Войти Регистрация
Всё о НЕТЬ и НЕ БУДУ
Начинаем прививать хорошие манеры, ищем подход к ребенку. Обсуждаем вопросы психологии, воспитания и развития детей от года до 3-х включительно.
49194 участника, 59584 вопроса

Про кризис трех лет, «неть» и книги

Та-да-да-дам! По-моему, я заняла последнее место в рейтинге «Самый активный комментатор в интернете». А всё почему? Потому что так вышло, что я тут между делом сижу в декрете и, одновременно, работаю, поэтому на комментарии отвечаю, как Онегин на письма Татьяны. То есть, с одной стороны, мне гораздо быстрее это сделать ртом, но ртом в интернете никак. С другой стороны, эпистолярно я тоже могу, но иногда лягу вечером пластом перед ноутбуком, предварительно ответив на 1024 «почему» и думаю… потом еще думаю… потом еще чуть-чуть… потом не думаю… а потом смотрю фильм или читаю. В общем, «отвечатель» на комментарии из меня, как из Онегина - муж.

Но! Я читаю все комментарии и так как у многих возник один и тот же вопрос в предыдущем посте, то отвечаю на него оптом. Даже на два вопроса. Коротко и тезисно.

Вопрос 1 - книги.

Про книги уже всё было сказано. Этот список еще можно разбавить кучей других авторов и списков таких в интернете тьма. Ищите и обрящете. Но если у вас вдруг со временем так же, как у меня, а информационный голод душит, но информацию просит исключительно короткими абзацами, но никак не книгами, то сходите уже, наконец, в Википедию. Очень кратко и очень про кризис трех лет.

Вопрос 2 - неть.

Многие спросили, как мне удается уговаривать Алису на что либо без истерик. Отвечаю. Удалось это не сразу и иногда девочке Алисе по-прежнему удается довести мать до такого состояния, что кажется, единственный верный способ собрать ее на прогулку - это вылить на нее ведро воды. Такого я, конечно, не делала, иначе ведь потом замучаешься пол вытирать. Но, повторюсь, это редкость, что бы прямо вот так, с ведром.

И еще. Всё, что работает с Алисой, может вообще не подействовать на ваших детей. Не потому что Алиса уникальная и у меня черный пояс по детям. А потому что фиг их разберешь этих детей.

Итак. Озвучу принципы, которые помогают мне справляться с трехлетней девочкой.

____________________________

Если девочка Алиса закатила истерику, а я была не в силах слушать её и повелась, значит, истерики по этому поводу будут продолжаться. Если я кремень, то, либо эта истерика будет последней, либо еще повторится пару раз, но в итоге девочка Алиса иссякнет.

Здесь надо сделать пояснение. Что такое кремень все знают? Поясняю. Кремень - это когда стоишь рядом с бьющимся в истерике ребенком и источаешь, нет, не лучи добра и любви, не электрические разряды ненависти, и не волны пэмээса, а источаешь пофигизм. Здоровый такой, взрослый пофигизм, что в данном контексте не означает отсутствие эмпатии. Всего лишь некая отстраненность от происходящего. Что в первую очередь полезно для родителя, потому что важно, чтобы родитель жил долго и счастливо, а не изгонял из себя неврозы.

Вот маленький тест, позволяющий понять, какого именно дзена необходимо достичь.

Вы за рулем автомобиля, стоите на красном. Дорогу начинает переходить 90-летний дедуля, идет еле-еле, опирается на палочку, тащит сетку с батоном и молоком, сгорбленный почти под 90 градусов, борода путается в коленях. Вам загорается зеленый, а дедуля тем временем одолел только 10% дороги. Что вы делаете?

а) Бьетесь головой об руль.

б) Сигналите ему как можно громче, если не помогает, то высовываетесь в окно и орете, что, мол, давай уже шевели булками, хрыч колченогий.

в) Сидите и спокойно ждете, пока дедуля перейдет дорогу, а, возможно, даже выходите из машины и помогаете ему донести батон.

Понимаете, да?

Все эти возрастные кризисы - это нормальное естественное состояние ребенка. Чем грамотнее и спокойнее вы реагируете на них, тем быстрее закончится кризис.

____________________________

Односложные команды. В этом смысле 2-3 летние дети почти как собаки. Когда что-то объясняете, не надо разводить демагогию и читать нотации, дети не оценят и не поймут. Пример:

Правильно «в розетку лезть нельзя».

Неправильно «сыночек, котенок, не суй пальчики в розетку, хорошие мальчики так не делают, а ты же знаешь, что мама любит только хороших мальчиков, там живет ток и он может тебя укусить больно за пальчик, пальчик покраснеет и разбухнет, нам придется вызвать врача и поехать в больницу, а в больнице очень невкусная кашка, железные кроватки и общий туалет».

