазки смотреть? Переросла дочка это? Во сколько начала говорить?
20.01.2023
Ответить
Катерина
Яна, ну взгляд в глаза - такая мелочь, в сущности. На нём свет клином точно не сошёлся) Разделённое внимание хорошо работает как маркер развития, но для обучения важнее спонтанная имитация, имитация в игре и речевая имитация.
Поэтому на глазном контакте не зацикливалась, следила за другими, более важными вещами.
Речь хорошо пошла на фоне aba-терапии. Начали aba vb в полтора (на тот момент было всего несколько неустойчивых просьб). К двум была уже устойчивая простая просьба. Активный словарный запас был слов 40, пассивный - более 100 (очень характерный симптом нарушения коммуникации, когда ребенок знает много слов, но не использует их). В два получили диагноз аутизм. В 2,5 была уже фразовая речь (хотя и лепетная), в 3,5 - развёрнутая. Но диагноз от этого никуда не делся, естественно. Сложности коммуникации в той или иной форме останутся, думаю, навсегда.
У многих с началом речи проблемы не заканчиваются, а, наоборот, лишь приобретают новые, экзотические краски))
20.01.2023
Ответить
Тигр
Катерина, да уж... Моя дочь почти такая же. А ей всего год. Единственно что она делается игрушкой и орет, пока я не посмотрю. Но у нее лепет, слов вообще нет. Указательный жест это рука.
Помню я с сыном поэтому поводу сходила с ума. Тоже неадекватным казался. Но он же перерос. Нормальный ребенок.
У вас дочка сейчас хорошо говорит?
16.05.2022
Ответить
Катерина
Еленка, ну она уже взрослая совсем. Речь развёрнутая, образная. Все части речи использует верно.
У нас другая проблема - с незнакомыми может вообще не заговорить. Очень стеснительная
16.05.2022
Ответить
Аня
В вашем возрасте было то же самое. Про хождение на носочках спрашивала у ортопеда, сказала: в этом возрасте они хоть как ходить могут, ну вот нравится ему так, вот и ходит
Сейчас 1.10, всё в норме. Не парься, такие диагнозы родителям озвучивать в таком возрасте нельзя 🤷🏼♀️
29.05.2022
Ответить
Надежда
Мне кажется у Вас все хорошо, мне много очень попадается мам в тик токе которые описывают, рассказывают и показывают своих детей у которых аутизм, им поставили диагнозы после 2х лет не раньше. Мне кажется Вам не стоит волноваться.
17.05.2022
Ответить
Ватная Даша
Надежда, пока что навострили ушки и наблюдаем. Спасибо) Ко мне можно на «ты» 😉
17.05.2022
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.