Парк на столе. Самостоятельные игры и свободные мамины минуты...
Растем и развиваемся
Сегодня утром Дима при минимальном моём участии разбил самый настоящий весенний парк на столе))) А началось все с того, что мне надо было помыть посуду, а малыш увидел где-то наверху, среди моих складов, ветки.

Самостоятельные игры, безусловно, очень удобны для меня. Но и "платить" за них приходится сокращением времени игр совместных.
Убегает))) Не успеваю строить башни! А раньше построил бы сам.

Дима стал играть сам примерно с возраста 2 года и 2 месяца. Т.е. он и до этого иногда мог поиграть сам перед завтраком (минут 10-20), например. Но участие взрослого было очень желательно! Сейчас же он сам что-то придумывает, рассказывает об этом и все сам расставляет. Иногда даже не дает нам трогать его фэн-шуй))) И очень любит наши комментарии в игре и обсуждение с нами происходящего.
В чаепитии лего-человечков нам удалось поучаствовать всей семьей.

Чаще всего на данный момент димины игры проходят на обеденном столе. Он пока хочет играть рядом с нами, а заняты мы чаще всего на кухне. Самостоятельные игры как раз и начались в период моей внезапной загруженности домашними делами.
Один из варинтов игры пока я мою посуду - смешение цветов. Я заранее подготовила льдики зеленого и желтого цвета, которыми Дима с радостью окрашивал воду в стаканах.

Чаще всего, игры связаны с машинами: парковка, пробка, движение по разным дорогам, авария и т.д. На втором месте - новогоднее ещё увлечение - развешивание шариков. Собственно то, что стоит ближе всего и за чем даже не надо залезать в ящик.

По началу я очень переживала, что играет малыш сам только в машинки. Причем, он думал о них и вне игры, занятия наши стали прерываться этими мыслями - сын просто говорил "Всё!" не потому что надоело лепить или рисовать, а потому что придумал что-то новое в игре в машины и бежал реализовать. Если ранее мы могли увлечься развивашками на минут 40, то вдруг большинство игр наших прерывались через 10-15 минут.
Бывали и более скоротечные - рисовали на молоке мы , наверное, минуту)))

Но бывали игры и долгие. Например, с раскрашенным рисом, гидрогелем, с фигурками во льду, опыты с содой, раскрашивание семьи картонных жирафиков, и, наконец, поиски сокровищ в манке и отрубях.

Обдумав все, я перестала переживать и иногда даже стала радоваться самостоятельным играм. Теперь я могла (впервые за два года!) погладить при сыне, почитать свою книгу или начать готовить материалы для следующих игр. Но всё же иногда мне казалось, что я стала ленива и фантазия моя иссякла. Смешно!

Сейчас я понимаю, что с фантазией все хорошо, а сын просто теперь будет играть больше сам. Это - один из показателей развития. И как раз сейчас - самое время правильно организовать его игровое пространство. В моем понимании - обеспечить доступ к множеству мелких и не очень деталей, из которых, играя и сочиняя, Дима мог бы стоить свой выдуманый мир. Пожалуй, этим мне и надо активно заняться в ближайшее время.

Често говоря, я немного побаиваюсь.
Во-первых, на съемной нашей квартире, полочку прибить боязно и места мало.
Во-вторых, хоть Дима и знает правила игры (не брать ничего в рот, не раскидывать, складывать после игры все на место) и старается следовать им, но я также понимаю, что проверить меня ему обязательно захочется. И это желание - вовсе не повод держать краски, кисти, мелки, бумагу, крупы, ветки, ленты, пластилин, бусины, пуговицы, шишки, каштаны, желуди, камни, ракушки, стразы и прочее самое интересное в укромных местечках. Не видя всего этого Дима не может вспомить сам обо всем и захотеть этим играть. Тем более, что любимая игра у него есть. Мне всеми способами надо напоминать малышу о многообразии интересного вокруг!

P.S. Мы иногда ходим в ГКП, где воспитателем работает детский психолог. Однажды, не так давно, я задала ей вопрос об игре. Я в это время сидела в одном конце комнаты, а Дима носил мне машины и игрушки с другого конца и просто складывал рядом (так он иногда делала в гостях, если я заболталась с мамочками).
Я спросила психолога, что происходит и зачем Дима так делает, верно ли веду себя я, сидя и не играя, но комментируя игру. Анна Александровна ответила мне, что в возрасте с 2 до 3 детям ещё очень нужен старший партнер по играм, тот, кто задает тон и придумает сюжет. Пока идет накопление опыта и дети могут играть уже сами по преждним сюжетам, но придумать свой пока не в состоянии.
Но, если родители постоянно вовлечены и не делают при ребенке ничего из своих дел, то малыш не успевает до 3 лет прочувствовать существование отдельного родительского пространства, он не сможет понять, что есть отдельно мама, и есть он, не сможет прочувствовать существование своего "Я". И тогда, не научившись играть самостоятельно в этом возрасте, он будет уже яростно требовать постоянного внимания и участия родителей. Криками, истериками, обидами.
Самое главное сейчас в игре проговаривать эмоции: свои, ребенка, кукол, чашечек, машин - как будто все игрушки одушевленные. Например, если игрушку бросили, она расстроилась и плачет (покажу как)...вот так...и т.д. Возраст с 2 до 3 лет - время перемещения интереса ребенка от изучения новых форм к изучению пониманию эмоций.
Полезно иногда сходить в садик)))
Наши с малышулей 22 и 38.
P.P.S. Листая фотографии последнего месяца я насчитала 24 различных занятия...пожалуй, с фантазией все в норме))) Пусть даже некоторые из игр были скоротечны, но они были интересны Диме. Фотографии прочих я не оставляю.
А я ещё про театр забыла рассказать...и про то, что мы начали играть в настольные игры и игры на внимание. Пока совсем чуть-чуть, но регулярно, изо дня в день. И, конечно, продолжаем читать! читать! читать!