А вот реальный пример из нашей с Алисой жизни. Так как я сейчас работаю и временно удаленно, то мне требуется несколько часов в день полного сосредоточения. Девочка Алиса говорит слово «мамочка» примерно каждые 20 секунд. Мамочка то, мамочка сё. Мамочка, проработав в таком режиме примерно месяц, готова была биться головой о клавиатуру, орать и выражать свою гражданскую позицию прочими некультурными способами. Я говорила так: «Алисочка, подожди, котенок, маме надо поработать. Дай мне десять минут и я с тобой поиграю». А Алиса отвечала: «Мама! Мамочка, возьми лошадку, а я возьму попугая, и мы будем играть в больницу!».

В общем, я чуть с катушек не съехала. А потом, освежив в памяти, информацию о детских возрастных особенностях и заскоках, однажды я твердо и спокойно сказала Алисе: «Я не буду с тобой сейчас играть». И точка. Звучит как психологическая травма, но, поверьте, во первых, не травма, а, во-вторых, работает. Без всяких «подожди минутку», «еще чуть-чуть». Дети просто не понимают этих минуток и чуть-чуть. Алиса сначала, конечно, закручинилась, запричитала нечеловеческим голосом, понегодовала для приличия минутку, а потом спокойно пошла играть. И у нас теперь есть правило - я завожу будильник (скажем, на полчаса-час) и пока он не зазвенит, Алиса меня не трогает и дает маме поработать. Как он прозвенит, я всё откладываю и играю в больницу 15 минут.

Та же самая история была с перебиванием взрослых. Общаться с кем-то, когда рядом Алиса - было трудновыполнимой задачей. Потому что Алиса считала, что она - центр вселенной и все обитатели вселенной должны с ней играть и всячески развлекать 24/7. Вылечилось это так же просто. Однажды я сказала взахлеб перебивающей меня Алисе: «Я не буду сейчас тебе отвечать». И всё. Почти сразу как рукой сняло. И чем дальше, тем становится лучше. То есть ребенку надо было всего лишь односложной, спокойной, уверенной фразой сказать, как именно будет. Без сюсюканья и нотаций. Сказать «я не буду тебе сейчас отвечать», продолжить разговор, который ребенок пытался прервать, а когда закончите, обратиться к нему и спросить, чего он собственно хотел и уделить внимание.

Ребенок, когда первый раз услышит твердое «я не буду тебе сейчас отвечать», «я не буду с тобой сейчас играть», «я не куплю тебе эту игрушку» и т.п., может заорать, упасть на пол, разрыдаться, тихо обидеться, избить диванную подушку - всё, что угодно. Задача - никак на это не вестись. Не начинать отвечать, не начинать играть, не покупать игрушку. Не ругать! Не истерить в унисон. Перетерпеть. Кремень, помните? Сказали «я не буду», значит, не делайте. Ребенок переживет фрустрацию и намотает новое правило на ус. Главные в семье - вы. И вам решать, можно ли в вашей семье перебивать других, можно ли не уважать чужое личное пространство, можно ли считать, что кто-то центр вселенной, а остальные - обслуживающий персонал и аниматоры. Можно? Ок. Нельзя? Сообщите об этом ребенку односложной понятной фразой и подтвердите эту фразу действиями. Всё это относится к границам. А границы - это жизненно важная вещь для растущего организма. Дети без границ и утопающие во вседозволенности, в будущем часто становятся постоянными клиентами наркоторговцев. Надо искать золотую середину.

____________________________

Что еще... Сборы на прогулку. Самое легкое это когда ребенок страстно любит гулять. То есть, если говорите Ванечке, чтобы он одевался, а Ванечка говорит «неть» и начинает играть в догонялки и паровозики, то просто сообщаете Ванечке «ну неть, так неть» и не идете на прогулку. Ванечка переживает, страдает, мучается, сидит весь день дома, катает паровозик туда-сюда и пытается сделать логический вывод. И с какого-то раза (кто-то с первого, кто-то с 21-го) начинает сам собираться на прогулку, не вынося никому мозг.

Алиса не Ванечка. Ей везде прекрасно: и дома, и на улице. Никаких переживаний из-за того, что мы не пойдем гулять, нет. Поэтому у нас есть три правила выхода на прогулку.

1. Я начинаю морально готовить ее к прогулке примерно за час до выхода. Просто словами. Напоминаю, напоминаю и напоминаю. Никому не понравится, если его резко выдернуть из интересного занятия, а детям это не нравится вдвойне. Напоминаю буквально каждые 5 минут. То есть могу и заколебать.

2. Я выдаю одежду Алисе и начинаю собираться сама, попутно сообщая, что ждать ее я не буду и, кто не успел, тот опоздал. Это подгоняет ее. Еще можно добавить соревновательный элемент - кто быстрее наденет носки, тот выиграл.

3. Даю иллюзию выбора. Ты в каких колготках пойдешь: в синих или зеленых? На какую площадку пойдем: с желтой горкой или с собаками? Какую игрушку с собой возьмешь: жирафа или слона? Чем больше самостоятельного выбора, тем охотнее Алиса собирается.

Совокупность этих трех правил дает неплохие результаты. И опять же всё максимально твердо и уверенно. Но твердо - не значит грубо.

____________________________

Я-послания. Очень эффективная вещь и очень полезная для ребенка. Приучите себя говорить не «какого красивого динозавра ты нарисовала», а «как мне нравится этот динозавр». И так во всём. «Я обожаю, когда ты убираешь игрушки на место». «Я в восторге от того, как ты чистишь зубы». «Боже, как мне нравится, когда ты сам надеваешь колготки».

____________________________

Положительное подкрепление. Буквально заставляйте себя. Потому что мы так устроены, что плохое замечаем и говорим об этом, а хорошее воспринимаем как данность. Оделся ребенок на прогулку быстро, сам и без выноса мозга, восхититесь в форме я-послания «Как мне нравится, когда ты быстро собираешься на прогулку! Я просто счастлива от этого!». Никогда не ел кашу и вдруг без уговоров съел всю тарелку, тут же сообщите ему, что вас сейчас порвет от радости.

____________________________

И последнее.

Дети - это не солдаты, а мать - не командир. Дети - это люди. А людям обычно не очень нравится, когда ими командуют, но на вежливые просьбы мы реагируем вполне мирно. То есть между фразами «Налей борщ!» и «Я так устал сегодня, ты не могла бы налить мне борщ?» - огромная разница. С ребенком надо разговаривать точно так же, а не отдавать ему с утра до вечера команды: съешь кашу, убери игрушки, не бегай, не сиди, не лезь, ложись спать, иди чистить зубы и прочее. Уважение, вежливость и волшебное слово «пожалуйста» творят чудеса.

____________________________

На этом, мои дорогие счастливые обладатели трехлетних детей, заканчиваю умничать и напоминаю, я рассказала только о том, что дает плоды в нашей с Алисой жизни. Каждая пара «мать-ребенок» уникальна, поэтому то, что работает с нами, может не сработать у вас. Пробуйте разные варианты и никогда сразу не опускайте руки. Очень многие дети и очень часто понимают далеко не с первого раза.


Нифига себе коротко и тезисно у меня получилось…

Комментировать

Комментарии

Холера 14 января 2017, 19:42
Россия, Тюмень

Ален, если кратко, у моей ярче всего из всех тезисов "я сам", это я сам длится уже месяца 4-5 и только набирает обороты. Конечно не всегда это "я сама!" адекватно, и попробуй только отказать! Это же все, конец света! Как ты действовала обычно? Обычно я конечно даю волю, но если к примеру я 100% знаю что она сама не может или просто нельзя, молча делаю под вопли, потом как дура через ее вопли пытаюсь пробиться и донести почему не дала, она не слышит, я накаляюсь, ору в ответ. Даже со стороны сейчас ну полный маразм. А она падает театрально на пол и бьет ногами, руками, или ОРЕТ, чем приводит мою нервную систему в негодность.

Ответить
Казахстан, Алматы

Вы вывести на прогулку не можете, а я наоборот завести домой с прогулки))) идет домой, только если погуляем 5 часов подряд

Ответить
🔥
Россия, Санкт-Петербург

У нас это тоже не просто)

Ответить
Казахстан, Алматы

Напишите, пожалуйста, тогда ваши методы заведения ребенка домой?)))

Ответить
Moon 31 августа 2016, 10:17
Кипр, Лимассол

Я помню из книги.

Нужно так же заранее сообщить ребёнку, что до окончания поогулки осталось столько то. И напоминать сколько времени осталось. Сказать что интересное будет дома. Вкусная еда и любимая игрушка ждёт, надо ей рассказать что интересного было на прогулке. Можно попрощаться со всеми качелями и каруселями, песочницей. Выбор- последний раз съехать с горки или взабраться по лесенке.

Ответить
КатеринаА 10 апреля 2016, 01:06
Россия, Долгопрудный

Про сборы на прогулку: я так же делаю, и напоминаю заранее и выбор предоставляю. Как-то интуитивно это ко мне пришло, и действительно это работает!

Ответить
Россия, Казань

Мужу послала ) а то он не умеет говорить сыну :" нет" и " нельзя " спасибо , Ален )

Ответить
МамаТимоФея 5 апреля 2016, 22:34
Россия, Москва

Спасибо за идею про будильник!

Ответить
Алёна 4 апреля 2016, 20:52

Так тезисно и коротко, что не оторваться =) Вам бы книги писать!

Ответить
Стелла Беспородная 4 апреля 2016, 20:41

Очень хорошая статья, пишите ещё!

Ответить
Россия, Ханты-Мансийск

Спасибо, очень актуальная тема сейчас для нас. Пока ищу наш подход, пока бывает сложно, а в общем жить можно .

Ответить
Россия, Барнаул

прочитала ток до середины - яростно плюсуюсь, всё что написано - истинная правда. кто взрослый? родитель взрослый. как сказал - так и будет. точка.

п.с. взрослый может подумать и передумать - такое бывает

Ответить
sheshez 4 апреля 2016, 09:36
Россия, Санкт-Петербург

О! У нас старшему, как раз, три года. Мне все советы в кассу!

Ответить